Harman/Каrdon — полвека
К концу 40-х годов прошлого столетия широкому кругу потребителей становятся доступными долгоиграющая грампластинка, катушечный магнитофон и чудесное, по тем временам, качество радиопередач в диапазоне УКВ.
Большинство фирм, деятельность которых связана с разработкой и производством бытовой радиоэлектроники и возникших в 40–50-х годах, обязано своим появлением настоящим энтузиастам высококачественного звуковоспроизведения. Сегодня, пожалуй, только доктор Сидней Харман, основатель американской фирмы Harman/Kardon, продолжает служить идеалам своей молодости.
История возникновения фирмы типична для американских компаний, нацеленных на производство Hi-Fi-аппаратуры. Нужно было найти продукт, которого нет у других производителей и который интересен потребителю. Первой моделью, которую Харман предложил публике в 1953 году, был УКВ-тюнер: при существовавшем обилии АМ-радиоприемников такой тюнер позволял самым простым образом приобщиться к новому высококачественному источнику звука. Через год у фирмы появился первый полноценный AM/FM-ресивер Festival 1000D, правда, пока еще в моноварианте. В 1959 году ему на смену пришел уже стереовариант, и одновременно фирма реализовала концептуальный подход: комплект стереоаппаратуры из трех устройств вместо одного ресивера (фото 5, 6).
Усилители, как главная часть звуковоспроизводящего тракта, всегда были в центре внимания фирмы. В 1963 году был выпущен стереофонический усилитель мощности Citation III, который работал на лампах и при наличии выходного трансформатора, благодаря его уникальной конструкции имел полосу до 100 кГц! Проблемы высококачественного воспроизведения и конкретно требования к усилителям мощности и позднее волновали разработчиков фирмы. Для правильной работы с акустикой со сложным и малым импедансом от усилителя требуется способность отдавать большой пиковый ток. Используя исследования финского профессора Матти Отала в области переходных интермодуляционных искажений (TIM), фирма первой выпустила в 1980 году под названием Citation XX (фото 7) такой усилитель. В нем реализовывалась концепция максимальной ширины полосы и большой пиковой отдачи по току. Отметим, что до сих пор среди технических данных, приводимых фирмой для своих усилителей и ресиверов, присутствуют максимальный пиковый ток в нагрузке (до 45 и даже более ампер!), и скорость нарастания сигнала на выходе — непременные показатели качества воспроизведения и отсутствия TIM. Такое трепетное отношение к правильным усилителям отразилось и в девизе фирмы — Power to The Digital Revolution, т.е. «Мощность для цифровой революции». Здесь присутствует игра слов, поскольку Power означает также «власть». А это уже прямая аллюзия к известному хиту Джона Леннона Power to The People («Власть народу»).
Кроме усилителей, Harman/Kardon отметился в разное время первенством в выпуске моделей кассетных магнитофонов с использованием разработок Dolby: CAD5 первая дека с Dolby B (1972), HK705 — с Dolby HX-Pro (1987) и TD4800 — с Dolby S (1990).
Отметим, что долголетний успех фирмы зиждется не только на грамотном менеджменте разработок, но и продуманной политике дистрибуции. Кроме собственно Harman/Kardon, существует и группа Harman International, которая объединяет около двух десятков фирм, занятых разработкой и производством профессиональной и бытовой аппаратуры для звукоусиления. Поэтому в ресиверах Harman/Kardon легко прижились разработки для профессиональной аппаратуры входящих в эту группу фирм. Так в 2000 году появился AV-ресивер AVR7000, в котором были впервые в бытовой аппаратуре реализованы алгоритмы обработки Logic7“ (Lexicon), а также VMAx“ и декодирование HDCD. Патентованная система EzSet‘, появившаяся в ресиверах модельного ряда 2001 года, включает специальную схему в ресивере и пульт ДУ со встроенным микрофоном, позволящие в течение трех минут автоматически осуществлять калибровку каналов системы домашнего кинотеатра.
В конце прошлого года, готовясь к своему пятидесятилетию, фирма представила первый AV-ресивер D1001 с полностью цифровым трактом от входа до выхода на акустику. Сегодня он уже доступен в США как отдельно, так и в составе домашнего кинотеатра вместе с проигрывателем DVD101 и комплектом акустики. Европейские версии этих изделий фирма предполагает подготовить к концу года.