BBK Electronics: рост доверия
Все — в Китай
Чтобы обеспечить потребности мирового рынка в аудио- и видеотехнике, фирмы из индустриально развитых стран в свое время начали размещать свои производственные мощности в Юго-Восточной Азии (Тайвань, Сингапур, Малайзия). Потом мы стали свидетелями бурного роста стоящих особняком южно-корейских компаний… Наконец, относительно недавно произошло то, о чем в эпоху противостояния двух социально-политических систем невозможно было поверить: заводы именитых брэндов стали активно строиться в Китайской Народной республике. В последние годы американские, западно-европейские, японские и корейские фирмы оставляют за собой функции разработчика (поисковые и научно-исследовательские работы, создание новых технологий), а центр тяжести производства аппаратуры постепенно смещается в континентальный Китай. И не случайно — именно здесь сосредоточен значительный потенциал современных производительных сил.
Надо сказать, что в КНР созданы благоприятные условия для развития материального производства (это касается политических и финансовых аспектов). Но еще большее значение имеет неограниченный людской ресурс, что позволяет сохранять рентабельность на высоком уровне (о трудолюбии и скромных потребностях жителей Поднебесной ходят легенды)… В этой связи очевидна общемировая тенденция: если фирма планирует выпускать аппаратуру под своей маркой массовым тиражом, будьте уверенны — у нее есть (или скоро появятся) собственные заводы на территории КНР. Что из этого? Во-первых, покупая, например, японскую аппаратуру домашнего кинотеатра, вы спокойны относительно надписи Made In China: качество гарантируется как разработчиком, так и изготовителем. Второй вывод непосредственно связан с нынешней темой. Когда деловая жизнь налаживается, когда организуются совместные предприятия и открываются новые заводы, естественным образом в стране начинает развиваться и национальная промышленность. Компания BBK Electronics родилась при поддержке государства в 1995 году: в этот период в Китае, как грибы, начали расти заводы мировых лидеров в области AV-электроники.
Почему — BBK?
Китай — страна самодостаточная, большая и работящая. Народ с энтузиазмом использует разнообразное учебное оборудование, помогающее заниматься самообразованием (обучение платное). Поэтому с самого начала на BBK (вольный перевод напоминает авиационный лозунг «выше, дальше, быстрее») выпускали кассетные лингафоны, электронные словари-переводчики и разнообразные Video-CD-проигрыватели. Большой завод занят выпуском телефонов как обычных, так и беспроводных. В последнюю пятилетку пальму первенства перехватили DVD-плейеры и все, что связано с понятием домашний кинотеатр: многоканальные AV-усилители, акустика. Сегодня BBK Electronics продолжает развивать производство по всем трем направлениям — AV-аппаратура, техника для обучения, связь и телекоммуникации.
Чтобы товар заметили покупатели, он должен иметь высокое качество при разумной цене; а чтобы заработать имя в столь огромной стране, выпускать надо не просто много, а очень-очень много. Оценить масштаб помогают цифры: население России (150 миллионов человек) составляет от силы десятую часть Китая. Если каждая семья планирует, например, в течение одного-двух лет купить DVD-плейер, как обеспечить рынок? Счет идет на многие миллионы… Такие задачи под силу лишь крупным корпорациям, и BBK входит в тройку ведущих национальных производителей DVD. Более того, по данным статистических исследований, марка обрела такую узнаваемость, что здешний потребитель называет ее в первой десятке брэндов, известных всему миру, и с удовольствием приобретает «свою» аппаратуру. Выходит, компания, продукция которой идет нарасхват на внутреннем рынке, может спокойно почивать на лаврах, но BBK Electronics выходит на мировую арену. Одна из приоритетных целей — Россия.
Как это будет по-русски?
Какие требования предъявляет европейский и, в частности, российский потребитель к массовой DVD-аппаратуре? Относительно невысокая цена, высокая надежность, современный дизайн, наличие разъема SCART, совместимость с MP3, удобное экранное меню и инструкция на родном языке, всеядность в отношении качества дисков, мультизонность… Хорошо, если есть и какая-нибудь «завлекалочка» (BBK была первой, кто в бюджетных плейерах предложил DVD-Audio). Все это необходимо учесть, заранее согласовать с производителем (в Китае не используют SCART), отработать на опытных образцах и мелких сериях, чтобы потом выдать на-гора полный тираж. Причем каждая новая модель должна отличаться от конкурентов в лучшую сторону не только качеством, но и ценой. Начиная с 2000 года, фирма выпускает AV-продукцию для российского рынка и к настоящему времени полностью решила проблемы «русификации» DVD-плейеров. Все предприятия BBK имеют международный сертификат качества и безопасности (производственные циклы отвечают стандарту ISO 9001); техника проходит многоуровневые испытания на виброустойчивость, термические нагрузки, действие повышенной влажности. Каждый образец проверяется на работоспособность и отсутствие функциональных сбоев. Приняты жесткие ограничения по количеству рекламаций — не более 0,35% от общего объема (за такие цифры борются, например, на заводах Philips). Сборка осуществляется на линиях, где в основном работает молодежь. В Европе ручные монтаж и пайка элементов ценятся достаточно высоко, и для потребителя Hand Made (ручная работа) выливается в «другие» деньги. Здесь же за право получить постоянную работу надо бороться! При средней зарплате в $100 работники имеют медицинскую страховку, бесплатно питаются в заводской столовой, проживают в общежитии (условия, мягко говоря, спартанские). 8-часовой рабочий день, перерыв на обед — 2,5 часа (так принято). Классическая организация — несколько цеховых зданий, офисное помещение, рабочие общежития, спортплощадка… Завод работает в три смены, но склад готовой продукции практически отсутствует — все уходит в торговую сеть прямо с конвейера. Вот что такое спрос в стране с населением полтора миллиарда.
Приток финансовых средств и интеллектуально-технологических ресурсов способствует развитию. Сейчас фирма расширяет производственные площади еще на 30 гектаров, где приблизительно через год вступит в строй новый завод — New Industrial Park (цеха, офис, общежития). Все строительство финансируется самостоятельно без внешних инвестиций. Под какие цели — такой размах?
DVD-рекордеры, плазменные и ЖК-телевизоры
В производственной программе AV-подразделения BBK Electronics до сих пор главенствовали DVD-проигрыватели. Но в конце 2003 года фирма представила на российском рынке свой первый цифровой видеорекордер со встроенным HDD на 40 ГБ (телевизионный тюнер с SECAM). DVD-рекордерам аналитики предсказывают большое будущее. О том что фирменный старт в этой области тщательно планировался, говорит объявленная рекордно низкая цена — около $400.
Идея выпускать кинескопные TV на BBK не рассматривается вовсе: ставку решено делать на плазменные (PDP) и ЖК-телевизоры (LCD). Комплектующие для DVD-плейеров фирма получала от Panasonic и Sanyo (DVD-транспорты), ESS, C-Cube и Mediatec (процессоры). Выпуск плоских цифровых телевизоров предполагает расширение партнерства и с Panasonic, и с LG/Philips. Налаживаются контакты с Cirrus Logic; активизируются давние связи с Acer… В течение года фирма собирается наладить выпуск беспроводных телефонов стандарта DECT и мобильных GSM-телефонов. Вся эта техника скоро появится в России, поскольку компания официально открыла собственное представительство у нас в стране. Его главная задача понятна — наш потребитель умеет считать деньги и ценит качество.