Репортажи

JAMO: тактика и стратегия

Восхождение

Маэстро, похоже, даже не задумывался о серьезных коммерческих перспективах этого, имевшего, по существу, смысл хобби, занятия. Его отношение переменилось, судя по всему, благодаря зятю Юлиусу (Julius Mortensen) — искушенному знатоку торгового дела, к тому времени уже обладавшему богатым опытом продаж самых разных товаров. Мало-помалу между родственниками сложились деловые партнерские отношения, что и привело в итоге к организации совместного предприятия по производству АС, названного в честь его создателей JAMO. Официальная дата рождения фирмы — 1968 год. Все производственные мощности тогда вмещали стены крошечной мастерской, и вряд ли из утлого строения были видны контуры блестящего будущего, которое столь щедро вознаградило инициативу двух предприимчивых датчан. За всю 35-летнюю историю фирма ни разу не меняла базовой дислокации. И головной офис, и производственные корпуса расположены в городе Глингоре (Северная Ютландия), своей приземистой архитектурой органично вписавшемся в прибрежный ландшафт Лим-Фьорда.

Линия сборки DVR 50
 
 
 

Уютный городок с населением 1500 человек создает довольно характерный образ одноэтажной Дании… Странно думать, что здесь, на площади 32000 кв. м, сосредоточены производительные силы крупнейшего в Европе предприятия по изготовлению акустических систем, выпускающего полтора миллиона громкоговорителей в год... Благодаря грамотной маркетинговой политике, точному подбору кадров да и незаурядным дарованиям самого Якобсена, вполне овладевшего техникой слуховой экспертизы, за первые десять лет существования фирма выходит на передовые рубежи аудиоиндустрии. В Глингоре вырастает оснащенная по последнему слову техники фабрика с белокаменным зданием административного корпуса, где размещается и превосходно оборудованное научно-исследовательское отделение. Ценнейшее достояние последнего — одна из лучших в Европе заглушенная камера. Имя JAMO приобретает всемирную известность. В первой половине 80-х производительность фабрики достигла уровня 500000 громкоговорителей в год. В 1994 JAMO становится самым крупным в Европе производителем акустики и уже почти десять лет удерживает пальму европейского первенства.

Этапы

Пайка — женских рук дело: сборка блока терминалов DVR 50
Панорама цехового пространства Flextronics — здесь умеют делать все
Прокатка — завершающий этап нанесения виниловой пленки на MDF-панель
Цех одного «сотрудника»; робот в данный момент занят изготовлением сабвуферов
 

Обратим внимание, что JAMO относится к категории акустических фирм, выбравших стратегию отказа от самостоятельного производства динамиков. Болевые точки такой стратегии защищаются возможностью сосредоточить усилия в узком направлении, что повышает шансы в конкурентной борьбе, особенно для компаний с большими объемами производства. Русло эволюции модельного ряда JAMO отслеживало большинство тенденций развития отрасли. В период борьбы за повышение эффективности излучения JAMO была активной участницей рупорного движения. Старожилы помнят, конечно, 120-литровый трехполосник Power 555 с пятеркой высокочастотников в ряд во всю ширь 450-мм лицевой панели… Или — четырехполосный флагман Scan Line PP 2504 с пуш-пулльной системой из пары 255-мм драйверов, чей частотный диапазон определялся лаконичным — двадцать-двадцать. Чутко реагируя на все новое, компания всегда уделяла особое внимание собственным исследованиям. Аудиолюбителю со стажем хорошо знакома аббревиатура CBR (Center Bass Reflex) — название фирменной разработки, суть которой заключается в идее щелевого порта, кольцом обрамляющего помещенный в трубу НЧ-динамик. Благодаря CBR удавалось существенно убавить уровень вибраций лицевой панели и, что особенно ценно, решительно снизить коэффициент гармонических искажений на басах. Вошла в историю особая фокусирующая форма лицевой панели и многое другое…
   Технический прогресс обусловил возможность новых решений, в большей мере отвечающих насущным потребностям аудиолюбителя и примкнувшего к нему семейного окружения. Для домашнего аудио прошли времена широкогрудых «комодов», украшенных обширными низкочастотными «лопухами». Сентенцией технических достижений JAMO, к началу 90-х отразившей многие черты грядущего, причем — со своеобразным датским акцентом, можно признать роскошную Oriel. Колоннада из пары почти двухметровых красавиц производит неизгладимое впечатление как своей внешностью, так и звуковыми достоинствами. Этапным можно назвать явление седьмой серии (1994). Ее изящный флагманский напольник 707 (прототип нынешнего D 590) вызвал немалый общественный резонанс. Эффектный звук обеспечивает грамотно построенная трехполосная схема: две СЧ-головки (d’Appolito) с твитером посередине занимают верхнюю треть узкой лицевой панели; внутри корпуса на поперечной перегородке «лицом к лицу» закреплены два работающих в пуш-пулльном режиме НЧ-динамика, порт — на тыльной панели. Овальные бока — из листа MDF, с внутренней стороны испещренного регулярными продольными пропилами. Остроумная идея с просечками позволяет легко придать требуемую округлость формам (и глазу приятно, и резонансы воздушного объема зарождаются не так охотно); много эффективнее вязнут упругие возмущения в самих стенках. В 1997 компактному двухполоснику из High End-серии Concert (ее прямые потомки входят в современную D 8) EISA присудила звание «Лучший громкоговоритель года» — этот многозначительный факт усилил и без того прочные позиции JAMO не только на европейском, но и на мировом рынке акустики.
   Идеологи фирмы одними из первых в консервативной среде европейских акустиков осознали истинное значение перемен, грядущих в связи с возвращением в новом качестве идеи многоканального аудио. Концепция «звукового окружения» принята на вооружение в 1994 году. JAMO налаживает выпуск всех необходимых для строительства домашнего кинотеатра акустических аксессуаров. Разрабатывается идея сателлитных комплектов, появляются трифонические наборы. В 1995 создан знаменитый THX One — сертифицированный по категории Home THX комплект акустики для многоканальной AV-системы High End-класса. Вероятно, ни один продукт JAMO не удостаивался такого изобилия призов и наград, какое выпало на его долю. Закрепляя успех, фирма выпускает чуть более демократичную System Two. В 1998 году на шоу в Лас-Вегасе (Consumer Electronics Show) JAMO впервые продемонстрировала возможности Digital CineMaster, полностью активной 5.1-системы с координирующим ее работу отдельным блоком контроллера. Каждая колонка не только содержит свои усилители, но и способна самостоятельно работать с чистым цифровым потоком. Комплект с сертификатом Home THX заставил говорить о себе не только посетителей выставки, но и авторитетное жюри, присудившее датской фирме специальный приз за инновационную разработку.

Let’s get personal

DVR 50 на контрольном стенде
28-мм трехслойная лицевая панель X 870: древесно-волоконная плита, демпфер, пластик
Панель из MDF с внутренними продольными пропилами для D 590
 

Театральный бум не только заставил акустические фирмы расширить свои ассортименты, он оказал неизгладимое влияние и на всю структуру рынка АС. И совсем непросто спрогнозировать формы, которые он примет в ближайшем будущем. Положение лидера требует умения играть на опережение. На рубеже столетий JAMO последовательно предпринимает ряд неординарных мер, которые при ближайшем рассмотрении хорошо согласуются с доказавшей свою состоятельность генеральной линией развития. Изучая эволюцию модельного ряда датской фирмы, приходишь к заключению, что JAMO никогда не стремилась навязывать потребителю некую раз и навсегда выработанную концепцию звуковоспроизведения, благоразумно полагая, что у каждого аудиолюбителя формируется свой подход к оценке звуковых достоинств АС. Развивая идею адресности продукции, компания формулирует принципы новой рыночной стратегии, которой и начинает руководствоваться с 2000 года под лозунгом Let’s get personal. Отныне моделям не будут присваиваться имена собственные, но каждая получит свой буквенно-цифровой индекс. Буква в наименовании модели определяет ее принадлежность к одной из четырех категорий — Dedicated (эксклюзив — и в звуке, и в качестве внешней отделки), Essential (все внимание к звуку, без «архитектурных излишеств»), Aesthetic (повышенное внимание к достоинствам внешнего вида), Xtreme (для юных любителей современной музыки, предпочитающих слушать ее на повышенной громкости). Первая цифра (от 1 до 9) — уровень качества в рамках данной категории (чем выше цифра, тем выше класс). Чем выше двузначное число, следующее за «индексом классности», тем больше объем помещения, который способна полнокровно озвучить данная модель. Таким образом, в каждой категории, в принципе, может выстроиться до 9 акустических линеек. В каждой линейке имеется все необходимое как для создания классических стереосистем, так и для строительства различных вариантов домашних кинотеатров. Чтобы AV-любителя не мучили сомнения в правильности подобранной комбинации, JAMO предлагает свои, разумеется, наиболее оптимальные варианты. В названии усеченных сателлитных комплектов (центр, сабвуфер и пара тыловичков) имеется аббревиатура ADD, когда речь идет о полном театральном наборе, в буквенно-цифровом обозначении, как правило, фигурирует символ PDD. Исключение пока сделано для двух театральных наборов High End-уровня: D 6PTX (THX Ultra) и ставшего призером EISA 2002–2003 D 7PEX (THX Ultra2). Чтобы уже окончательно упростить задачу покупателю, JAMO ввела еще одну — трехпартийную систему градации. Предполагается, что аудиолюбитель легко сможет причислить себя к одной из трех партий, каждой из которых фирма рекомендует свои варианты акустики: Detail Sound, All-Round Sound и Bass Sound. Detail Sound — для самых требовательных аудиофилов;. All-Round Sound — наиболее универсальная акустика для любителей музыки и кино, не желающих переплачивать деньги за качество, далеко не всегда адекватно реализуемое в обычных жилищах. Bass Sound — для поклонников современных энергичных стилей. Если последняя категория точно совпадает с категорией X, то первая и вторая — смешанные. Жизнь покажет действенность предпринятой реформы, но, во всяком случае на данный момент, особых оснований сомневаться в ее позитивном влиянии нет.

Новые рубежи

Представители новой серии D 4
«Лобовая броня» D 870 — Non-Coloration Compound(застывший в смоле кварцевый песок)
Финальный этап сборки корпуса
Комплект акустики нового бренда PJ скоро поступит в продажу

Мысль о предложении покупателю готовых театральных решений в настоящее время наиболее полно воплощается в так называемых «коробочных» комплектах, содержащих не только всю потребную для домашнего кинотеатра акустику, но и AV-ресиверы. Ассортимент такого рода продукции весьма богат, но производят ее, главным образом, крупные «электронные» фирмы. Идея выпуска AV-электроники сугубо акустическими компаниями витает в воздухе. JAMO — один из наиболее умелых первопроходцев на этой стезе. Чтобы убедить покупателя «клюнуть» на электронику с логотипом акустической фирмы, вещь должна заинтриговать потребителя некими экстраординарными возможностями, которые во всей красе «заиграют» в сочетании с признанными достоинствами основного фирменного продукта. Таким образом, банальный, чисто «юго-восточный путь» едва ли мог устроить датчан. Тем более что под боком — молодая перспективная KiSS-Technology и крупнейший европейский производитель электронной техники Flextronics, выпускающий в огромных масштабах средства беспроводной связи, бытовую электронику, медицинское оборудование и многое другое. Кроме прочего, на фабрике изготавливаются разрабатываемые KiSS-Technology DVD-плейеры. Все сходится… В результате совместных усилий в 2002 году появился первый DVD-ресивер под маркой JAMO. И хотя DVR 50 рекомендуется разработчиками для сочетания с акустикой из категории Aesthetic (A2, A3, A4), это вполне самодостаточный, причем далеко не заурядный продукт. Аппарат способен работать с любыми видами оптических носителей, поддерживает основные форматы сжатия как аудио, так и видеоинформации, включая новомодный DivX, заряжен функцией прогрессивной развертки для NTSC и PAL, «понимает», разумеется, все многоканальные аудиоформаты — DTS, Dolby Digital, Dolby Pro Logic. По последнему слову техники сконструирован цифровой пятиканальный усилитель (см. стр. 40). Итак, DVD-ресивер есть, имеется идеально, во всех отношениях согласующаяся с ним акустика «эстетических» серий. Дело за малым — нужна выдержанная в общем с ними стиле плазменная панель. Нет проблем. Уже в сентябре-октябре сего года почитатели датской компании смогут стать обладателями плазмы с логотипом JAMO на фасаде…
   Говоря об изменении структуры рынка акустики, в частности, мы имели в виду образование двух центров тяжести потребительской активности, один из которых оказался в зоне сравнительно недорогой техники, а другой, наоборот — в сфере высоких ценовых категорий. Вероятно, в этой связи — отчасти с прикладной, отчасти с исследовательской целью, — опираясь на опыт ряда крупных компаний, JAMO решила внедрить практику целевых брендов. Под новой маркой PJ будут выходить продукты для, так сказать, массового потребителя, с логотипом JM — элитная техника. Во избежание недоразумений, неизбежных на этапе становления имени, на всех моделях новых брендов обязательно будет фигурировать надпись — Sound Design by JAMO.
   Оставляя за кадром бесчисленное множество существенных и не очень фрагментов эволюции именитой датской фирмы, мы стремились в кратком обзоре отразить хотя бы элементы того напряженного, упругого состояния, которое обеспечивает живучесть и успех любого предприятия. Бесспорно, гарантами успеха компании на протяжении более чем 30-летнего пути являлись талант и энергия ее основателей, которые с чувством выполненного долга в 2001 году удалились от дел, передав свое детище в надежные руки под материнское крыло норвежского концерна Audio Holding…

Серия E 8 — на настоящий момент топовый уровень в категории Essential; на заднем плане — эстетичная A 3 Серия E 8 — на настоящий момент топовый уровень в категории Essential; на заднем плане — эстетичная A 3
Сборочный конвейер встал — рабочий день окончен Сборочный конвейер встал — рабочий день окончен
НЧ/СЧ-драйвер с магниевым диффузором и медной насадкой 
для серии D 8 НЧ/СЧ-драйвер с магниевым диффузором и медной насадкой для серии D 8