Красота дороже золота
Компанию Bang & Olufsen a/s, которая отмечает в этом году 80-летие, основали в Струере (Struer), Дания, 17 октября 1925 года два молодых инженера, которых объединяла общая страсть к радио — Питер Бэнг (Peter Bang) и Свен Олуфсен (Svend Olufsen). Их первое изделие было разработано в мансарде особняка Олуфсенов (Quistrap), в котором семья живет до сих пор. Питер Бэнг создал свой первый радиоприемник еще в 1923 году, но коммерческим продуктом новой компании стал Eliminator (1927) — приставка сетевого питания для батарейных радиоприемников. В то время большинство приемников имели батарейное питание, и поскольку электричество уже начало появляться в домах Западной Европы, новинка была воспринята рынком с энтузиазмом и выпускалась в течение семи лет. Уже в 1928 году Bang & Olufsen становится крупнейшим скандинавским производителем подобных устройств. В 1927 году производство было переведено в специально построенное здание в пригороде Струера. Изделием, которое заложило основу репутации Bang & Olufsen как производителя радио, стал выпущенный в 1929 году 5 lamper — пятиламповый (что и отражено в названии) радиоприемник. Через девять лет компания начинает выпуск первого радиоприемника с двухтактным выходом Master 38CH (1938), а в следующем приемнике Master de Luxe 39 впервые потребителям предлагались фиксированные настройки на частоты 16 радиостанций. Выпущенный к рождеству 1938 года, но реально появившийся в продаже на следующий год, радиоприемник Beolit 39 примечателен по двум причинам. Впервые в обозначении изделия компании появляется как его начало сокращенное название Beo. Затем уже были BeoVox, BeoCord, BeoLab, BeoGram, BeoVision, BeoSystem и т.д. Вторая причина — использование для изготовления корпуса бакелита (предтеча современных литьевых пластмасс), что позволило отказаться от прямоугольных форм корпуса и сделать первый шаг к самобытному дизайну. В 1940 году компания начинает продавать свою продукцию уже в международном масштабе, для чего создается сеть авторизованных дилеров.
Последствия второй мировой войны были для компании тяжелыми: в январе 1945 оккупационные власти полностью разрушили ее производственные мощности. Однако завод был восстановлен уже в 1946 году и к тому же с новыми технологическими возможностями. Примером нетривиального технического решения, которыми так славился на протяжении своей истории Bang & Olufsen, может служить выпущенный на следующий год магнитофон BeoCord 84U — первый в Европе магнитофон с записью на проволоку, предвестник катушечных ленточных магнитофонов. Отметим, что он имел вертикальную компоновку, и это в 1947 году! Первым фирменным радиоприемником категории High Fidelity стал Grand Prix 48CH (1948).
В 50-х годах компания выпускает радиоприемники с УКВ-диапазоном и черно-белые телевизоры. Первый цветной телевизор BeoVision 3000 появился в 1967 году. В 1964 году компания выпустила свой первый транзисторный ресивер BeoMaster 600 (его первоначальное название Master 610 stereo), благодаря которому компания получила международную известность.
Отметилась компания и в области грамзаписи. В 1957 был разработан первый в мире стереозвукосниматель SP1. Позднее используемый в нем принцип MMC (подвижный микрокрест) был запатентован и использовался во всех последующих фирменных головках. В 60-е годы дизайнерами Bang & Olufsen была предложена оригинальная конструкция головки звукоснимателя, которая крепилась на тонарме с помощью разъема, образуя с ним единое целое. Общепринятой для радиоиндустрии подобная конструкция стала только через 15 лет. В 1974 году был создан первый проигрыватель с электронным управлением тангенциальным тонармом. BeoGram 4000 к тому же отличался исключительным дизайном, за что и был отмечен национальными и международными премиями. В том же году компания выпустила первый телевизор с беспроводным пультом, что тут же стало мировым стандартом. Заметим, что в те годы в Дании было около двух десятков производителей телевизоров, сегодня их делает только B&O.
И у истоков столь популярных ныне систем умного дома тоже стояли датчане из B&O. Система BeoLink, которая задумывалась еще в 1974 году, когда компания была занята разработкой разнообразных музыкальных систем, была практически реализована в начале 80-х. Эта поистине революционная концепция организации системы домашней электроники повергла в изумление даже отцов-основателей — Бэнга и Олуфсена. Единая проводная линия в доме или квартире, объединяющая все аппараты системы развлечений, позволяет пользователю получать высококачественный звук и изображение в любом помещении с дистанционным управлением. Один пульт обеспечивает управление всеми функциями любого аппарата Bang & Olufsen, телевизора, видеомагнитофона, спутникового ресивера, CD-проигрывателя и проигрывателя грампластинок, кассетного магнитофона. Концепция BeoLink успешно разрабатывается и используется в аппаратуре XXI века.
На протяжении первой четверти века существования компании ее основатели Питер Бэнг и Свен Олуфсен были обоснованно неортодоксальны в своем подходе. Общепринятый здравый смысл подсказывал, что изделия двадцатого века должны ярко демонстрировать их техническую сущность, а их внешний вид — это приятное или не очень приложение. Несмотря на прогресс радиотехники, определяющей содержимое любого аппарата, прошлогоднее изделие кажется через полгода уже старомодным. И армия инженеров включаются в непрерывную гонку по созданию все новых и новых моделей. И так с самого зарождения радио и поныне. Инновационная идея руководителей B&O определила успех компании на многие годы. Bang & Olufsen — это (и так было всегда) предприятие-провидец. Философия дизайна Bang & Olufsen заключается в том, что он доложен быть простым (но не примитивным) и с магической аурой. Дизайн становится новой нишей компании. Изделие может быть изящным, но его техническое исполнение должно быть исключительным. С самого начала, когда Питер Бэнг и Свен Олуфсен придумывали свой революционный Eliminator, появление любого нового изделия компании вызывает неизбежный ажиотаж. Но при этом оказывается, что философия, заложенная в каждом из них, тем не менее, остается прежней: создание звуковой концепции, которая сочетает исключительное аутентичное качество звучания, простой, но поразительный дизайн и ощущение волшебства. Так что жизнь с таким устройством доставляет особое удовольствие, доставляя не только эстетическое наслаждение, но и приятно удивляя продуманностью необычных функций.
Для B&O дизайн — это язык, средство, с помощью которого передаются ценности и видение компании на технологию и концепцию изделия. Дизайн сам по себе ничто, пока он не используется для объединения функции и формы в аудиовизуальное единство. Принцип, которому компания следует с самого основания — производство товаров, которые приятны на вид, удобны и изготовлены по высшему стандарту.
Концепция датского дизайна в преломлении B&O заключается в том, что он не цель, а средство. Стиль B&O окончательно оформился в начале 70-х годов и остается с того времени неизменным. Целевой группой покупателей аппаратуры B&O стал более узкий, но интернациональный круг потребителей, которых характеризует выбранный более тридцати лет назад слоган: B&O для тех, кто предпочитает ощущение и качество цене. Дизайн для продукции B&O разрабатывали легендарный Сигвард Бернадотте (1908–2002), принц, второй сын короля Дании Густава VI Адольфа, Актон Бьерн, Якоб Енсен, Хеннинг Молденхауер, Давид Льюис. Многие разработанные ими модели техники Bang & Olufsen являются постоянными экспонатами Нью-Йоркского музея современных искусств.
В отличие от традиционных AV-продуктов, большинство из которых выглядят как «черные ящики» (или теперь чаще серебристые) Bang & Olufsen выпускает изделия, отличающиеся исключительным дизайном и качеством. Многочисленные попытки других производителей повторить этот подход к созданию собственных изделий просто копируя удачную и модную внешность, всегда выглядели неуклюже и оканчивались провалом. Секрет привлекательности творений дизайнеров и инженеров компании в гармоничном соединении восхитительного дизайна, продуманной эргономики и наисовременнейших технологий. Дизайнеры компании смело использовали в оформлении соединение таких материалов, как анодированный алюминий и натуральное дерево.
Особо следует отметить роль B&O в совершенствовании акустических систем. Компания всегда уделяла наибольшее внимание этому звену системы звуковоспроизведения, как наиболее критичному и уязвимому. В 80-х годах выпускались акустические системы с линейной фазой (серия Uniphase), обеспечивавшие максимально точное воспроизведение импульсных сигналов. А затем основным стало производство активных акустических систем, что позволило не только достичь максимально аутентичного качества звучания самих систем, но получить основу для гибкого решения системной задачи построения домашнего комплекса для стерео или домашнего кинотеатра. Первой стала система BeoLab Penta (1986) в цилиндрическом алюминиевом корпусе. А на рубеже столетий появились модели с цифровыми усилителями ICE power: сначала система BeoLab1, затем сабвуфер BeoLab 2, система BeoLab 5 с уникальными характеристиками пространственного воспроизведения и, наконец, их компактная комбинация — BeoLab 3. Совершенствуя и создавая компактные активные системы, Bang & Olufsen стал одним из крупнейших производителей акустики в мире.
Говоря об аппаратуре B&O и восхищаясь ее дизайном, следует лишний раз напомнить и о технической стороне. Интегральный тонарм, каскодная схема усилителя мощности, система подмагничивания HX Pro, громкоговорители с линейной фазой (Uniphase), радиоприемник с фиксированной настройкой (еще до второй мировой войны), поворотный телевизор, активные громкоговорители с расширяющими зону оптимального прослушивания акустическими линзами, модули цифрового усиления ICEpower — вот далеко не полный перчень оригинального технического наполнения столь изысканной формы аппаратуры с логотипом B&O.
В наше время Bang & Olufsen Group — это успешная компания, которая производит уникальный ряд телевизоров, музыкальных систем, громкоговорителей, телефонов, медицинское и мультимедийное оборудование, на которой трудятся 2600 сотрудников и продукция которой продается более чем в 60 странах.
Основатели
История компании берет начало с 1925 года, когда два инженера Питер Бэнг (Peter Bang) и Свен Олуфсен (Svend Olufsen) решили начать производство радиоприемников на чердаке семейного дома Олуфсенов (Quistrap). Чуть повзрослевшие основатели Свен Олуфсен (на фото, которое датируется приблизительно 1933 годом, слева) и Питер Бэнг.
Участие членов их семей в работе компании не прерывалось за всю историю компании. Сын Питера Бэнга, Енс был активным членом как команды разработчиков компании так и ее правления в течение многих лет. С 1999 года управлением компании руководит племянник Свена Олуфсена, Питер Скак Олуфсен, который является владельцем исторического смейного Quistrap, на чердаке которого был заложен новый культ радио.
ICEpower
Одно из последних изобретений команды B&O, цифровые усилители мощности ICEpower, потребовало для его коммерческого продвижения создания в 1999 году специализированной дочерней компании Bang & Olufsen A/S. Преимущества новой разработки перед предшественниками отмечены в ее названии: модули интеллектуальны (I), компактны (C) и эффективны (E). Сначала модули были использованы в активной акустике фирмы (BeoLab 1). Ныне более 40 фирм используют модули в 200 различных моделях. Среди использующих изделия или купившие лицензию фирмы — B&W, Focal, Jeff Roland, PS Audio, Samsung, Sanyo и другие. Подробно о концепции ICEpower можно прочитать в S&V 4’2002.
Акустические системы
Особое внимание B&О уделяет разработке акустики. Начав с создания собственных головок для радио и кинотеатров, которые были отмечены международными наградами еще в 30-е годы, компания в 1980 г. выпустила акустические системы BeoVox Uni Phase MS150 (с линейной фазой), активные BeoLab Penta в 1986 году и активные системы с новым типом акустической линзы и активным управлением басом BeoLab 5 в 2003 году. На фото, сделанном в фирменном исследовательском центре Idealand, представлена BeoLab 5 (справа) и ее прототипы.