Вершины треугольника
В силу разных причин громкоговоритель является благодатным объектом приложения творческой интуиции. По-прежнему высока роль созидающей личности, от которой требуется обладание неординарной комбинацией достоинств. Хорошим примером, подтверждающим высокую роль личностного фактора, может служить французская компания Triangle. Ее основатель и бессменный руководитель — потомственный дворянин Рено де Верньет (Renaud de Vergnette). Маэстро по образованию — художник-дизайнер, по страсти — меломан, по призванию — человек творческий. Отметим, что Triangle одна из немногих «акустических» компаний, которым с самого начала удалось собрать полный коллектив специалистов, готовых к самостоятельной новаторской деятельности, что позволило быстро добиться автономии в разработке и производстве ключевых элементов конструкции АС.
Развиваясь как полноценный организм, фирма сумела завоевать право на свой голос в аудиомире. Нетривиальную вещь нельзя создать тривиальным образом, задавшись лишь целью поставить на рынок конкурентоспособный продукт, изготовленный на основе известных технологий. Необходимо присутствие элемента сверхзадачи, пробуждающей воображение, творческую энергию команды специалистов. Де Верньет сумел увлечь коллектив собственной мечтой о колонках, покоряющих слушателя истинной красотой музыкального произведения. Тернист выбранный фирмой путь суверенитета, но иначе не покорилась бы главная на данный момент вершина, имя которой Magellan…
Производство акустики не столь критично для экологии (если не совмещать его с древесно-целлюлозным комбинатом), что, в частности, обуславливает некоторую свободу выбора места для фабричного строительства, от географии которого на самом деле зависит многое. Основанная в 1981 году Triangle Electroacoustique расположена в промышленном секторе небольшого городка Суасон, что в 80 км северо-восточнее Парижа. Промышленный сектор — с десяток фабричных корпусов-«ангаров», где заняты, по-видимому, столь же экологически безобидным делом. Холмы, распадки, небольшая речушка, кленовые аллеи, древние замки, готические соборы — центрально-французская классика. Вероятно, именно в таких условиях в объекте товарного производства могут сохраниться крупицы национального колорита. Космополитизм мегаполисов быстро рассеивает ауру неповторимости… Нашим гидом в экскурсии по фабрике был сам де Верньет — человек обаятельный, легкий в общении и, бесспорно, незаурядный. Не имея технического образования, он на удивление глубоко посвящен во все премудрости технологии. Более того, каким-то непостижимым образом он чувствует влияние данного технического решения на звуковой итог, оперируя при этом эмоционально-конкретными категориями…
Идеология строительства динамиков возводится на постулате о фундаментальной значимости для качества звукового имиджа АС корректной передачи диапазонов средних частот и нижнего верха. В частности, полагается весьма нежелательным организовывать полосу раздела на участке 2–4 кГц, как это принято в подавляющем большинстве двухполосных систем: человеческий слух сталкивается с серьезными артефактами (обусловленными как работой разделительных фильтров, так и совместным излучением одинаковой спектральной информации СЧ- и ВЧ-головками) в зоне его (слуха) максимальной чувствительности. «Триангловские» 165-мм среднечастотники способны эффективно и стабильно работать до 5–6 кГц. Удивительно, что этот результат достигнут с бумажными диффузорами, пристрастие к которым на Triangle имеет свое строгое обоснование. Разумеется, бумага со специальным образом сориентированными волокнами — продукт длительного естественно-научного отбора. Важнейшую роль для достижения неординарной широкополосности играет тканый, пропитанный латексом гофрированный подвес. Фирменное решение — звуковая катушка, намотанная в два слоя с внешней и внутренней стороны каркаса. Такая конструкция способствует линеаризации смещений, позволяет выровнять импеданс, улучшает температурный режим работы электродинамической системы. Сливки современных технологий используются при изготовлении высокочастотных динамиков. Немалых усилий потребовала оптимизация формы рупорного оформления — для достижения наилучшего согласования излучений твитера и СЧ-головки. Фирменные прецизионные наконечники расширяют рамки частотного диапазона. Громкоговоритель должен не только великолепно звучать, но и обладать безупречной внешностью. Более того, де Верньет полагает, что звуковой и визуальный факторы равнозначны. А в красоте шеф разбирается профессионально. Очень характеризует его отношение к делу тот факт, что каждой модели по рождению присваивается имя, выбор которого — привилегия де Верньета.
Фирма не стремится заполнить рынок огромным разнообразием моделей — на все вкусы. Но строго придерживается выработанной стратегии, свято веря в истинность выбранного пути. Triangle производит две базовые серии — Espace и Univers. Первая выпускается также в модификации Espace EX, отличающейся эксклюзивной отделкой АС. Обратим внимание, что у флагмана Univers — трехполосной с тремя басовиками и одним широкополосным среднечастотником Ventis 222 ($3900) — фронтальный твитер дублируется установленным на тыльной панели. Чтобы представить рамки ценового диапазона, в котором работает фирма, отметим, что меньший полочник Espace — двухполосный Titus 202 — стоит приблизительно $500. Пять лет исследований потребовалось, чтобы мечта о совершенстве получила материальное воплощение в трехполосном Magellan, впервые предъявленном общественности в прошлом году. Каждый элемент конструкции разрабатывался и «оттачивался» специально для Magellan. Колонка построена из трех независимых блоков: двух симметричных низкочастотных (по паре 160-мм басовиков на каждом) и центрального средневысокочастотного. СЧ/ВЧ-секция вооружена четырьмя драйверами: по два (твитер и СЧ-головка) — на лицевой и тыльной панели. Твитер с титановой купольной мембраной работает на 100-мм ферритовом магните. Форма рупора и конструкция наконечника позволили довести чувствительность ВЧ-головки аж до 98 дБ и обеспечить при этом высокую стабильность осевой АЧХ. Рабочий диапазон 165-мм среднечастотника впечатляет — 60 Гц–12 кГц! Бумажная мембрана уверенно чувствует себя в широкой полосе во многом благодаря фирменному гофрированному подвесу. Все звенья магнитной системы оптимизированы. А корректирующая поле в верхней части рабочего диапазона динамика насадка — деревянная. Неординарные решения — признак мастерства. Диапазон «форсированного» басовика с солидным запасом перекрывает нижнюю границу среднечастотника. Изюминка — S-образный подвес, продлевающий режим «гуковской» линейности смещений мембраны. Для полноты картины: габариты колонки — 2180x280x340 мм, масса — 80,3 кг, номинальная мощность — 400 Вт, ориентировочная цена — $32000. Наверняка фирма не остановится на достигнутом, но для кого-то французский Magellan станет тем единственным и неповторимым шедевром, о котором грезилось на аудиофильском пути.
Отношение к делу, культивируемое на Triangle, не может не вызывать уважения. Отрадно, что в создателях бытовой аппаратуры не нарушена связь с, так сказать, первопричиной. Это вселяет надежду, что и современные мы, волею НТР доверившие свою связь с миром техническим посредникам, не потеряем контакта с истинной красотой музыкального искусства.