Выставки

«Оскароносные» экраны Stewart

До Второй мировой войны экраны в кинотеатрах имели площадь всего 7–10 квадратных метров, но уже в начале пятидесятых киноиндустрии потребовались гигантские бесшовные полотнища широкого формата. Первой компанией, предложившей Голливуду суперэкран с размерами 12х27 м, стала Stewart. Дважды «Оскарами» киноакадемии была отмечена продукция компании: 1957 год — просветный экран для комбинированных съемок (герой в кадре крутит баранку, а за окнами автомашины мелькает пейзаж), 1964 год — специальный голубой экран для съемки фантастических эффектов с наложением. Любопытно, что авторство по внедрению специальных растяжек и матовой черной окантовки (VeLux) для экрана — за семейством Стюарт. Среди фирменных достижений — 20-метровый просветный экран, тренажеры для трехмерных имитаций («Боинг»), экраны для крупных развлекательных комплексов («Дисней-Лэнд»), оснащение ведущих киностудий Голливуда…

Студийная работа со звуком и видео
Использование масок для экрана
Дональд Стюарт — в России

Высококлассный домашний кинотеатр сегодня — это разнообразные проекторы (CRT, LCD, DLP, D-ILA) и правильно подобранные экраны. Казалось бы, здесь все давно известно из школьного учебника физики: свет, падающий на экран, поглощается, рассеивается, но самое главное — он отражается. Когда в технических данных на видеопроектор указана контрастность 2000:1 (белый — черный), надо иметь в виду, что речь идет об измерениях в проходящем пучке. Контраст изображения после отражения от экрана вряд ли будет выше, чем в реальном кинотеатре (400 единиц). Идеальные условия для прямой проекции известны — полностью затемненное помещение, отсутствие посторонних источников света плюс драпировка стен, пола и потолка поглощающим материалом (например, бархатом — Matte Black — матовый черный). В зале, напоминающем Dark Box («черный ящик»), можно установить простой, так называемый белый матовый, экран, свет от которого одинаково отражается во всех направлениях в пределах 0–180° (в данном случае коэффициент усиления равен единице, Gain Screen=1). Жить в такой комнате удобно разве что черному коту… Реальность — это домашний кинотеатр в гостиной (окна, светлый потолок и т.п.). Быть ближе к жизни и не потерять при этом в качестве проецируемого изображения — задача, над которой работают Стюарты.
   Первое, что отметит даже неспециалист, глядя на экраны типа BlackHawk, GrayHawk и FireHawk, — платиново-серый цвет поверхности. Причем чем больше света в комнате, тем более глубокий серый предлагает использовать фирма. Темный в обычных условиях экран преображается, когда, притушив свет в комнате, вы включите проектор: черный становится чернее! Передача цветов практически не меняется; в специальных терминах — лишь несколько увеличивается цветовая температура. Картинка становится чуть холоднее, если проектор был идеально настроен (6500 К) под классический белый экран, поэтому для FireHawk рекомендуется подкорректировать цветовую температуру. Другими словами, когда внешние условия изменить не удается, экраны Stewart — средство для управления контрастностью.
   Ряд интересных решений найден инженерами фирмы в области оптического «усиления». Экран покрывается микросферами из стекла, и эффективность отражения повышается за счет некоторого сужения углов просмотра (Gain Screen 2–5 единиц, 100–120°). Здесь открывается громадное поле деятельности по оптимизации театральных инсталляций (взаимное расположение зрителей и системы «проектор–экран», пропорции помещения, условия внешней освещенности).
   Поскольку до сих пор в ходу — масса разных видеоформатов (AV 1:1, Academy 4:3, HDTV 1,78:1, Widescreen 1,85:1, Cinemascope 2,35:1), приспособить экран под изображение с конкретным соотношением сторон помогает фирменная система масок (горизонтальные, вертикальные и комбинированные черные окантовки вокруг экрана). Особую гибкость и автоматизацию в настройке формата экрана с помощью масок обещает система BRIC (Binary Reciprocal Intelligent Control), которую поддерживают некоторые проекторы и электроника Smart House… Наконец, стоит упомянуть уникальные акустически прозрачные материалы, получившие добро от Джорджа Лукаса: THX-сертифицированные экраны Stewart удовлетворяют самым серьезным требованиям как по качеству изображения, так и… по звуку. За таким экраном допустимо размещать АС центрального канала и даже фронтальные громкоговорители — передача высоких частот не страдает (стандартный экран в кинотеатре обычно имеет 5500 довольно крупных отверстий на квадратный фут, «стюартовский» THX-сертифицированный — 30000 перфораций).