Мировой High End & секреты немецких мастеров
В начале мая сего года московским корреспондентам нескольких специализированных изданий, будучи в Германии, удалось «поймать сразу двух зайцев» — увидеть шедевры мирового «хайэндстроения» и побывать на фабрике, где производят такие шедевры. Итак, по порядку. С 5 по 8 мая в Мюнхене работала крупнейшая в Европе выставка HIGH END 2005.
Погода выдалась дождливая, но многочисленных любителей высококлассной аппаратуры это не испугало. Чтобы представить масштабы и значимость шоу, приведем некоторые «мокрые» статистические факты.
В мероприятии приняли участие представители 15 стран из Европы, Азии, Северной Америки и Австралии. На 14 тыс. кв. метрах выставочного центра «M.O.C. MUNICH» разместилось порядка 170 стендов, в которых производители и дистрибьюторы более чем 500 брендов представили свои лучшие образцы. Несмотря на огромное количество работающей аудиотехники, звуковое пространство было поделено исключительно корректно, и ни одна фирма не пыталась привлечь внимание страждущих аудиофилов оглушительными децибелами. Методы были совершенно другими. Например, оригинальная экспозиция компании Clearaudio, с посещения которой началось знакомство с выставкой, напоминала музей или картинную галерею. Специальное освещение и огромные фотографии аппаратов в массивных позолоченных рамах создавали ореол таинственности и заставляли посетителей подолгу рассматривать необычные конструкции LP-проигрывателей. Особое место занимал уникальный прототип 300-килограммовой модели, точность работы мотора в которой контролирует встроенный компьютер. Оптическая система автоматически определяет толщину проигрываемого диска и устанавливает нужную высоту тонарма. Розничная цена такой «вертушки» ни много, ни мало — 69000 евро, и это не считая тонарма. Что и говорить, внедрение аэрокосмических технологий дорогого стоит.
Обширная экспозиция B&W Group (Bowers & Wilkins, Classe, Rotel) размещалась в отдельном павильоне. В назначенное время гости компании могли наслаждаться сольными концертами знаменитого блюзмена Кристиана Виллисона (Christian Willisohn). С озвучиванием композиций отлично справились многоканальные усилители Classe серии Delta и легендарная 800 серия, в составе трех напольных АС 801D (3 полосы, 50–1000 Вт, 8 Ом, 90 дБ, 29–28000 Гц, 118 кг, $16130) и двух активных сабвуферов ASW875 (Class D, 1000 Вт, D380 мм, 18–31/110 Гц, 47 кг, $4000). Отделка Piano Black удачно гармонировала с черным роялем, на котором играл Кристиан Виллисон. Для людей с бoлее скромными финансовыми возможностями компания демонстрировала домашний кинотеатр, состоящий из DVD-ресивера Rotel RSDX-02 (DVD-Audio/MP3/JPEG, 5x80 Вт/8 Ом, DD/DTS/DPL II, RDS-тюнер, $1585) и 5.1-канального комплекта B&W Mini Theatre MT-20 ($1710): пять 2-полосных АС M-1 (20–100 Вт, 8 Ом, 85 дБ, 80–23000 Гц), активный сабвуфер закрытого типа AS2 (Class B, 150 Вт, 32–125 Гц, D250 мм, 15,5 кг).
Полную линейку High End-компонентов (CD-проигрыватели и транспорты, конвертер, усилители, тюнер, фонокорректор) экспонировала на выставке английская фирма Exposure Electronics. Большая часть электронных компонентов в этих аппаратах изготовлена на предприятиях британской аэрокосмической промышленности.
На стенде датской фирмы Tempel, ее президент Келл Люке Соренсен (Kell Lykke Sorensen), рассказывал о достоинствах предусилителя Ariadne (6 линейных входов, MC фоно-вход, с/ш 120 дБА, вых. импеданс 75 Ом) и усилителя мощности Amphion (2x200 Вт, RMS, 8 Ом, входы RCA и XLR, нагрузка 2–16 Ом).
Американская PS Audio, выпускающая аудиофильские источники чистого питания, сетевые кондиционеры, цифровые и аналого-цифровые усилители, а также сетевые кабели, провела презентацию для российских журналистов, показав уникальные возможности своих продуктов в действии.
Интересный эксперимент провела также японская компания TEAC. Между SACD/CD-транспортом High End-серии Esoteric P-01 и двумя блокам ЦАП D-01 был подключен Master Clock Generator Esoteric G-0s Rubidium, синхронизирующий их работу. После прослушивания из системы был исключен генератор G-0s и чувствительные уши экспертов, сидящих в зале, сразу уловили небольшие изменения, произошедшие в результате нарушения синхронизации.
Onkyo предлагала гостям поучаствовать в сравнении звучания 2-полосных полочных АС Onkyo D-302E (200 Вт, 4 Ом, 34–100000 Гц, 10,8 кг, 850 евро), и JMlab Micro Utopia Be (100 Вт, 8 Ом, 89 Дб, 50–40000 Гц, вогнутый ВЧ-купол из чистого бериллия, 4950 евро), которые относятся к разным ценовым категориям. Результат оказался неожиданным, т.к. несмотря на существенную разницу в цене, звучание обеих систем было на должном уровне. Особенность Onkyo D-302E — фирменная технология Micro Fiber для диффузора СЧ/НЧ-драйвера. По словам представителей компании, благодаря применению композитного полимерного материала, прочность диффузора выросла в 3,5 раза, что позволило подавить нежелательные резонансы и улучшить динамику.
Итальянская SIM2 демонстрировала новые технологии, использованные в проекционных DLP-панелях серии Grand Cinema, — RTX45 (45", HD2 chip, 1800:1, DCDi by Faroudja, DVI, $13050) и RTX55/TV (55", HD2+ DMD chip by Texas Instruments, 1280x720, 2000:1, 2x40 Вт, TV-тюнер, $16100). В импровизированном домашнем кинотеатре посетители могли оценить работу проектора класса High End HT500 E-LINK (3-chip HD2+ DarkChip™, 720p, 1280x720, 4300:1, HDMI, HDCP-вход, DCDi Faroudja, $47000).
Конечно, наступление цифровых AV-технологий и домашних кинотеатров уже не остановить, но параллельно с этим миром всегда останется место для чисто аналогового стереозвука.
Организатор выставки — High End Society Marketing GMBH, создала великолепные условия для участников. Удачное расположение павильонов, комнат прослушивания и мини-кинозалов дополнял квартет саксофонистов, который периодически появлялся в разных точках выставки и исполнял замечательные музыкальные композиции. Лица посетителей заметно светлели, и они на время забывали о проблемах выбора усилителя, акустики или винилового проигрывателя. А кто-то подумал, может быть, вообще ничего не покупать, а просто ходить на концерты и слушать живую музыку?
Секреты немецких мастеров.
А тем временем, покинув шумный, но гостеприимный Мюнхен, московская делегация уже мчалась по скоростным автобанам за вторым «зайцем».
Продолжение — в следующем номере.