Hi-Fi Show 2004
В Москве словно бы подводится своеобразный итог сезона международных выставок. На Hi-Fi-Show часть аппаратуры попадает спустя пару месяцев после премьеры в Лас-Вегасе (CES). Много новинок поступает после обкатки на берлинском форуме (IFA). Кое-что предварительно показывалось в Лондоне, Франкфурте, Гонконге… Полная география, около сотни фирм-экспонентов, полтысячи брэндов и несчетное количество изделий в гостиничных номерах отеля «Ирис» — масштаб нынешнего представления. Так ли все безоблачно в деле, которое призвано инициировать интерес широкой общественности?
Перспективные модели
В рамках выставки, где упор традиционно делается на AV-аппаратуру для меломанов и любителей домашнего кино, теперь в обязательном порядке демонстрируются интегрированные системы управления («умный дом»), встраиваемая техника и мультирум-оборудование. В этом многообразии становится все сложнее ориентироваться и посетителям, и специалистам. Складывается впечатление, что московская выставка перерастает, как сейчас принято говорить, заданный формат. В разговорах с участниками выставки приходилось слышать мнение, что подлинные новинки не всегда удается доставить в Москву к сроку, порой полноценной реализации планов мешают трудности организационного свойства (опять подвела таможня)… Но оптимизм и праздничная атмосфера превалируют на московском шоу «при любой погоде». Свои экспозиции в конгресс-отеле выстраивают практически все основные игроки российского рынка AV-аппаратуры. «Международность» мероприятию придают иностранные гости, представители фирм и компаний-производителей. Со многими из них наши корреспонденты обсудили насущные проблемы индустрии, обменялись мнениями о развитии приоритетных направлений. Например, представители акустических брэндов закономерно приветствуют рост числа каналов в домашнем кинотеатре, видят перспективы в производстве специальных колонок для плоских видеопанелей и встраиваемой акустики. Электронщики оттачивают качество аудиотракта под эксклюзивные записи (DVD-Audio, SA-CD), активно внедряют унифицированные цифровые AV-интерфейсы (i.LinK и HDMI). Кабельная промышленность наряду с выпуском широкой номенклатуры традиционных изделий обещает в ближайшем будущем активно поддержать цифровой коннект (растет спрос на USB, FireWire, DVI и HDMI). Нельзя не упомянуть расширенное по сравнению с прошлыми годами участие фирм, торгующих «софтом» (Audio-CD, DVD-Video/Audio, SA-CD). Вероятно, посетители выставки обратили внимание, что на стенде Stereo&Video была представлена эксклюзивная продукция новой российской звукозаписывающей компании CaroMitis — гибридные диски Super Audio CD Multichannel: тот случай, когда идеально записанный материал раскрывает потенциал самой качественной аудиоаппаратуры.
Готовя репортаж, мы старались сконцентрировать внимание на перспективных новинках, которые, по нашему мнению, олицетворяют будущее AV-индустрии. Среди отмеченных специальной наградой журнала — ЖК-видеопроектор Sanyo PLV-HD10, характеризующийся разрешением Full HDTV, домашний кинотеатр Philips LX-9000R со встроенным DVD-рекордером, CRT-телевизор Toshiba 34VH9UR, поддерживающий HDTV-видеосигнал, новый AV-ресивер Onkyo TX-NR801E, оснащенный функцией NET-Tune (связь с интернетом), телевизор Sony KV-36HQ100 c HDTV-кинескопом, акустическая система B&W FPM6, оптимально сочетающаяся с плоскими PDP- и LCD-видеопанелями, AV-усилитель Yamaha DSP-Z9, в котором сконцентрированы, кажется, все наиболее востребованные технологии домашнего театра, DVD-Audio/SA-CD-проигрыватель Pioneer DV-868Avi с цифровыми интерфейсами i.LINK и HDMI… Однако на фоне этих высокотехнологичных продуктов заметный рельеф обретают и классические образцы High Fidelity, еще торжественнее смотрится раритетный High End, окутанный молвой и «бриллиантовым» дымом.
Акустика — королева Hi-Fi
Как всегда, исключительным богатством отличался ассортимент акустических систем. Впечатление товарного изобилия усиливалось под влиянием возросшего многообразия, так сказать, архитектурных решений, свидетельствующих о понимании разработчиками обновленных чаяний потребителя. Практически все производители АС напряженно работают над проблемой аннигиляции противоречий между требованиями стилистов и взыскательных аудиолюбителей. Короче говоря, LifeStyle-идеология успешно завоевывает не подвластные ей еще в совсем недалеком прошлом территории. Примером удачного решения упомянутой проблемы может служить линия «плоских» мониторов Bowers&Wilkins FPM, флагману которой — FPM 6 — было присуждено звание «Перспективная модель 2004» в номинации «акустические системы». Действительно, в лице универсальных сателлитов Flat Panel Monitors авторитетной британской компании удалось виртуозно объединить высокое качество звуковоспроизведения и достоинства «плоского» дизайна, весьма актуального для интерьеров с ЖК- или плазменными средствами визуализации. Отрадно, что число незаурядных достижений на LifeStyle-поприще растет. Посетители выставки имели возможность познакомиться с результатами перманентного процесса обновления модельных рядов подавляющего большинства акустических брэндов. B&W, помимо линейки FPM, показала новую серию 700, пришедшую на смену CDM NT. О достоинствах «семисотой» наши читатели уже имели возможность получить определенное представление. Новинка от Monitor Audio — семейство Radius — также являет собой плод трудов по воссоединению изящества формы и благородства звукового имиджа. Здесь ради достижения цели потребовалось выработать новую концепцию и создать под нее специальные динамики; кстати, универсалы MA R225 Plasma очень хороши для сочетания с плоскими экранами; пять вариантов облицовки («серебро», буковый шпон, красное дерево, черный и белый лак) — залог инвариантности применения. Титан британского звука Tannoy освежил интерес к бессмертной High End-когорте Prestige. На выполненных в традиционной манере системах Sandringham, Kensington и Yorkminster установлены новейшие модификации фирменных коаксиалов Dual Concentric (200-мм, 250-мм и 300-мм версии соответственно). Могучий Yorkminster (номинальная мощность 150 Вт, пиковая 550 Вт, чувствительность 94 дБ) способен развивать уровень звукового давления 115 дБ (121 дБ в пике). В бюджетной сфере Tannoy отчиталась линейкой Fusion: два напольника, два полочника, тыловая пара и центр (твитеры с неодимовыми магнитными системами и купольными мембранами из полиэфирного волокна, НЧ/СЧ-драйверы с бумажными, специальным образом обработанными диффузорами). Acoustic Energy подготовила смену для серии AESPRIT. Теперь класс высокого Hi-Fi будет представлять семейство AELITE; здесь популярная английская компания впервые применила стиль «овального кабинета» и продолжила развивать фирменную идею легких алюминиевых НЧ/СЧ-диффузоров; высокочастотники построены на неодимовых магнитах и излучают дюймовыми ткаными куполами; отделка — натуральный шпон (три варианта). Состоялось первое «открытое» выступление в Москве нового лидера модельного ряда AE — трехполосной AE3 mk.2; твитер с кольцевой мембраной и среднечастотник — в верхней части лицевой панели; по бокам у самого основания — по одному басовику (26 Гц по уровню –2,5 дБ); диффузоры НЧ- и СЧ-головок алюминиевые. Mordaunt-Short интриговала прототипом с чертами будущего флагмана элитной серии Performance. Все здесь обещает эксклюзив, включая литые корпуса из особого композитного материала. Демонстрировалась и введенная в строй серия MS Avant, состоящая из трех напольников, полочника и биполярных тыловиков. Обращают на себя внимание «штрихи» ребер жесткости на периферии алюминиевых диффузоров НЧ/СЧ-драйверов, выполненных по технологии CPC. Компания ATC, зарекомендовавшая себя среди профессионалов, известна как последовательный приверженец идеи активной акустики; однако это нисколько не мешает ей создавать высококлассные пассивные системы, в чем посетители могли легко убедиться. Французская Focal-JMlab, вероятно, завершает формирование флагманской эскадры Utopia Be. В ее составе появился экспонировавшийся на московском шоу четвертый напольник — Diva. Разумеется, налицо все черты благородного семейства — бериллиевый твитер, среднечастотник с мультиферритовой магнитной системой и диффузором из Sandwich W, жесткий корпус, оптимизированные кроссоверы и пр. Имеются и особенности, в частности: нижние частоты воспроизводит пара 200-мм басовиков, установленных на боковых панелях корпуса. Между прочим, давая интервью представителям нашего журнала, генеральный директор французской компании пообещал, что в ближайшем будущем фирма порадует своих поклонников выпуском «бериллиевой версии» Electra. За истекший год Triangle выстроила составленный из восьми моделей ряд Stratos. Во главе серии — модель Volante — трехполосный семиглавый (5 драйверов — на лицевой панели, 2 — на тыльной). Заметим, что Stratos — прямые наследники абсолютного фирменного лидера (помните трехблочный Magellan?). Ударный эшелон от Davis Acoustics — существенно модифицированная серия KVK; в системах, ее составляющих, все направлено на достижение высокого музыкального результата: мощные корпуса, усовершенствованные драйверы с множеством оригинальных фирменных разработок… На Hi-Fi Show состоялись едва ли не первые публичные слушания новой примадонны модельного ряда итальянской Sonus Faber — роскошной трехполосной Stradivari. Система — кладезь неординарных решений. Все головки разрабатывались специально для Stradivari, использована нетрадиционная форма корпуса — широченная лицевая панель с четырьмя драйверами (два басовика, среднечастотник и «кольцевой» твитер) при сравнительно небольшой глубине; качество облицовки — выше всяких похвал. Кстати, лак, по убеждению итальянских мастеров, играет существенную роль в формировании звукового имиджа колонки. Активно обновляет модели германская ELAC, что, очевидно, связано с очередными техническими достижениями компании. На всех моделях модернизированной двухсотой линейки установлены новейшие ленточные JET-твитеры третьего поколения (частотный диапазон до 50 кГц). Заложены основы шестисотой High End-серии. На выставке демонстрировался ее первенец — 3,5-полосный напольник FS 608-4Pi: на верхней панели — последняя модификация излучающего во все стороны 4Pi-супертвитера; специально для новой серии разработаны среднечастотники с 37-мм купольными мембранами и басовики со 180-мм слоеными алюминиевыми диффузорами, двойными магнитными системами и широкими асимметричными подвесами… Ceratec продолжает совершенствовать форму и содержание акустических «светильников» Xeno. Эта линейка акустики с подсветкой моментально пленила лучшую половину человечества (пара Xeno 1 — светящиеся 1650-мм столбики на стеклянных подставках). Основательно обновив верхние этажи модельного ряда, датская DALI приступила к модернизации бюджетной сферы. На выставку в полном составе прибыло семейство Concept (напольники, полочники, центр, сабвуфер), которое займет ценовую нишу между одной из самых популярных серий Blue и недорогой AXS. Впервые на московской арене выступала главная пара DALI — двухполосная, трехблочная Megaline, оснащенная тремя ленточными твитерами и дюжиной НЧ/СЧ-драйверов (вытянуты в линию по двухметровой высоте, точнее — 2300 мм). Компания Audiovector — еще один представитель датской школы звука — из трех базовых линеек (S, M и C) в прошлом году модернизировала серию M, в связи с чем в наименованиях моделей появился индекс i. Цель модернизации — поднять уровень качества звучания на новую ступень. Напомним, замечательной особенностью акустики из двух старших семейств Audiovector — S и M — является возможность радикального апгрейда базовых элементов конструкции. Как всегда, был хорошо представлен североамериканский континент, где стараются Bose, Harman Group и канадцы (корпорация API с марками Mirage, Energy, Athena). Специфические АС фирмы Bose на родине — в лидерах, у нас найти эту оригинальную акустику непросто. Американские JBL и Infinity популярны во всем мире и очень заметны на российском рынке. Infinity, например, показала состоящую из 9 моделей серию Beta: два напольника, два полочника, два центра, перестраиваемая (монополь/биполь/диполь) тыловая пара и два сабвуфера. Диффузоры динамиков — Ceramic Metal Matrix Diaphragm; верхняя граница рабочего диапазона — 40 кГц. JBL демонстрировала версию «нортриджей»; с огромной серией Northrige E наши читатели уже успели познакомиться. Компания Martin Logan, известная представительница электростатической школы, познакомила московскую публику с совершенно новым направлением своей деятельности. Средние и высокие частоты в моделях ML Mosaic, Montage (напольники) и Fresco излучаются ленточными преобразователями, а басы — электродинамическими драйверами с алюминиевыми диффузорами. Fresco — универсальный сателлит для современных интерьеров, допускающий любые способы монтажа, включая потолочный и настенный. Демонстрировался и новый сабвуфер Martin Logan Grotto. Мы охватили здесь лишь малую толику показанных на выставке моделей в надежде проиллюстрировать основные направления развития мировой акустической отрасли. Не счесть новинок от бурно развивающихся китайских производителей. Чувствуется оживление в рядах российских акустиков. Короче говоря, на нашем рынке как нигде в мире много акустики хорошей и разной.
High Tech- и High End-электроника
На выставке были широко представлены AV-системы для обеспечения звуком и видео сразу нескольких помещений или, например, целого многокомнатного коттеджа. Они могут иметь различную сложность, степень охвата, помимо аппаратуры, позволяют управлять освещением, сигнализацией и т.п. Серьезный прогресс, достигнутый в передаче потоков цифровых данных, почти не коснулся интегрированных мультирум-устройств: разветвители сигнала по-прежнему работают с «аналогом» (условия диктует производитель, а не потребитель). Но то, с каким энтузиазмом при строительстве элитного жилья внедряются «слаботочка», контроллеры, диммеры, «кейпады» и прочая спецтехника, вдохновляет инсталляционные компании и производителей встраиваемой техники.
Впрочем, на выставке закономерно царила блочная аппаратура. Среди новинок в области High Tech — продукция Yamaha (впервые в России — флагман DSP-Z9 и мультирум-система Music Cast), эффектные AV-решения предлагал ARCAM, выделялась отточенным стилем система Myryad MX-серии. Традиционно могучий High End-слой — из Америки: Pro-серия DVD от EAD, система Krell Standard, усилители Jeff Rowland, процессоры Lexicon, B&K, ATI. Классика стереофонии, как и прежде, поддерживается интернациональной командой производителей эксклюзивной техники из Европы, Азии и США: Accuphase (материал о CD-плейере DP-67 — в номере), Classe, McIntosh, Mark Levinson, Manley, Pass Labs, Pathos, Nagra, Rega, Naim, Wadia, T+A, Vincent (новое имя для российского рынка)… Сотни марок действуют в бескомпромиссной зоне, где не принято считать деньги. Без этих участников шоу в Москве не мыслится. Надо сказать, что виниловые проигрыватели, ламповые усилители и рупорные АС не покидают сцену, хотя цифровые форматы, кажется, давно отпраздновали безоговорочную победу. Характерный пример — оптический проигрыватель виниловых дисков за $15000 (аудиоинформация считывается лазерным лучом), машина давно известна знатокам, но в России — впервые.
Кино на большом экране
Одной из особенностей нынешней выставки стало существенное увеличение ассортимента представленных видеопроекторов, которые стали реальным товаром. Бюджетные аппараты для домашнего кинотеатра уже стоят $1500–2000. Производители обещают опустить ценовую планку до $1000, но в арсенале имеют супермодели, за которые надо отдать около $100000… Различными были условия, в которых посетителям предлагалось оценить преимущества большого экрана. Среди выставочных стендов хотелось бы отметить грамотную организацию и оснащение экспозиции компании CTC-Capital, где через видеопроектор Sanyo PLV-Z2 (кстати, один из самых доступных по цене) демонстрировался видеосигнал высокой четкости, записанный на жесткий диск ресивера цифрового вещания Hi-Vision. Помещение было полностью затемнено, стены и потолок задрапированы черным бархатом. В таких условиях, не только искушенные эксперты, но и обычные посетители отмечали исключительно высокое качество изображения.
Еще одна тенденция последнего времени нашла отражение в выставочных экспонатах, посвященных домашнему кинотеатру. Речь о том, что сам DVD-формат начинает сдавать позиции под натиском телевидения высокой четкости (HDTV). В самом деле, распространение проекционных технологий в сферу домашних развлечений резко обострило вопрос качества видеоисточника. Для двухметровой (и более) диагонали экрана зачастую оказывается недостаточно стандартного разрешения DVD-Video, которое еще недавно впечатляло владельцев кинескопных или плазменных телевизоров. Не удивительно, что для демонстрации возможностей проекторов многие фирмы использовали цифровые видеомагнитофоны формата D-VHS (на кассетах в основном — голливудские блокбастеры, записанные в формате 1080i). Заметим, что ежегодно используемая в оформлении выставки спарка из мощнейших видеопроекторов Sanyo в этот раз воспроизводила сигнал высокой четкости (!) на многометровый экран, установленный в фойе конгресс-отеля. В этой связи стоит остановиться на проекционной технике формата Full HDTV. Полноценных High Definition-проекторов с матрицами, имеющими разрешение 1920х1080 (так называемые «2k»), в общей массе экспонатов было всего два. Первый — Sanyo PLV-HD10 (рубрика «Домашний кинотеатр», апрель 2004). Этот роскошный по всем параметрам аппарат может профессионально работать в настоящем кинозале и легко обеспечить максимальные требования в домашнем театре самого высокого класса. Другой представитель 2k-элиты — новейший D-ILA-видеопроектор JVC DLA-HD2К (около $30000) — был впервые представлен в России на совместном семинаре фирмы «ЭРА» и JVC. Проектор имеет только цифровой видеовход DVI, а коммутация и все преобразования сигнала осуществляются в отдельном блоке видеопроцессора. На семинаре были продемонстрированы рекламные HDTV-ролики и отрывки из фильмов, отсканированных с кинопленки (35 и 70 мм) в формате 2k. Источником цифрового видео был HD-рекордер QuBit фирмы QuVis. Отметим компактность проектора (габариты 298х134х360 мм), которая упрощает инсталляцию в домашних условиях.
Из фирм, представивших плоские панели, стоит выделить широкий ассортимент ЖК-телевизоров и плазму Sharp (стенд компании «Видеомир»). Здесь же был показан полный модельный ряд продукции NEC. Компания A&T Trade показала на выставке новое поколение плазменных телевизоров итальянской фирмы Hantarex (отдельно демонстрировались проекторы SIM2). Фирменная плазма была показана на стендах Panasonic и Pioneer. Интересная особенность: многие театральные инсталляции различных экспонентов включали связку из плазменной панели PDP-434HDE и DVD-плейера DV-868AVi-S компании Pioneer. Но только на фирменном выставочном стенде они были соединены по всем правилам с использованием интерфейса HDMI (остальные довольствовались в лучшем случае RGB через SCART). Увы, ситуация объясняется просто: на рынке практически отсутствует предложение кабелей для HDMI… Думается, завтра производители кабельной продукции проснутся, и актуальный товар появится в достатке (по крайней мере, эти обещания нам давали практически все кабельные фирмы).
DVD-рекордеры на Hi-Fi-Show — продукт далеко не главный. Однако радует факт повышения интереса к этому сектору рынка со стороны производителей массовой электроники. Кроме всемирно известных компаний, в гонке за потребителем свои DVD-рекордеры предлагают BBK и Xoro (DVD-рекордер BBK9915S стоит менее $400). А что авторитетные брэнды? Они оттачивают технологию и расширяют сферы применения. Например, компания Philips показала систему домашнего кинотеатра LX9000R со встроенным DVD-рекордером, а Toshiba — рекордер RD-XS32-S-TG с жестким диском емкостью 80 ГБ. С каждым годом видеоаппаратура все активней экспонируется на Hi-Fi Show, и это обстоятельство радует: бескомпромиссному аудио — лучшее видео.