Морские мотивы Cabasse
Cabasse — имя собственное
Личностный фактор в становлении любой компании играет огромную роль. Но мера самореализации основателя в заложенном им предприятии в каждом случае своя и зависит от множества разных факторов, включая, разумеется, творческие свойства его натуры. Блестящий, располагающий необходимыми средствами экономист вполне может создать успешную компанию по производству колонок. Но чтобы акустический продукт приобрел статус, так сказать, «марочного» товара, упругой коммерческой жилки и высокой экономической квалификации недостаточно. Georges Cabasse в своем детище воплотил, кажется, все аспекты личного творческого потенциала, включив надежные механизмы саморазвития и самосохранения фирмы.
Cabasse дает уникальный для акустической отрасли пример нерушимости связи времен. Основание фирмы датируется 1950 годом, но исторические корни уходят, страшно сказать, в глубину XVIII века. Нет, громкоговорителей с логотипом Cabasse тогда еще не выпускали.
Georges Cabasse
В те времена публика предпочитала слушать живую музыку живых инструментов, пребывая в блаженном неведении относительно скрытых музыкальных возможностей электрической энергии. Но имя Cabasse звучало уже тогда, точнее — звучали струнные инструменты, созданные носившим это имя мастером. Бережно, под стеклом хранится изготовленная в середине XVIII столетия авторская скрипочка, занимающая самое почетное место в составе небольшой экспозиции, развернутой в фойе головного офиса современной компании.
В середине XX века любовь к музыке и бурно развивающемуся киноискусству разбудила в молодом отпрыске древней фамилии жажду технического творчества. В 1950 супруги Georges и Elisabeth Cabasse основали мастерскую на восточной окраине Парижа, где восстанавливали испорченные динамики и потихонечку стали изготавливать свои собственные. Вышеупомянутое увлечение молодого Cabasse кино не носило сугубо потребительского характера, он был отлично знаком с кинотехникой того времени и хорошо представлял проблемы звукофикации, интерес к которой возрастал в связи с зарождением в кинематографе многоканального звукового сопровождения. Уместным оказалось начинание с производством динамических головок, которые уже тогда обладали немалыми достоинствами, в связи с чем быстро росла их популярность. Иначе трудно объяснить тот факт, что в многоканальной аудиосистеме первого широкоформатного парижского кинотеатра Grand Rex (1953) использовались динамики Cabasse. Идея соосных излучателей, создающих пространственно когерентное звуковое поле, изучалась маэстро внимательнейшим образом с самого основания фирмы. А свое первое воплощение она получила уже в 1955 — в форме двухполосного коаксиала Diphone. Молодая фирма быстро окрепла, стала шире смотреть на вещи. В 1958 году выпущен первый активный громкоговоритель, оснащенный ламповым усилителем. В 60-х это направление получило развитие — последовала целая серия двух- и трехполосных систем с активными секциями, собранными на полупроводниковых элементах.
Морская тема
В конце 50-х происходит весьма знаменательное событие, оказавшее сильное влияние на развитие компании, на имидж ее продукции: Cabasse переселяется на западную оконечность Франции в город Брест, где только что завершено строительство новых фабричных корпусов и исследовательской лаборатории с великолепной безэховой камерой. С тех пор Океан становится лейтмотивом всей деятельности фирмы. Поговаривают, что менталитет жителей приморской части Бретани, где собственно и расположен город Брест, радикальным образом отличается от менталитета населения континентальной части провинции. Во что нетрудно поверить — море диктует свои законы. Но речь не только о традиционных особенностях экономики приморья. Вероятно, не менее значимым фактором является ключевая для страны география места, наложившая свой особый отпечаток на его облик — все здесь помнит о бесчисленных морских сражениях далекого, очень далекого и совсем недавнего прошлого. Современный Брест — крупнейшее пристанище не только торгового и рыболовецкого флотов… А там, где много кораблей, крепка, как правило, научно-техническая база, всегда в фаворе такой раздел физики, как акустика. Так что, перебравшись к морю, Cabasse сразу решил проблему квалифицированного персонала. С другой стороны, появление в регионе нового хорошо оснащенного акустического предприятия привлекло внимание очень интересных заказчиков, что дало мощный дополнительный импульс экономическому и научно-техническому развитию компании. В историю Cabasse вписано немало замечательных, но не очень известных страниц. Фирма, в частности, принимает заказы на создание PA-систем (Public Address — громкоговорящая система оповещения) на кораблях военно-морского флота, занимается озвучиванием дорогих частных яхт, участвует в ряде научно-исследовательских подводных проектов (разработка гидроакустического оборудования). Практика такого рода благотворным образом отразилась и на качестве решения технических задач, актуальных для домашнего аудио.
В 1975 г. создается контрольно-измерительный вычислительный комплекс, позволивший существенно повысить уровень научно-исследовательской деятельности компании. Выходит в свет серия громкоговорителей с системой сервоконтроля, корректирующей движение диффузоров. Фирма экспериментирует с различными материалами и конструкциями диффузоров; в конце семидесятых выходит на разработку купольных полимерных мембран с сотовой структурой. Сотовые диффузоры Cabasse отличаются высокой структурной жесткостью и эффективным поглощением изгибных возмущений; притом что толщина куполов может достигать 5–7 мм, их масса остается незначительной, ведь большая часть объема — воздух (близкие аналоги в мировой аудиоиндустрии еще надо поискать). В 1980 фирма выпускает целую серию средненизкочастотных драйверов и басовиков с сотовыми куполами, размер которых колеблется в пределах — 170–550 (!) мм. В том же году появляется сервоконтролируемая четырехполосная АС, НЧ/СЧ- и НЧ-головки которой изготовлены по новой технологии. В 1984 представлен ряд мощных высокочастотных и среднечастотных драйверов с углеволоконными мембранами. Акустикой, на которой установлены такие головки и «сотовые» басовики, в том же году оснащается новая 12-канальная система парижского кинотеатра La Geode. В 1986 начат выпуск драйверов с диафрагмами из вспененного полимера Duocell. По мере экономического роста рамки брестских производственных площадей становились тесными, и в разных уголках Франции создаются филиалы Cabasse, для серийного производства динамиков и сборки акустических систем.
Рождение Атлантиды
Частные достижения динамично, уже в течение сорока лет развивающейся компании вполне допустимо рассматривать как фрагменты решения главной задачи — создания, если не идеального, то, по крайней мере, очень на него похожего источника звука. Неотъемлемым свойством такого источника, по убеждению Cabasse, должна являться его пространственная когерентность. То есть, волны любого спектрального содержания обязаны исходить из одной точки пространства, что никак не получается в случае обычной конструкции громкоговорителя с числом полос более одной. Против такого требования никто не стал бы возражать, если бы не эфемерность надежды на его адекватное удовлетворение. Лежащая на поверхности идея коаксиальных динамиков имеет немало пороков, к которым, в частности, можно отнести неизбежность негативных последствий взаимодействия высокочастотного излучения с мембраной НЧ/СЧ-головки. Кроме того, положительный эффект, достигаемый за счет соосной конструкции, нередко сводится на нет дифракционными искажениями структуры звукового поля. Сорок лет бились «кабассовцы» над решением этих и многих других проблем коаксиальных конструкций. И вот в начале девяностых был создан маленький шедевр — трехполосная (!) коаксиальная головка ТС21 серии SCS (Spatially Coherent Source), представляющая собой на тот момент наиболее полное воплощение исповедуемой Cabasse идеи совершенного пространственно когерентного источника звука. Добившись желанного результата, фирма принимается за грандиозный проект создания абсолютного флагмана собственного модельного ряда. В 1992 году со стапелей завода сошел полностью активный 4-полосный «крейсер», рассекающий пространство острой лицевой гранью, в центре которой — круглое око трехполосного коаксиала ТС21. Имя ему было присвоено Atlantis — Атлантида. Восхищает грация и завершенность воплощения отстаиваемых авторами идей. Ассоциации с кораблем, порождаемые сюрреалистическим обликом Atlantis, дают правильное направление мысли. Колонка находится почти в том же отношении к звуковым волнам, в котором белый пароход находится к волнам океанским, знать ничего не желающим ни о каких граничных условиях. Составить некоторые представления о звуковом потенциале флагмана помогут его метрики: габариты — 2340x740x71200 мм, масса — 180 кг, диапазон частот — 20 Гц–20 кГц, номинальная мощность встроенных усилителей — 2x100 Вт, 2x200 Вт, пиковая — 2x700 Вт и 2x1400 Вт. Пару, между прочим, сейчас можно приобрести, приблизительно, за $76000. А вслед за рукотворной «Атлантидой» появилась не менее впечатляющая Adriatis (пассивная версия Atlantis).
Флотилия Cabasse
Во второй половине 90-х Cabasse адаптирует модельный ряд под задачи строительства кинотеатров на дому. Все необходимые театральные атрибуты имеются в серии MT200 (1999 г.). Введена в строй «шаровая» сателлитная система iO с двухполосным коаксиалом (технология SCS) при активном сабвуфере Jupiter (в настоящее время рекомендуется использовать iO в сочетании с Furio). С 2000 года в результате ряда организационных перемен резко усиливаются темпы экономического роста компании, и за период 2000–2002 ее оборот удваивается. В 2002 на суд аудиофильской общественности представлена новая High End-линия Artis, флагманом которой назначена последняя версия «адриатиса» — Adriatis II ($26500). На трех топовых моделях серии — Adriatis II, Kara ($14400) и Baltic II ($3960) — установлен новейший вариант трехполосного коаксиала TC22 в сферическом облачении. Для справки: могущество четырехполосной Kara (1400x380x540 мм) — 150 Вт (1050 Вт в пике) при чувствительности 93,5 дБ, частотный диапазон — 32 Гц–22 кГц. В прошлом году завершен очередной этап реконструкции. Под Брестом, на самом берегу Атлантического океана, в сердце «акустической долины», где сосредоточены почти все научные силы региона (исследовательские институты, высшие учебные заведения), возведен новый комплекс — Акустический центр Cabasse, оснащенный новой безэховой камерой. Сюда планируется перенести всю исследовательскую деятельность и опытное производство.
В современную базовую High End-серию Artis, кроме упомянутых, входят еще пять моделей, выполненных в более традиционной манере — Iroise II, Igea II, Ambrose II, Sirocco и активный 200-ваттный (1400 Вт в пике) сабвуфер Thor, предназначенный, главным образом, для низкочастотной поддержки «шариков» Baltic II. Вся акустика трехполосная (за исключением сабвуфера, разумеется), на всех колонках средневысокочастотные функции выполняет коаксиальная система драйверов ВС13. Более умеренные ценовые слои в настоящее время обживают две классические линии MT420 и MT360. Первая состоит из трех напольников, одного полочника, центра, тыловичков и сабвуфера. Флагман MT420 — трехполосная Sumatra ($2570); на «лице» главного напольника серии — 4 драйвера, номинальная мощность — 150 Вт (1 кВт в пике), чувствительность — 94,5 дБ, габариты — 1100x260x430 мм, масса — 27 кг. В MT360 на одну напольную модель меньше. Самая крупная — Jersey ($1000) — работает по двухполосной схеме (твитер и две НЧ/СЧ-головки). Театрально-дизайнерское направление поручено четырем сателлитным системам: Ki, Xi, iO,Xo. В первые две входят стройные цилиндрические напольники, универсальные цилиндрические же, но более компактные сателлиты и сабвуфер. Акустика Ki — трехполосная (с коаксиальной СЧ/ВЧ-головкой BC12), Xi — двухполосная. Для ориентира: напольный сателлит из Ki стоит чуть больше $1400 за штуку, из Xi — $500. iO, Xo — миниатюрные коаксиальные двухполосные сателлиты при сабвуферах. Для них предусмотрены изящные напольные стоечки, подставки для размещения на полках или телевизоре, кронштейны для настенного монтажа. Ориентировочная цена 80-ваттных «шариков» iO (без подставок) — $600 (за штуку); один сателлит из Xo (70 Вт) стоит приблизительно $220.
Вероятно, наиболее замечательной чертой французской Cabasse является не столько верность традициям, сколько способность создавать их, опираясь на глубокое знание предмета и точное понимание целей созидательной деятельности на ниве воспроизводства звука.