Репортажи

Инвестиции в инновации

История этого бренда началась в июне 1945 года. Всего месяц назад в Европе завершились боевые действия Второй мировой войны, и Германия лежала в руинах. На фоне возвращения жизни в мирное русло предприниматель Макс Грундиг создает в местечке Фюрт (Fcrth) компанию RadioVertrieb Fcrth (RVF). Радиодеталей для производства, конечно, не было, и сорок два сотрудника радиофабрики (одиннадцать мужчин и тридцать одна женщина) занимались разборкой старых радиоприемников и восстановлением (перемоткой) трансформаторов. Для разбраковки комплектующих был разработан тестер для ламп Tubatest и Novatest — прибор для проверки других изделий, которые были востребованы на этом опустошенном рынке. Главной задачей с самого начала Макс Грундиг считал производство радиоприемников. Однако фактически это было невозможно, поскольку страна была разделена союзниками на зоны оккупации, действовали ограничения на распределение ресурсов, а производство законченной радиоаппаратуры было вообще вне закона. Это подвигло Грундига уже в 1945 году на создание радиоконструктора без ламп (что позволяло обойти закон), включающего 39 узлов, из которых покупатель мог легко собрать радиоприемник. Этот гениальный маркетинговый ход в одночасье приносит Максу Грундигу известность по всей Германии. Ведь для покупки радиоконструктора не требовалось специального «ордера», и покупателю оставалось лишь самому приобрести лампы.

«Вот, как обещал, магнитофон «Грюндиг», четыре дорожки, стереофония, элегантный внешний вид», — говорит Дима Семицветов (Андрей Миронов) покупательнице (Галина Волчек) в фильме «Берегись автомобиля» (1966 г.)
Всеволновый Satellit 210 представляет второе поколение радиоприемников этой серии (1970)
Переносной цветной телевизор 1510 с кинескопом с щелевой маской, сенсорным выбором программ и модульной конструкцией шасси (1971)
Аудиовидеосистема Fine Arts, получившая за эксклюзивный дизайн награду EISA 1999–2000
Аудиосистема Space Fidelity РА 6 III, объединенная с акустической системой на IFA-2003
Кинескопный телевизор Xedance MFW 82-3310/7 Dolby на шасси DIGI 100
ЖК-телевизор Tharus 30 LW 76-9510 на московской выставке Hi-Fi Show & home theatre 2005

Грундиг называет свой первый радиоприемник Heinzelmann («гном»). В октябре 1947 года началось производство первого законченного приемника — Weltklang («звук мира»). Это был первый супергетеродинный радиоприемник в послевоенной Германии. Фирма стала называться RVF Radiotechnische Fabrik, а чуть позже — Grundig Radio Werke. Фирма быстро растет: от 650 сотрудников в 1948 году до 5000 — в 1952. При выпуске 150000 Weltklang в год и 20% рынка Grundig становится первым производителем в Германии и вторым в Европе.
   В 1950 г. начинается регулярное радиовещание в УКВ, и Грундиг тотчас приступает к производству приемников с этим диапазоном. В новой всеволновой модели 380W впервые вместо поворотного используется кнопочный переключатель диапазонов. Практически одновременно (в 1951 г.) компания представляет автомобильный супергетеродинный радиоприемник (AS 248), пригодный для любых автомобилей. Одновременно Grundig активно расширяет номенклатуру изделий: магнитофонная лента — еще достояние профессионалов и спецслужб, а компания уже создает бытовой магнитофон. Телевидение в оккупированной западной Германии появляется с некоторой задержкой, лишь к Рождеству 1952 года. Но годом ранее компанией уже были созданы первые 94 телевизора с экраном 22х29,4 см. А год спустя появляется ее первый серийный телевизор — Zauberspiegel («волшебное зеркало») с кинескопом размером 43 см. Grundig становится пионером, прокладывающим новые пути, а сочетание высокого качества, разнообразия продукции и умеренной цены выводят фирму в лидеры рынка.
   Конец 60-х — это годы непрерывных инноваций: Hi-Fi, всеволновые радиоприемники, цветные телевизоры, магнитофоны, трифоническая система Troika и многое другое. Компоненты модульной серии для индивидуальной комплектации аудиосистем относятся к Hi-Fi-классу, но остаются при этом доступными по цене. В усилителях Grundig впервые используется пятиполосный эквалайзер. Наконец, появляется первый цветной телевизор T 800 (1967 г.) с 48-сантиметровым кинескопом и видеомагнитофон BK 200, обеспечивавший запись черно-белого изображения.
   Несмотря на то, что в 70-х годах отрасль развлекательной электроники Германии в целом фиксирует кризис сбыта, Grundig активно осваивает новые виды изделий: первый бытовой кассетный цветной видеомагнитофон BK 2000 Color, цветные телевизоры с сенсорным выбором программ, первые квадрофонические Hi-Fi-радиоприемники и блочные Hi-Fi-системы. В 1972 году Grundig открывает новую эру в производстве телевизоров, создав блочно-модульное шасси. Аппараты серии Super Color выпускаются теперь полностью на транзисторах и компонуются по модульному принципу, когда каждая часть устройства выполняется в виде модуля, устанавливаемого на общей плате. Сервисное обслуживание облегчается до уровня детской игры, поскольку, подключив к диагностическому разъему в телевизоре специальный тестер, радиомеханик мог без труда определить, какой модуль требовал замены. Широкое распространение кассет вызывает к жизни кассетные магнитолы, и Грундиг создает бестселлер: было продано 713000 монофонических магнитол С 6000 — настоящий номер 1 по качеству и лидер продаж.
   Фирма Grundig занимается не только бытовой, но профессиональной и измерительной техникой. В области промышленной электроники еще в 60-х годах производятся цифровые устройства управления станками, первые в Европе полностью транзисторные телевизионные мониторы и 1-дюймовый видеомагнитофон для черно-белой записи. В начале 70-х она создает для немецкой авиакомпании Lufthansa телевизионную информационную систему, а в 1972 г. становится официальным поставщиком Олимпиады-1972 в Мюнхене. Конец семидесятых отмечен особыми успехами компании в области Hi-Fi-аппаратуры, отличающейся оригинальными техническими решениями и дизайном. Пик — активная акустическая система Monolith, в которой была реализована трехполосная схема c 22 головками громкоговорителей. Первый телевизионный проектор в Германии также был сделан компанией в 1978 году. Это был трехкинескопный напольный проектор Cinema 9000.
   Деятельность Grundig и в 80-х годах сохраняет инновационную направленность. Основное поле деятельности — телевизоры и видеомагнитофоны, стационарная Hi-Fi-аппаратура и высококачественные автомобильные магнитолы. Первый кассетный видеомагнитофон Video 2х4 со стереозвуком и записью видео как в звуковой кассете в двух направлениях появился в 1981 году. Тогда же была выпущена Hi-Fi-серия в корпусах «слим», среди которой просто необходимо вспомнить стереотюнер ST 6000 с вводом названий для радиостанций и кассетные деки с горизонтальным выезжающим кассетоприемником. В 1984 году Grundig выпускает мультисистемные (на девять стандартов) телевизоры. Первые же модели, рассчитанные на прием PAL и SECAM, были созданы на десять лет ранее: двухстандартные модули цветности поставлялись для телевизоров Super Color как опция.
   В 1986 Grundig запускает целую серию телевизоров с диагоналями экрана 82 и 95 см. В этом же году Grundig становится первой компанией в мире, запустившей в серийное производство телевизоры с частотой развертки 100 Гц. Новая движущая сила в сфере дизайна продукции: Grundig делает ставку на современность и эксклюзивность, на высочайшее качество, в том числе и в области внешнего оформления. В это время впервые появляются модели Hi-Fi-аппаратуры серии Fine Art. Хитами продаж становятся цветные телевизоры Monolith и телевизоры с дизайном от Porsche. Специалисты компании принимали участие в разработке и практической реализации проекта цифрового телевещания Eureka.
   С начала 90-х годов Grundig внедряет телевизоры с большими диагоналями — 92 и 142 см (серия Cinema) нового формата 16:9. При этом компания реализует все больше и больше впечатляющих инноваций в кинескопных телевизорах с меньшими диагоналями. Так, телевизор концепция Megatron формата 16:9 с диагональю 70 см имел несобирающий пыль экран с антибликовым покрытием, обеспечивал прекрасную четкость и модуляцию скорости электронного луча, контрастное изображение с естественными цветами и высокую яркость. Объемное звучание в условиях комнаты создавалось благодаря встроенному декодеру Dolby Pro Logic.
   Руководство Grundig обращает все больше внимания на охрану окружающей среды. Компания создает специализированный центр экологичных технологий. На производстве повсеместно внедряется допускающая повторную переработку упаковка, а также обеспечивается гарантированная вторичная переработка отслуживших свой срок телевизоров.
   В качестве первого производителя в 1995 году фирма Grundig поставляет приемные устройства европейского стандарта цифрового телевидения DVB и осуществляет с их помощью испытания самой системы телевещания.
   Компания всегда стремилась внедрять новые необычные функции в свои телевизоры. Если в середине 70-х это была система электронной настройки с отображением ее процесса на экране (реализованная в модели 9250 еще на цифровых микросхемах первого поколения, она занимала огромную отдельную плату), то в 90-х микропроцессорная техника с большой памятью позволяет реализовать систему Easy Dialog. Это полное интерактивное руководство по эксплуатации аппарата с подробными инструкциями, что позволяло полностью отказаться от его бумажной копии.
   Появление плазменных телевизоров Planatron позволило реализовать новые дизайнерские решения в жилой среде: теперь плоский телевизор подвешивается на стену так же просто, как и картина. На рубеже столетий аудиовидеосистема Fine Arts, экслюзивный дизайн которой был разработан Александром Ноймастером, получает множество различных наград в области дизайна, в том числе и EISA 1999–2000. На выставке-ярмарке CeBit 2000 в Ганновере фирма Grundig представляет новую продукцию и направления деятельности в области интернет-технологий. Здесь актуальными темами были интернет-канал Events Today и музыка из интернета.
   Продвигаясь по пути создания вечносовременных телевизоров, компания Grundig в 2001 году разрабатывает революционную концепцию DIGI 100, которая позволяет обновлять программное обеспечение телевизоров. В 2003 году на международной выставке IFA-2003 в Берлине компания Grundig представляет новую линейку ЖК-телевизоров с размером дисплеев от 15 до 30 дюймов, а также инновационную звуковую концепцию Magic Fidelity, не требующую дополнительных колонок.
   На международной выставке CES-2004 в Лас-Вегасе Hi-Fi-микроаудиоцентр Ovation получает награду за дизайн в категории «аудио». В дизайнерской серии Fine Arts появляется новый представитель — ЖК-телевизор. На недавнем московском Hi-Fi Show & home theatre 2005 компания Grundig показала последнюю разработку — ЖК-телевизор Tharus 30 LW 76-9510 Dolby, в котором использована акустическая система Magic Fidelity, расположенная под экраном. И, кроме того, это первый ЖК-телевизор, в котором система Easy Dialog реализована на русском языке.
   Большинство исторических изделий Grundig, ставших вехами в истории развития немецкой индустрии развлекательной аппаратуры, стало легендами. Для наших соотечественников это, в первую очередь, касается радиоприемников и катушечных магнитофонов. Аппаратура Grundig была очень популяра в СССР и на культурно-бытовом, и на государственном уровне. Отражая всенародное признание ее качества и надежности, она появляется и в кинофильмах, и даже в песнях. А из песни, как известно, слова не выкинешь…
   С другой стороны, вся послевоенная история развития отечественной бытовой радиоэлектроники (пока она существовала) — непрерывная череда попыток повторить достижения фирмы Grundig. От лампового радиоприемника «Фестиваль» и катушечного магнитофона «Мелодия» до всеволновых переносных радиоприемников «Ленинград» и «Салют». Дизайнерские и конструктивные решения Hi-Fi-аппаратуры Grundig начала 80-х вдохновляли отечественных специалистов при создании блочной серии «Радиотехника», в частности кассетного магнитофона с выезжающей лентопротяжкой. А серия Super Color просто поставила отечественных разработчиков телевизоров на уши. Пока те пытались повторить на таком же уровне блочно-модульный телевизор с системой диагностики неисправностей, цветные телевизоры Grundig уже стали моноплатными.
   Более четырех десятилетий истории компании Grundig неразрывно связано с биографией Макса Грундига — предпринимателя мирового масштаба, идеолога и вдохновителя создания изделиий, в которых отразилась ведущая роль марки Grundig в Германии, Европе и во всем мире. И на рубеже шестидесятилетнего юбилея компании как нельзя лучше подтверждается принципиальный рецепт ее успеха: сочетание высочайшего качества продукции, прекрасного дизайна и оптимальных удобств для пользователей.