Качество и количество
Открытость подкупает — нечего скрывать, и вместе с тем всегда есть что показать. Если наше прошлогоднее посещение Bowers&Wilkins совпало с вводом в строй новых производственных корпусов, то нынешней весной мы стали свидетелями мощной деятельности нетипично крупного для акустических компаний производственного организма. Эффект, достигнутый благодаря предпринятой реконструкции, оказался очень значительным. B&W поднялась на вершину мировой иерархии производителей акустики и стала, вероятно, самой крупной кузницей громкоговорителей в Европе. В прошлом году в собственность Bowers&Wilkins перешла датская фирма Ludvigsen, известная всему свету как изготовитель корпусов для высококлассных АС; многие европейские компании пользуются ее услугами.
Для фирмы, сориентированной на выпуск акустики высокого класса, значительное увеличение объемов производства без потери качества — задача отнюдь не тривиальная даже при наличии средств на адекватную реконструкцию. Ведь в данной отрасли промышленности по-прежнему весьма высока роль ручного труда. Причем проблема не сводится к подбору и подготовке большого количества достаточно квалифицированных кадров. Необходим поиск оригинальных организационных решений, способствующих употреблению во благо всех аспектов «человеческого фактора», роль которого прогрессирует пропорционально увеличению числа его носителей. Классический конвейер, где каждый работник выполняет некую элементарную операцию, ничего «не зная» о конечном продукте, имеет ряд хорошо известных недостатков. К одной из наиболее удачных находок технологов B&W следует отнести идею разделения производственного пространства на несколько участков, на которых полностью изготавливается определенный узел конструкции громкоговорителя, скажем — высокочастотная головка. Всех вовлеченных в замкнутый цикл и выполняющих ряд (необязательно последовательных) операций работников здесь объединяет конечная цель и общая ответственность за качество данного узла, которое тут же и контролируется. Кстати, компьютеризированный контроль параметров как готовой АС, так и составляющих ее элементов на B&W носит явно усиленный характер. Ясно, любой брак, особенно в топовых моделях, обнаруженный покупателем, будет стоить фирме много больше, чем выявленный фабричным контролером. Впечатляет интимный процесс ручной полировки «сосудов» акустического оформления СЧ-головок «восьмисотых», исключающий даже не видимые стороннему наблюдателю дефекты обрабатываемой поверхности. Похоже, никаким из декларируемых принципов не поступилась одна из наиболее авторитетных акустических фирм в связи с расширением производства. Здесь уместно напомнить о том обстоятельстве, что продукция компании, заметим, не практикующей выпуск специальных студийных мониторов, пользуется большой популярностью у профессионалов самого высокого уровня. Почти исключительно акустикой B&W укомплектованы Abbey Road, Decca, Deutsche Grammophon. Многоканальная система в студии Джорджа Лукаса Skywalker Sound построена на пятерке Nautilus 802. Факты, надо сказать, весьма красноречивые.
Параллельно повышению объемов производства фирма продолжает модифицировать свой ассортимент, причем делает это вдумчиво — по существу, что может позволить себе компания, имеющая собственный исследовательский центр. Версия Signature 805 самого маленького из «наутилусов» отличается от прототипа не только эксклюзивной отделкой («красный птичий глаз») — благодаря существенной модификации драйверов удалось заметно расширить рамки динамического диапазона, отчего звук стал ощутимо богаче. Серия СМ, акустику которой допустимо квалифицировать как начальный High End, и бюджетная «трехсотая» обзавелись флагманами. Примечательно, что отличия трехполосной СМ 6 ($2270) от предшествующей ей по рангу «четверки» не сводятся лишь к увеличению габаритов и появлению второго 165-мм басовика с алюминиевой мембраной. На флагмане серии СМ установлена СЧ-головка, изготовленная по фирменной технологии FST (Fixed Suspension Transduser). Обладание таким среднечастотником прежде было исключительной привилегией восьмисотых «Наутилусов». Судя по нашему тесту (S&V, февраль, 2003), очень серьезных результатов удалось добиться создателям «шестерки». Рациональная надежная конструкция 2,5-полосной напольной DM309 ($600) обеспечивает системе весьма высокие позиции среди представителей класса High Fidelity. Ее детальный сбалансированный звук отлично вписывается в габариты небольших комнат (S&V, декабрь, 2002). Крепнет сабвуферная эскадра. Низкочастотную линию в настоящее время составляют восемь моделей во главе с полукиловаттным ASW4000, чьи возможности адекватны лишь потенциалу АС восьмисотой серии (нижняя граница — 15 Гц). По сабвуферу отведено семействам CDM, CM, DM300, Leisure Monitors; и три низкочастотника рассчитаны для работы с системами «шестисотой» — ASW 675, ASW 650 и ASW 600. Активно развивает фирма и модное направление встраиваемых АС. Насчитывающая уже 11 позиций серия Custom Instalation получила свою топ-модель — трехполосную Signature 8NT (размер рамы — 830і258 мм); ее ближайшие аналоги — напольники «восьмисотой».
Уверенное продвижение фирмы по просторам мирового рынка АС свидетельствует о правильности выбранного ее командой нелегкого пути. Причем есть основания полагать, что главные рубежи еще впереди. И, судя по всему, Bowers&Wilkins вполне готова к их преодолению