Репортажи

Укрощение строптивого звука

В мае текущего года по приглашению итальянской компании группа российских журналистов посетила расположенные в пригороде Милана головной офис, сборочные цеха и исследовательское подразделение Chario Loudspeakers. Очень увлекательным и поучительным получился визит, заставивший по-новому взглянуть на некоторые привычные вещи. Более всего удивила исследовательская смелость команды, присущая только истинным ученым. Согласимся, что при всей многоликости мира акустических систем не так уж и велик на самом деле масштаб вариаций различных подходов к их конструированию, ограниченный выработанными много лет назад базовыми принципами. Вместе с тем далеко не на все вопросы получены ясные ответы. В значительной мере это касается проблемы пространственной организации поля колонок. Но даже относительно идеала осевой АЧХ пока нет всеобщего согласия.

Флагман Chario — Academy Millennium Grand
На линии сборки управляются два человека. На выходе каждая колонка проходит полный тестовый контроль
Характерная особенность акустики Chario — корпуса из древесного массива. Все стыки и мельчайшие неровности шлифуются вручную
Сборка корпуса
Процесс лакировки
Фрагмент потолка в тестовой комнате прослушивания

Можно выделить целый класс АС с нарочито приподнятыми басами и подчеркнутыми высокими частотами. В пользу такого решения среди прочих имеется очень сильный аргумент — людям нравится. Типичное возражение — эти люди де слушают специфическую музыку, в общем же случае мы не вправе творить произвол над записью. Но этот произвол самым радикальным образом учиняется любой комнатой прослушивания (за исключением полностью заглушенной звукомерной камеры, где слушать музыку почему-то совершенно невозможно)…
   По убеждению интеллектуального лидера компании Марио Мураче (Mario Murace), классические решения не способны в должной мере обеспечить желанного ощущения чистого живого звука. А о живом звуке профессиональный акустик Мураче, похоже, знает немало. Заметим, что музыка для шести совладельцев фирмы — не внешний объект, а стихия обитания. Будучи страстными меломанами, все они в той или иной мере занимаются и практическим музицированием. Более того, уже много лет существует регулярно действующий ансамбль, в котором активное участие принимает руководство компании. Словом — Италия!
   Более четверти века самых серьезных исследований, в том числе — в области психоакустики и акустики помещений, позволили выработать целый ряд неординарных решений. Заметим, что высокий уровень проводимых на фирме как эмпирических, так и теоретических изысканий не вызывает ни малейших сомнений. Об этом свидетельствует, в частности, состав используемой аппаратуры, применяемые методы измерений и анализа, позволяющие корректно отслеживать направление звуковых потоков в помещении. В полной мере научные достижения Chario удалось воплотить лишь в абсолютном флагмане фирменного модельного ряда — Academy Millennium Grand.
   Первый сюрприз — наперекор канонам количество полос трехблочного «гранда» доведено до семи (!) и совпадает с количеством излучателей. По полосе отведено не только 320-мм басовой пуш-пулльной конфигурации (установлена в основании нижней секции), ленточному и купольному твитерам, но и каждому из четырех выстроенных в линеечку 130-мм СЧ-драйверов. Но это не значит, что каждый среднечастотник озвучивает только свою узенькую частотную область. Сложнейшие разделительные фильтры настроены так, что рабочие диапазоны трех нижних динамиков существенно пересекаются между собой и с диапазоном басовика. Перед нами — вертикальная антенная решетка, специальным образом организующая звуковое поле в пространстве. Идея конструкции — не столько избавиться от отражений, сколько подчинить их некоему установленному закону. Специальная асимметрия поля в вертикальной плоскости обеспечивает заданные зависимости энергии первых потолочных и половых отражений от частоты: максимум звуковой энергии, отраженной от потолка, совпадает (по частоте) с минимумом энергии, отраженной от пола, и наоборот. При такой частотно-пространственной структуре акустического поля, по утверждению главного идеолога Chario, минимизируются обусловленные помещением эффекты паразитной маскировки, достигается, так сказать, полная гармония между системой и комнатой прослушивания. Но это лишь эпизод интеллектуальных вложений в Millennium Grand. Результирующая осевая АЧХ флагмана (соответствующая условиям безэховой камеры) по виду напоминает кривые равной громкости: чувствительность системы плавно нарастает с повышением и понижением частоты относительно 1,5 кГц, как бы компенсируя соответствующее понижение чувствительности слуха. Причем АЧХ системы в точности отвечает некоему определенному эмпирическим путем прототипу и, по убеждению Марио Мураче, гарантирует создание иллюзии живого звука в самых разнокалиберных помещениях.
   Преклонения заслуживает всякая деталь конструкции акустического оформления; каждый среднечастотник — в отдельном блоке; тыльная сторона мембраны нагружена на длинный с переменным сечением волновод, плотно забитый поглотителем, что позволяет достичь почти полной симметрии нагрузки на диффузор. Кстати, о динамиках: ВЧ-головки фирма, как правило, заказывает в Скандинавии, остальные же драйверы для Chario изготавливаются на Ciare — весьма уважаемой итальянской компании.
   Впечатляющими оказались результаты беглого прослушивания флагмана. После проведенной Мураче теоретической подготовки априори готовишься к необычному, сложному, неоднозначному звучанию. Но звук системы ложится на душу легко и естественно. Восхищает отличное динамическое и частотное разрешение. Что особенно чудно, нет впечатления басового переполнения. Образ пространства во многом напоминает синтезируемый большими электростатами — сцена близко и детально разобрана. Очень хотелось пожить со звуком Millennium Grand подольше, вникнуть в его фактуру на самом разном музыкальном материале, но…
   В каждой из семи фирменных линеек (Academy Millennium, Constelation, Hipper, Premium, Reference, Syntar, Piccolo) по-своему преломляются интеллектуальный темперамент и музыкальные вкусы увлеченного талантливого коллектива. Вышеупомянутая исследовательская смелость, дотошность в значительной мере обусловлены искренностью стремлений к аудиофильскому идеалу, стремлением достичь цели независимо от коммерческих результатов, которые, к сожалению, не всегда определяются подлинным качеством продукта. Видимо, только при таком подходе возможно реальное продвижение вперед.