Cекреты немецких мастеров
Город мастеров
Короткую экскурсию по баварскому Эрлангену мы, журналисты московских изданий, совершили вместе с Робертом Зухе — маркетинг-директором компании Clearaudio. Он рассказал, что не так давно практически все взрослое население города работало на предприятиях корпорации SIMENS, выпускающих медицинское электронное оборудование. Но времена меняются, многие заводы бывшего работодателя переехали в страны с дешевой рабочей силой, так что выбрать подходящее здание для фирмы, чья продукция не рассчитана на массового покупателя, не составило особого труда.
Миновав последний городской квартал, мы въезжаем в лесопарковую зону Meilwald и останавливаемся возле небольшого двухэтажного здания. Именно здесь расположена фабрика по производству виниловых «вертушек» класса High End или, как их еще окрестил Роберт, «музыкальных динозавров». Как же так!? Здесь Роберт явно лукавит, вымирание этому виду аппаратуры отнюдь не грозит, т.к. цифровые технологии пока не могут передать всю теплоту и детальность аналогового звучания. Символично, что фирма переехала в новую штаб-квартиру в 2002 году, — когда Эрланген отмечал свое тысячелетие. Похоже, что и Clearaudio с этого момента тоже начала новую жизнь.
— А что это вы тут делаете?
Напомним, что фирма уже больше четверти века разрабатывает и выпускает все то, что так или иначе связано с LP-проигрывателями. В ее арсенале имеются несколько моделей балансных фонокорректоров, предусилитель и оконечник класса A. В будущем компания планирует создать фонокорректоры с питанием от батарей, чтобы полностью исключить влияние «грязных» электросетей на качество звука. Кроме того, она сама выпускает грампластинки аудиофильского уровня. Продукция фирмы известна во всем мире (продается более чем в 70 странах). Clearaudio выполняет заказы для многих известных брендов, являясь OEM-производителем. Яркий пример такого сотрудничества — виниловый проигрыватель Marantz TT-15 ($2190, эксклюзивная система MM Clearaudio Simphonie). На счету фирмы около 60 патентов, главным из которых является изобретенный в 1979 симметричный звукосниматель с подвижной катушкой. Левый и правый каналы абсолютно сбалансированы и разделены физически, магнитно и электрически.
Так в чем же секрет успеха Clearaudio?
Попробуем разобраться. Через несколько минут приехал Петер Зухе — основатель и глава фирмы, а по совместительству отец, учитель и просто коллега двух своих сыновей — Роберта и Патрика. Последние достижения компании — плод их совместных усилий. Конечно, это не весь штат Clearaudio — на фабрике слаженно трудится многонациональный коллектив из 32 человек. Кстати, ювелирную работу по сборке картриджей исполняет часовщик из Днепропетровска. Почему взяли именно часовщика? После того, как мы побывали в цеху, где под микроскопами собирают тонармы, многое прояснилось — перед нами царство точной механики.
Производство LP-проигрывателей High End-класса мало чем отличается от часового — те же сапфировые подшипники и множество мелких деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются из материалов только высшего качества. Для топ-моделей применяются драгоценные металлы и камни. Например, обмотка катушки MC-картриджа, Goldfinger (название говорит само за себя) изготовлена из 24-каратной золотой проволоки, а корпус из — 14-каратного золотого массива. Уникален алмазный наконечник (micro HD Nadelschliff, масса 0,00016 г) иглы звукоснимателя. Несмотря на высокое качество сборки, каждый картридж проходит жесткий отбор по параметрам, от которых зависит его стоимость. Позже, когда нас вызвали на «ковер», т.е. в рабочий кабинет боса, где царил небольшой творческий беспорядок, Петер Зухе доходчиво объяснил, как с помощью теоремы Гаусса (на графике распределения вероятностей) осуществляется селекция картриджей.
Токарный станок или компьютер? Лучше и то, и другое
Заключительным этапом знакомства с фабрикой стал токарный цех. Массивные болванки, стружка, шум работающих станков — в наличии все атрибуты металлообрабатывающего производства. На первый взгляд, все просто: есть чертеж, умная машина с острым резцом и «золотые» руки мастера. Но без современных компьютеров уже не обойтись. Причем с них-то все и начинается. С помощью специального пакета программ создается трехмерная модель проигрывателя. Каждую деталь или узел можно выделить из общего чертежа и внести необходимые коррективы. Затем, если разработчиков все устраивает, задаются допуски с которыми нужно обработать поверхность детали и информация поступает в станок с ЧПУ. Несмотря на высокий класс точности, окончательную полировку некоторых деталей приходится делать вручную. Так поступают с инвертированным подшипником — «сердцем» проигрывателя, на котором вращается акриловый диск. Примечательно, что такая операция производится для всех моделей проигрывателей, будь то Master Reference стоимостью $10000 или доступный Champion за $1500.
Контроль качества «чисто по-Clearaudio»
После сборки все тонармы, обязательно проверяются на эталонном проигрывателе. Вообще тестированию и регулировке на фабрике уделяют особое внимание. Проверка некоторых узлов осуществляется неоднократно (минимум дважды). Нескрываемое уважение вызывал тот факт, что все работы проводятся строго в белых перчатках. При распаковке нового аппарата клиент должен ощутить эффект своеобразной магии. Ведь этот шедевр сделан исключительно для него одного, и упаси бог увидеть на отполированной до зеркального блеска поверхности отпечаток чужого пальца. Еще один маленький секрет раскрыл нам Роберт — корректировка параметров готовых проигрывателей происходит только после того, как несколько человек оценят его звучание, и в результате обсуждения будет выработано единое мнение.
Такому отношению к делу можно только позавидовать. Будущее винила в надежных руках!