Выставки

Вся Япония в ЦДХ

Японская культура в России – явление уже устоявшееся, уверенное в себе и своих почитателях. Аниме, манга, косплей или J-pop уже давно объединяют великое множество молодых и талантливых людей. Посему не странно, что в Москве ежегодно проходит большое количество фестивалей японской культуры. Среди них – Anima3x (Аниматрикс), Московский аниме-фестиваль, J-rock конвент и Crazy J-Rock Party, а также различные мастер-классы, лекции, показы фильмов, вечеринки для любителей косплея и фотовыставки. Несмотря на это, для многих остается загадкой, что же это за аниме такое, чем так пленит косплей и почему J-rock становится в России все популярнее.

Аниме (от англ. Animation) – это анимация (мультипликация), но относится он исключительно к японскому продукту, то есть аниме – мультфильмы, созданные только в Японии, как и манга – японские комиксы, которые в Стране восходящего солнца читают все, от мала до велика. Многие до сих пор в плену у стереотипов о том, что жанр аниме – это длинноногие девушки. Однако у аниме есть действительно серьезные представители, их образы зачастую складывались на основе традиционных для Японии мифов, легенда, сказаниях и даже притчах. Именно такие персонажи помогают подрастающему поколению усвоить понятия добра и зла, вражды и дружбы, чести и бесчестии.

Историческая сводка:

Считается, что год рождения аниме 1917, именно тогда появился «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё») Дэкотэна Симокавы.
   Самым первым аниме-сериалом в Японии является «Календарь в картинках студии Отоги» (1962 г.).
   Самым ярким первым сериалом был «Могучий Атом» (Tetsuwan Atom, 1963 г.). Он, конечно, был черно-белым и выделялся на фоне прочих мультфильмов наличием своей нестандартной структорой: сериал имел мета-сюжет. Мини-сюжет был в каждой серии, из которых связывалась единая история. Приемы «ограниченной анимации» (limited animation), также впервые использовались именно в «Могучем Атоме», они стали канонами аниме. Такой подход состоит в экономии количества кадров в мультипликации, зато детальная проработка фона и персонажей осуществляется с наибольшим вниманием и кропотливостью.
   

Классические признаки аниме:

• У героев очень большие глаза – такой прием подчеркивает юность, открытость, наивность, доверчивость и т.п. Глаза такие совсем неслучайно: во-первых, раньше большие «светящиеся» глаза с длинными ресницами рисовали только у персонажей сёдзе-манги, потому что на Востоке такое сочетание считается очень красивым; во-вторых, глаза в японской анимации – это центральный объект лица.
   • Посреди сериала герой может легко «превратиться» в плюшевую зверюшку с соответствующими атрибутами типа ушек или хвоста. С помощью такого приема авторы подчеркивают наивность героя и несерьезность его поведения.
   • Капелька пота, появившаяся у персонажа, означает, что он погружен в собственные переживания о своей нерешительности или страхе.
   • Если у героя «стекает» вниз уголок рта, значит, он нервничает и охвачен стрессовым состоянием.
   
   Нельзя отрицать, что на данный момент аниме в России – это тренд, ценителей японской мультипликации у нас становится все больше. Каждый второй подросток коллекционирует анимешную атрибутику и участвует в «костюмированной игре». Речь идет о косплее: термин образован сокращением английского costumed play. Все чаще в России организуются различные фестивали, на которых фанаты всего японского перевоплощаются в своих любимых персонажей с помощью воссоздания костюмов и всей соответствующей атрибутики. В нашей стране косплей только набирает обороты, но все чаще на тематических вечеринках можно встретить профессиональных косплейеров, чьи костюмы отличаются очень высоким уровнем соответствия оригиналу, богатством отделки и прочим антуражем.
   

Ближе к людям

В конце ноября в ЦДХ прошел очередной J-FEST – грандиозный Фестиваль японской современной культуры. И если в прошлые годы он был посвящен лишь молодежным субкультурам, то в этот раз дирекция фестиваля расширила рамки: Третий фестиваль японского современного искусства угодил любым возрастам и запросам. Почитатели культуры Страны восходящего солнца смогли насладиться молодежной модой, аниме и мангой, музыкой, современным танцем, поп-артом, национальной кухней, компьютерными технологиями и играми. В дополнение к этому тетий J-FEST являлся своеобразным благодарственным жестом со стороны Японии в ответ на значительную помощь, оказанную Россией в ликвидации последствий мартовского землетрясения в регионе Тохоку.
   
   Весь этот праздник организован Посольством Японии в России и обществом «Россия-Япония» при поддержке Правительства города Москвы. Секретариат – продюсерский центр «Japan Art Rainbow».
   На фестивале было состоялись:
   
   • показ одежды брендов токийского модного квартала, дефиле и конкурс «лолит» от Gothic?Lolita Festival, демонстрацию искусства создания причесок и макияжа от японской люксовой сети салонов красоты Ash, лекцию на тему «Анатомия токийской моды» от популярного уличного фотографа и блогера Рэи Сито
   • премьера двух полнометражных фильмов: «Стальной алхимик» и «Хаятэ, боевой дворецкий», знакомство с сериалом «K-ON!», лекцию о современных культурных трендах в Японии и мире от журналиста и медиаконтент-продюсера Такамаса Сакураи.
   • первый всероссийский конкурс фотокосплея, в котором приняли участие фотохудожники из стран СНГ: темы работ не ограничены узкими рамками костюмированной игры, они также затрагивали уличную моду, традиционную анимацию или японскую музыку.
   • программы от Киотского университета Сэйка: мастер-классы по созданию комиксов, изготовлению популярной куклы Munny, компьютерные мастерские с говорящими названиями «Интерактивный дом с привидениями», «Виртуальное сумо», «Изменение лица» и др.
   • показы 12 уникальных картин от Харука Макита, на которых герои комиксов манга вживлены в обстановку традиционной японской гравюры.
   • показы молодых художников из объединения UWN!, которые шокировали зрителей импровизацией с участием привидений.
   • видеоконцерты женской идол-группы Morning musume, живые выступления телеведущей и певицы May J., королевы квартала Акихабара Харуко Момои, а также J-pop – KAN, показ лучших роликов от Japan Media Art Festival, демонстрация японских фильмов в режиме нон-стоп, уникальный перфоманс двух блестящих артистов — короля андеграунда, музыканта Кэидзи Хаино и танцора буто Такетеру Кудо, клубные вечеринки с участием японских ди-джеев, в том числе ветерана клубной жизни unc TK.
   
   Но одно дело – сшить костюмы, оценить участников конкурса фотокосплея, побродить по стендам, лекции послушать, а совсем другое – выучить канну и кандзи. Так называются японская азбука и иероглифы. Поэтому хочется обратить внимание на финал конкурса школьных и студенческих групп Anime Bands Contest, организованный компанией Yamaha Music, который проходил в вечернее и ночное время в рамках J-Fest-2011. Yamaha Music с большим уважением относится к богатой музыкальной истории и культуре России, к профессиональному уровню и таланту молодых российских музыкантов, поэтому подготовила призы, которые придутся по вкусу даже самым взыскательным – это музыкальные инструменты топового уровня.
   
   Результаты голосования стали известны 20 ноября, и зрителей ждал интересный сюрприз: в этом году победителями стали сразу 2 группы! Это группа Dorama!! (Москва), ставшая лучшей группой по мнению жюри конкурса, а также гость фестиваля, группа HI-MI-TSU DESU!, приглашенная к участию компанией Yamaha Music, и получившая специальный приз «Выбор Yamaha». Музыканты из HI-MI-TSU DESU! не прошли в финал по результатам интернет-голосования, но поразили представителей компании Yamaha Music своим искренним исполнением кавер-версий хитов японских групп и невероятным артистизмом.
   
   О том, чем так пленит японская культура, как выучить японский язык и что такое победа на всероссийском конкурсе Anime Bands Contest рассказали лидеры команд-победителей Антон Матлин из группы Dorama!! и Ame (она же Мария Бабанова) из HI-MI-TSU DESU!
   

Антон Матлин, Dorama!!:

«Япония и музыка для меня неразрывно связаны. Увлечение музыкой я начал именно с японских исполнителей. До этого были, конечно, обычные школьные увлечения того времени - Ария, Linkin Park, Metallica, Limp Bizkit – группы, которые слушали почти все сверстники в той или иной степени. Но что-то свое в музыке я нашел именно благодаря Японии и J-року. Сочетания визуальных образов и музыкального наполнения нашло отклик в моем сердце и положило начало моей влюбленности в эту уникальную музыкальную культуру. Я думаю, у ребят во многом схожие взгляды. Разве что не все ставят именно японскую музыку во главу угла, но уважением она пользуется у всех.
   Пришел к японской музыке через увлечение японской культурой. В детстве культурный шок от просмотра первых аниме был настолько огромен, что буквально через год родители отправили меня учить японский язык с репетитором - сын приехал с летних каникул у бабушки с тремя толстыми тетрадями, полностью исписанными каной (японская азбука) и кандзи (иероглифы). Потом была аниме-косплей тусовка, еще на заре зарождения ее в России. Поездки на фестивали поклонников японской культуры, косплей, выступления в караоке-конкурсах. Затем был Восточный Университет при РАН, который я не без проблем с успеваемостью закончил (музыка и творческая деятельность стали большой проблемой для учебы ближе к последним курсам). Сейчас работа моя тоже связана с языком. В общем, на вопрос "что для тебя Япония, японская культура, музыка" можно ответить буквально: "это вся моя жизнь".
   Я к сожалению еще свою акустическую систему не получил, но после прочтения ее характеристик уже в предвкушении. Наши гитаристы забрали свои гитары сразу же, и, насколько я могу судить по их отзывам, в восторге от «ямаховских» инструментов.
   Победа для нас много значит. Мы, если честно, не верили в нее до последнего, так как, по общему мнению, выступили хуже, чем обычно… Видимо, сказалось волнение и отсутствие опыта - мы первый раз выступали перед таким большим залом. Группа собралась только в начале года, а первый концерт у нас состоялся в конце июня, меньше полугода назад. Для нас победа - большая честь и большая ответственность. На таких топовых инструментах уже просто нельзя плохо играть! Так что мы полны решимости и готовы улучшать свой уровень во что бы то ни стало. Победа в конкурсе «Anime Bands Contest» дала нам веру в себя и веру в то, что у подобной музыки в России есть будущее.
   Мы до победы в конкурсе ничего не знали про Asian Beat, но сразу по возвращению домой «нагуглили» информацию, посмотрели видео победителей и остальных участников и уже начали активную подготовку к участию в финале российских отборочных».

Ame, HI-MI-TSU DESU!:

«Обо мне.
   Японской культурой я начала увлекаться почти 10 лет назад. Изначально это были видео-игры, ну а дальше дошло и до аниме. Почему именно Япония? Это сложно объяснить, но почему-то именно к этой стране у меня очень трепетное отношение: гармония, красота, простота, уют – такие мысли возникают при упоминании о Японии.
   Я всегда любила петь, поэтому кроме русской и западной музыки прониклась и японской. Поначалу было сложно учить тексты, не понимая смысла, но очень быстро я привыкла, а там уже и переводы начала смотреть, чтобы понимать.
   На аниме-сцене я начала выступать в составе группы DollS, которая состояла из 4х девушек. Мы устраивали такие шоу на своих выступлениях, которые никто еще не видел: пели, танцевали, меняли костюмы, в общем, заряжали всех своими эмоциями: грустными, нежными, радостными. Тогда, когда аниме-бум только начинался, не совру, если скажу, что мы были очень популярны. Это время было для нас очень веселым!
   На косплей я больше люблю… смотреть. И поражаться тем людям, которые от всей души тратят время, нервы и деньги для того, чтобы делать такие крутые костюмы! Сама я не очень много косплеила, в основном, это был джейрок (Dir en Grey/Kyo, Shinya; D’espairsRay/Tsukasa). Из аниме это только Orihime (Bleach) и Chizuru (Hakuouki Shinsengumi Kitan). Уровень косплея очень вырос по сравнению с тем, что было раньше, и поэтому, еще раз повторюсь, с каждым фестом я поражаюсь изобретательности и старанию тех людей, кто все это делает!
   Сейчас у меня очень много проектов в разных сферах: я пою в мюзиклах (один из них, кстати, посвящен эпохе Бакумацу: самураи, честь, слава; наш предновогодний показ будет как раз 17 декабря), участвую в вокальных и танцевальных конкурсах и фестивалях, конечно же, пою в группе HI-MI-TSU DESU!
   
   О HI-MI-TSU DESU!
   Группа была образована мной и ударником Мэнсоном в конце декабря 2007 года и уже через полгода репетиций мы играли свой первый концерт в Питере.
   Состав группы: Бабанова Мария (Ame) – вокал, Бережной Олег (Bereg) – гитара, Сергеев Сергей (Manson) – ударные, Марков Александр (Meri) – бас и Петрова Ольга (O-la-la) – скрипка.
   Для всех нас HI-MI-TSU DESU! – не единственный проект, каждый музыкант играет еще в нескольких.
   Изначально группа создавалась для того, чтобы играть «кавер-версии» на японские хиты: джейрок, джейпоп, ОСТы к аниме и дорамам, но сейчас мы поняли, что у нас есть силы и желание писать и свой материал. На данный момент уже есть несколько своих песен, которые, к сожалению, пока не записаны, но звучат на каждом концерте.
   Главное в группе, я считаю, это энергетика и взаимопонимание. Так-то мы все люди спокойные и практически адекватные, но, как только поднимаемся на сцену впятером, – все, ждите бурю эмоций и драйва! И этим очень здорово делиться со всеми, а получать ответную энергию взамен – еще лучше!
   
   О конкурсе от Yamaha Music.
   Во-первых, весть о том, что организаторы пригласили нас выступать (как приглашенных гостей, вне конкурса), несмотря на то, что мы не набрали нужное количество «лайков», нас очень и очень приятно удивила!!! Поэтому еще раз хотим сказать компании YAMAHA огромное СПАСИБО за такую возможность и веру в нас! Для нас победой был уже сам шанс разделить со всеми участниками эту сцену и показать себя на таком крупном мероприятии как J-FEST, куда ежегодно приезжают тысячи зрителей и где делается мега-программа.
   Очень понравилось, как всё было организовано. Сами организаторы получали удовольствие от того, что делали. Это очень важно, чтобы все прошло хорошо. Так оно и было!
   Но никто и подумать не мог, чем все это закончится для HI-MI-TSU DESU!
   Призы действительно очень крутые!!! Эта победа для нас очень много значит! Теперь для захвата мира у нас есть самые ТОПовые инструменты от YAMAHA! На самом деле это очень важный показатель того, что мы делаем действительно качественные выступления, это придало нам еще больше уверенности в том, что нужно двигаться вперед и мы на верном пути.
   
   Также спасибо бренду Putumayo за предоставленные в качестве подарков костюмы на выступление!
   Еще безумно приятно было слышать из уст самих японцев, что выступление HI-MI-TSUDESU! им очень понравились.
   Конечно, мы хотим принять участие в более глобальных конкурсах международного типа и, при возможности, обязательно это сделаем!
   А сейчас мы планируем выпустить мини-альбом и продолжать усердно работать над собой и радовать своими выступлениями!»

Все финалисты получили в качестве призов музыкальные инструменты Yamaha топового уровня: гитары SG3000 и CPX15SII, бас-гитары BB2024X и BB714BSLR, синтезаторы MOX6 и S70XS, ударную установку OAK Custom, а также электронную перкуссию DTX-MULTI 12 и акустическую систему Stagepas500. Кроме того, среди пяти группы финалистов были выбраны «Лучший гитарист», «Лучший басист», «Лучший барабанщик», «Лучший клавишник» и «Лучший вокалист». По завершении церемонии награждения ребят поздравила с победой и выступила с 40-минутным сетом хедлайнер гала-концерта группа «Ранетки».