Конструкция. Рекордер фирмы Sony — это крупный блок с подчеркнуто плоской панелью. Кажется, что сама внешность подчеркивает солидный статус и солидные возможности аппарата. Все кнопки расположены справа от лотка дисковода DVD, включая и те, что спрятаны под крышку. Расположение кнопок таково, что все манипуляции, включая навигацию по содержимому и меню настроек, легко осуществляются одной правой рукой. С панели доступны почти все режимы, функции и настройки аппарата. Более того, конструкция джойстика на панели, как показалось экспертам, более удобна, чем соответствующая комбинация кнопок на пульте дистанционного управления. Хотя сразу же следует оговориться, что к пульту в целом претензий нет. Выбор между панелью и пультом — это, по сути, та же «борьба хорошего с отличным», но уже без иронии советского агитпропа.
Вся коммутация сгруппирована в шесть терминалов. Терминал SCART Line 1 предназначен для связи с телевизором, там же — выходы RGB, S-Video и поддержка SMARTLINK. В терминале Line 2 — выходы Video, S-Video и звука L/R на задней стенке аппарата. Аналогичный набор входов той же линии находится под крышкой на передней панели рекордера. Рядом находится входной разъем i.Link (DV). Терминал SCART Line 3 предназначен для подключения декодера и спутникового тюнера (вход RGB, выход S-Video). Терминал Line 4 — это комплект выходов Video, S-Video и L/R-звука. Отдельно расположены компонентные видеовыходы RCA.
Управление. В целом управление аппаратом проработано весьма тщательно. Экранное меню — с графической анимацией, которая, к слову, совершенно не замедляет работу аппарата (все перерисовки экрана происходят плавно и быстро). Интерфейс пользователя с полным основанием можно назвать дружественным. Особо хочется отметить в этом плане режим первичной настройки Easy Setup.
Некоторые функции, управляемые через меню, дублируются прямыми кнопками, в частности, функция выбора качества записи. Дополнительно отметим возможность сброса настроек к заводским установкам, причем не «всех и сразу», а по пунктам, например, только настроек каналов тюнера или характеристик записи.
Функции. Возможности записи включают в себя таймер с системой быстрого программирования Video Plus+ и контролем времени прохождения программ (PDC/VPS). Запись может вестись как на винчестер, так и на диск DVD (они равнозначны). Записи на жестком диске или на перезаписываемом диске DVD можно редактировать, сортировать, монтировать, а из фрагментов и целых дисков DVD создавать программы, библиотеки.
Вариантов качества шесть — от HQ до SLP с соответствующим ступенчатым изменением битрейта. Дополнительно при записи на винчестер есть вариант HQ+, в котором битрейт повышается до 15 Мбит/с, а качество должно быть еще выше. Злоупотреблять этим не стоит, так как уже в варианте «простого» HQ получается запись высокого качества, а копирование на DVD такого фрагмента «с плюсом» возможно только на стандартной скорости. Кроме того, такой диск скорее всего не будет воспроизводиться другими плейерами — высокоскоростной поток может оказаться им «не по зубам».
Режимы копирования сведены в целую таблицу. Можно ее переписать напрямую, сохраняя параметры, можно уплотнить, снизив битрейт (в этом случае копия будет записана с переменным битрейтом). А можно дать аппарату выбирать режим записи самому, исходя из имеющегося места на диске. Время копирования определяется двумя главными параметрами — возможностями записываемого диска DVD и скоростью процессора (то есть объемом вычислений при изменении битрейта).
К особенностям копирования следует отнести и повышенное внимание к авторским правам, даже временами слишком пристальное. Почему аппарат воспроизводит, но отказывается копировать с DVD на винчестер купленный фильм, вполне понятно, а почему точно так же воспринимается диск собственного производства, записанный на аппарате другой фирмы, понять трудно.
Вход DV, расположенный под крышкой рядом с фронтальными входами Line 2, позволяет перегонять материалы с видеокамер формата MiniDV на винчестер или прямо на диск DVD. Для простой перезаписи есть кнопка One Touch Dubbing.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Спектр выходного сигнала
Рис. 3. График цветового баланса для видеосигнала в цветовом пространстве (R-Y/B-Y)
Технический комментарий
АЧХ рекордера Sony RDR-HX900 хотя и находится в коридоре, не превышающем 0,18 децибела в абсолютном выражении, но тем не менее отличается весьма заметной неравномерностью. Причем максимум неравномерности в районе 8–12 кГц способен придать некоторую дополнительную окраску звуковой палитре. Кривая нелинейных искажений также имеет отчетливую тенденцию к росту с повышением частоты. О нелинейности тракта говорит и довольно значительное количество комбинационных и интермодуляционных компонент на спектральной характеристике выходного сигнала. Использование 12-битного цифроаналогового преобразователя с частотой 108 МГц обеспечивает очень хорошее качество картинки — четкость яркостного канала при воспроизведении эталонного диска DVD составила практически предельное для стандарта PAL значение в 560 ТВЛ (при полном отсутствии муара!). Цветовое разрешение оказалось немного заниженным, около 180 ТВЛ, при этом на контрастных красно-голубых переходах наблюдаются незначительные цветовые артефакты. Заметим, что на реальных сюжетах появление подобных дефектов практически невозможно. Уровень шумов исключительно мал при работе с компонентным сигналом, переход на подключение по S-Video (и тем более композит) несколько увеличивает уровень шума в канале цветности. График цветового охвата демонстрирует довольно точное попадание в калибровочные точки, некоторая погрешность появляется только при композитном соединении. При работе по RGB придется несколько повысить цветовую насыщенность.