Репортажи

Английский звук из Поднебесной

Первая мысль, которая может прийти в голову — до 1997 года Гонконг был британской колонией, и производство начато еще в то время. Конечно, этот факт повлиял на строительство фабрики в Поднебесной, но суть ответа заключена в другом. Инвестировать капитал в китайскую экономику стало выгодно всем, а не только соседям-японцам.

Международная аудиогруппа «IAG»

1. Производственные корпуса шеньженьского комплекса
2. Фирма Wharfedale демонстрирует свои возможности в деле

Далее путешествие продолжилось на микроавтобусах в сторону особой экономической зоны континентального Китая. Не прошло и часа, как группа россиян из капитализма переехала в развитой социализм, очутившись в Шеньжене. Именно в этом городе находится китайская штаб-квартира IAG (International Audio Group) и фабрика, где производятся не только колонки Wharfedale, но и продукция других брендов. Это такие известные марки как QUAD (CD-проигрыватели, усилители, акустические системы), Wharfedale Professional (профессиональные АС, микшерские пульты) и Apogee Lighting (осветительное оборудование для развлечений). Масштабы производства огромны, и одной стране с этим явно не справиться. Сейчас, кроме Китая и Великобритании, в группу входит Австралия, США и Германия. Каждая из стран выполняет свою, отведенную специально для нее миссию в составе единого и хорошо отлаженного механизма, способного конкурировать с любыми мировыми производителями.
   Со своими партнерами IAG сотрудничает на основе так называемых OEM-отношений (Original Equipment Manufacturer), выступая как производитель оригинального оборудования. В таком сотрудничестве заинтересованы компании, имеющие «раскрученный» бренд, но по ряду причин не располагающие средствами производства. Другие партнеры, наоборот, считают экономически выгодным вкладывать деньги в наукоемкие технологии и наращивать производственные мощности. Как раз таким партнером и является IAG.

В соответствии с традициями фэн-шуй

3. Изготовление деталей сложной конфигурации на станках с ЧПУ

4. Окончательный этап сборки сабвуферов WH-210 SUB

Итак, производство решено было наладить в Китае, но научно-исследовательский центр, где осуществляются все инженерные и дизайнерские проекты по-прежнему находится в Великобритании.
   На полную мощность шеньженьский комплекс заработал в 2002 году. Тогда же был получен и международный сертификат качества ISO 9001. Фабричные корпуса размещены на площади в 75 тыс. м2, и еще 20 тыс. м2 сейчас осваиваются. Не нарушая природный ландшафт, постройки гармонично вписываются в окружающую среду. Все экологические нормы соблюдаются безукоризненно. Оборудование и технологии на фабрике самые современные, но без квалифицированного ручного труда в силу специфики продукции здесь не обойтись, к тому же ручная сборка имеет особый статус.
   Нашим гидом стал главный инженер фабрики — Стив Хьюлет (Steve Hewlett), работающий в Шеньжене практически с закладки первого камня. Стив с отменным знанием дела показал нам все фабричные цеха и подробно рассказал о каждой операции, начиная с изготовления комплектующих и заканчивая процессом тестирования аппаратуры. Что особенно поражает, так это полный цикл производства. На фабрику поставляется только сырье, а все сборочные детали и узлы делаются на месте, включая динамики, что не так часто встречается в производстве АС класса Hi-Fi. Обычно их заказывают у известных производителей, чтобы избавиться от лишней «головной боли». Но инженеры IAG рассуждают иначе. Экономический расчет плюс 70-летний опыт доказали, что затраты на производство собственных динамиков в конечном итоге полностью оправданы.

Какие же предложения рождает спрос?

5. Тестирование усилителя QUAD 909 MONO с помощью эталонной линейки аппаратов 99-й серии

6. Подготовительная операция для изготовления корпусов полочных АС

7. Профессиональный микшерский пульт марки TOPAZ
8. Ламповый усилитель QUAD II Classic готов к прохождению любого теста
9. Обработанные корзины низкочастотных динамиков и корпуса сабвуферов

10. Процесс изготовления диффузоров для низкочастотных динамиков

11. ВЧ-динамики собраны и готовы к тесту

Несколько слов об истории компании Wharfedale и ассортименте выпускаемых АС. В составе IAG фирма с 1996 года, но основана была еще в 1932 Гилбертом Бриггсом (Gilbert Briggs), собравшим свой первый громкоговоритель в подвале его дома в городке Илкли (графство Йоркшир), что стоит на берегах реки Варф (Wharfe). А сегодня Wharfedale можно назвать одной из наиболее творческих и инновационных компаний на рынке домашнего аудио.
   Ассортимент выпускаемых АС довольно широк и включает в себя акустику различного назначения, способную удовлетворить потребности немалого числа аудиофилов. Начнем знакомство с колонок, находящихся по стоимости, технологии изготовления, а главное, по качеству звучания на границе с акустикой класса High End. Флагманом фирмы Wharfedale по-прежнему является изготавливаемая вручную и, как правило, на заказ серия Opus, в которой сочетаются традиции старых мастеров и современные материалы космических технологий. Диффузоры НЧ- и СЧ-драйверов всех АС этой линейки сделаны из карбонового волокна (tri-lam composite carbon), что обеспечивает большой запас по динамике звучания в полном диапазоне частот. Производит впечатление процесс отделки корпусов в исполнении «рояльный лак» (Piano finishes). Короба из отборных пород дерева (австралийский эвкалипт и сосна) покрываются десятью слоями лака, и после естественного высыхания каждого слоя происходит процесс полировки вручную одним работником. Действо поистине завораживающее! Стоимость одной пары колонок Opus 2 (250 Вт, 6 Ом, 91 Дб, 33 Гц — 44 кГц) в розницу составляет $3155. Возможны три варианта отделки Piano: черная, клен и красное дерево.
   Следующая по ранжиру серия называется Pacific Evolution (дословно — мирное развитие). Не исключено, что такое звучное имя колонки получили благодаря необычному материалу, из которого сделаны диффузоры СЧ/НЧ-драйверов, его название — кевлар (Kevlar). Первоначально этот материал применялся для изготовления пуленепробиваемых жилетов, но теперь он эволюционировал и стал использоваться в мирных целях. Для того чтобы этот материал «зазвучал», его пришлось существенно доработать. Для этих целей специалисты применили новую технологию пропитки (UVA & B) кевлара специальными смолами с последующей обработке (до отвердевания) в ультрафиолетовом свете. Что касается стоимости, то для напольных АС такого уровня она невысока, и в зависимости от оснащенности и материала отделки колеблется от $500 до $1000 за пару.
   Неплохим примером для создания домашнего кинотеатра, сочетающего в себе классический дизайн, современные материалы, а в итоге — оптимальное соотношение цена/качество, могут служить колонки серий Diamond 9 и Diamond 8.
   Каждая из этих «бриллиантовых» серий имеет свою «огранку». Например, в колонках Diamond 9 тщательно продумана конструкция корпуса, не имеющего параллельных стенок. Плавное закругление боковин практически сводит на нет отрицательное влияние стоячих волн и защищает колонку от резонанса. Кстати, на основе серии Diamond 9 теперь можно приобрести готовые комплекты Home Cinema Solution. Первый комплект — Diamond 9 HCP ($830) — рекомендован для небольших помещений до 15 кв. м. Второй комплект — Diamond 940 set ($1250) — для комнат от 15 до 20 кв. м, а с помощью третьего набора — Diamond 951 set, $1965 — можно озвучить пространство гораздо больших размеров. Активный сабвуфер SW250 (250 Вт, класс усилителя A/B, 30 — 110 Гц, $915), входящий в состав третьего комплекта имеет дисплей для отображения мощности в цифровом виде, функцию дистанционного управления и возможность программирования четырех регулируемых настроек. В скором времени, к счастью любителей мощного баса (но к огорчению их соседей) будут доступны еще две модели низкочастотников — SW300 и SW380 (25-90 Гц, мощность 300 и 600 Вт соответственно).
   Замыкают категорию «хайфайных» колонок бюджетные серии Crystal и Emerald. Диффузоры динамиков этих колонок созданы с помощью новой технологии HCWPP (Hot Compacted Woven Polypropylene Process — горячий процесс штамповки полипропиленовой ткани). Полученные таким образом диффузоры обладают необходимой жесткостью, легкостью и имеют хорошие показатели самодемпфирования. Цена 150-ватной 3-полосной напольной системы Crystal-40 (86 Дб, 6 Ом, 30 Гц — 40 кГц) составляет $350.
   Следующая категория АС — Home DJ, — состоит из трех линеек: Atlantic SE, Xarus и Zaldek. Судя по названию категории и стильному дизайну AC, эти колонки больше ориентированы на молодежную аудиторию.
   Интересны по дизайну и техническиму исполнению настенные колонки тыловых каналов (серия DFS) и линейка WH, состоящая из АС окружающего звука, центральных каналов и активных сабвуферов. Кстати, коль речь зашла о сабвуферах, то стоит упомянуть и серию недорогих басовиков PowerCube+. Благодаря разнообразию внешней отделки (с десяток различных вариантов) сабвуферы можно вписать в любой интерьер. Их цена в зависимости от выходной мощности — $300–$500.
   Для тех, кто вообще не хочет загромождать комнату колонками, компания предлагает компактные АС серии LoudPanel System в виде картин (NXT-технология) или встраиваемые динамики Pacific Architectural.
   Выпускаются также и акустические комплекты, созданные специально для любителей «чисто русской народной забавы», — KH Karaoke systems.
   В шоу-руме компании «любопытным туристам из Росси» удалось послушать несколько образцов выпускаемой продукции. Впечатления остались самые положительные. Судя по всему, китайское учение фэн-шуй (древняя наука о реках и энергиях) успешно постигается руководством компании и приносит неплохие результаты в бизнесе.

12. Кевларовые диффузоры 
для среднечастотных динамических головок 12. Кевларовые диффузоры для среднечастотных динамических головок
13. Процесс нанесения на MDF-плиту винилового покрытия 13. Процесс нанесения на MDF-плиту винилового покрытия
14. Намотка катушек для магнитной системы динамиков 14. Намотка катушек для магнитной системы динамиков
15. Процесс склеивания корпусов полочных АС 15. Процесс склеивания корпусов полочных АС
16. Натуральный шпон красного дерева 16. Натуральный шпон красного дерева
17. Обработка корпуса тыловых AC серии Diamond перед сборкой 17. Обработка корпуса тыловых AC серии Diamond перед сборкой
18. Изготовление «грилей» для сателитных АС (в руках у рабочего фронтальная панель от тыловых колонок серии DFS) 18. Изготовление «грилей» для сателитных АС (в руках у рабочего фронтальная панель от тыловых колонок серии DFS)
19. Процесс устранения малейших изъянов 
с поверхности корпуса напольных АС 19. Процесс устранения малейших изъянов с поверхности корпуса напольных АС
20. Подготовка корпусов, отделанных натуральным шпоном, к транспортировке в сборочный цех (сабвуферы SW-380, PowerCube+ и АС серии Emerald) 20. Подготовка корпусов, отделанных натуральным шпоном, к транспортировке в сборочный цех (сабвуферы SW-380, PowerCube+ и АС серии Emerald)
21. Сборка полочных АС с тыловым расположением фазоинверторного порта 21. Сборка полочных АС с тыловым расположением фазоинверторного порта
22. Процесс пайки кроссоверов 22. Процесс пайки кроссоверов
23. Проверка готовых модулей на специальных тестовых стендах 23. Проверка готовых модулей на специальных тестовых стендах
24. Начало сборочного процесса АС Pacific Evolution 24. Начало сборочного процесса АС Pacific Evolution
25. Собранные и протестированные колонки осталось лишь упаковать 25. Собранные и протестированные колонки осталось лишь упаковать