Английский звук из Поднебесной
Первая мысль, которая может прийти в голову — до 1997 года Гонконг был британской колонией, и производство начато еще в то время. Конечно, этот факт повлиял на строительство фабрики в Поднебесной, но суть ответа заключена в другом. Инвестировать капитал в китайскую экономику стало выгодно всем, а не только соседям-японцам.
Международная аудиогруппа «IAG»
Далее путешествие продолжилось на микроавтобусах в сторону особой экономической зоны континентального Китая. Не прошло и часа, как группа россиян из капитализма переехала в развитой социализм, очутившись в Шеньжене. Именно в этом городе находится китайская штаб-квартира IAG (International Audio Group) и фабрика, где производятся не только колонки Wharfedale, но и продукция других брендов. Это такие известные марки как QUAD (CD-проигрыватели, усилители, акустические системы), Wharfedale Professional (профессиональные АС, микшерские пульты) и Apogee Lighting (осветительное оборудование для развлечений). Масштабы производства огромны, и одной стране с этим явно не справиться. Сейчас, кроме Китая и Великобритании, в группу входит Австралия, США и Германия. Каждая из стран выполняет свою, отведенную специально для нее миссию в составе единого и хорошо отлаженного механизма, способного конкурировать с любыми мировыми производителями.
Со своими партнерами IAG сотрудничает на основе так называемых OEM-отношений (Original Equipment Manufacturer), выступая как производитель оригинального оборудования. В таком сотрудничестве заинтересованы компании, имеющие «раскрученный» бренд, но по ряду причин не располагающие средствами производства. Другие партнеры, наоборот, считают экономически выгодным вкладывать деньги в наукоемкие технологии и наращивать производственные мощности. Как раз таким партнером и является IAG.
В соответствии с традициями фэн-шуй
Итак, производство решено было наладить в Китае, но научно-исследовательский центр, где осуществляются все инженерные и дизайнерские проекты по-прежнему находится в Великобритании.
На полную мощность шеньженьский комплекс заработал в 2002 году. Тогда же был получен и международный сертификат качества ISO 9001. Фабричные корпуса размещены на площади в 75 тыс. м2, и еще 20 тыс. м2 сейчас осваиваются. Не нарушая природный ландшафт, постройки гармонично вписываются в окружающую среду. Все экологические нормы соблюдаются безукоризненно. Оборудование и технологии на фабрике самые современные, но без квалифицированного ручного труда в силу специфики продукции здесь не обойтись, к тому же ручная сборка имеет особый статус.
Нашим гидом стал главный инженер фабрики — Стив Хьюлет (Steve Hewlett), работающий в Шеньжене практически с закладки первого камня. Стив с отменным знанием дела показал нам все фабричные цеха и подробно рассказал о каждой операции, начиная с изготовления комплектующих и заканчивая процессом тестирования аппаратуры. Что особенно поражает, так это полный цикл производства. На фабрику поставляется только сырье, а все сборочные детали и узлы делаются на месте, включая динамики, что не так часто встречается в производстве АС класса Hi-Fi. Обычно их заказывают у известных производителей, чтобы избавиться от лишней «головной боли». Но инженеры IAG рассуждают иначе. Экономический расчет плюс 70-летний опыт доказали, что затраты на производство собственных динамиков в конечном итоге полностью оправданы.
Какие же предложения рождает спрос?
Несколько слов об истории компании Wharfedale и ассортименте выпускаемых АС. В составе IAG фирма с 1996 года, но основана была еще в 1932 Гилбертом Бриггсом (Gilbert Briggs), собравшим свой первый громкоговоритель в подвале его дома в городке Илкли (графство Йоркшир), что стоит на берегах реки Варф (Wharfe). А сегодня Wharfedale можно назвать одной из наиболее творческих и инновационных компаний на рынке домашнего аудио.
Ассортимент выпускаемых АС довольно широк и включает в себя акустику различного назначения, способную удовлетворить потребности немалого числа аудиофилов. Начнем знакомство с колонок, находящихся по стоимости, технологии изготовления, а главное, по качеству звучания на границе с акустикой класса High End. Флагманом фирмы Wharfedale по-прежнему является изготавливаемая вручную и, как правило, на заказ серия Opus, в которой сочетаются традиции старых мастеров и современные материалы космических технологий. Диффузоры НЧ- и СЧ-драйверов всех АС этой линейки сделаны из карбонового волокна (tri-lam composite carbon), что обеспечивает большой запас по динамике звучания в полном диапазоне частот. Производит впечатление процесс отделки корпусов в исполнении «рояльный лак» (Piano finishes). Короба из отборных пород дерева (австралийский эвкалипт и сосна) покрываются десятью слоями лака, и после естественного высыхания каждого слоя происходит процесс полировки вручную одним работником. Действо поистине завораживающее! Стоимость одной пары колонок Opus 2 (250 Вт, 6 Ом, 91 Дб, 33 Гц — 44 кГц) в розницу составляет $3155. Возможны три варианта отделки Piano: черная, клен и красное дерево.
Следующая по ранжиру серия называется Pacific Evolution (дословно — мирное развитие). Не исключено, что такое звучное имя колонки получили благодаря необычному материалу, из которого сделаны диффузоры СЧ/НЧ-драйверов, его название — кевлар (Kevlar). Первоначально этот материал применялся для изготовления пуленепробиваемых жилетов, но теперь он эволюционировал и стал использоваться в мирных целях. Для того чтобы этот материал «зазвучал», его пришлось существенно доработать. Для этих целей специалисты применили новую технологию пропитки (UVA & B) кевлара специальными смолами с последующей обработке (до отвердевания) в ультрафиолетовом свете. Что касается стоимости, то для напольных АС такого уровня она невысока, и в зависимости от оснащенности и материала отделки колеблется от $500 до $1000 за пару.
Неплохим примером для создания домашнего кинотеатра, сочетающего в себе классический дизайн, современные материалы, а в итоге — оптимальное соотношение цена/качество, могут служить колонки серий Diamond 9 и Diamond 8.
Каждая из этих «бриллиантовых» серий имеет свою «огранку». Например, в колонках Diamond 9 тщательно продумана конструкция корпуса, не имеющего параллельных стенок. Плавное закругление боковин практически сводит на нет отрицательное влияние стоячих волн и защищает колонку от резонанса. Кстати, на основе серии Diamond 9 теперь можно приобрести готовые комплекты Home Cinema Solution. Первый комплект — Diamond 9 HCP ($830) — рекомендован для небольших помещений до 15 кв. м. Второй комплект — Diamond 940 set ($1250) — для комнат от 15 до 20 кв. м, а с помощью третьего набора — Diamond 951 set, $1965 — можно озвучить пространство гораздо больших размеров. Активный сабвуфер SW250 (250 Вт, класс усилителя A/B, 30 — 110 Гц, $915), входящий в состав третьего комплекта имеет дисплей для отображения мощности в цифровом виде, функцию дистанционного управления и возможность программирования четырех регулируемых настроек. В скором времени, к счастью любителей мощного баса (но к огорчению их соседей) будут доступны еще две модели низкочастотников — SW300 и SW380 (25-90 Гц, мощность 300 и 600 Вт соответственно).
Замыкают категорию «хайфайных» колонок бюджетные серии Crystal и Emerald. Диффузоры динамиков этих колонок созданы с помощью новой технологии HCWPP (Hot Compacted Woven Polypropylene Process — горячий процесс штамповки полипропиленовой ткани). Полученные таким образом диффузоры обладают необходимой жесткостью, легкостью и имеют хорошие показатели самодемпфирования. Цена 150-ватной 3-полосной напольной системы Crystal-40 (86 Дб, 6 Ом, 30 Гц — 40 кГц) составляет $350.
Следующая категория АС — Home DJ, — состоит из трех линеек: Atlantic SE, Xarus и Zaldek. Судя по названию категории и стильному дизайну AC, эти колонки больше ориентированы на молодежную аудиторию.
Интересны по дизайну и техническиму исполнению настенные колонки тыловых каналов (серия DFS) и линейка WH, состоящая из АС окружающего звука, центральных каналов и активных сабвуферов. Кстати, коль речь зашла о сабвуферах, то стоит упомянуть и серию недорогих басовиков PowerCube+. Благодаря разнообразию внешней отделки (с десяток различных вариантов) сабвуферы можно вписать в любой интерьер. Их цена в зависимости от выходной мощности — $300–$500.
Для тех, кто вообще не хочет загромождать комнату колонками, компания предлагает компактные АС серии LoudPanel System в виде картин (NXT-технология) или встраиваемые динамики Pacific Architectural.
Выпускаются также и акустические комплекты, созданные специально для любителей «чисто русской народной забавы», — KH Karaoke systems.
В шоу-руме компании «любопытным туристам из Росси» удалось послушать несколько образцов выпускаемой продукции. Впечатления остались самые положительные. Судя по всему, китайское учение фэн-шуй (древняя наука о реках и энергиях) успешно постигается руководством компании и приносит неплохие результаты в бизнесе.