Перед нами — представитель бурно разрастающегося в последний год семейства дисковых рекордеров, уже готового потеснить старый добрый кассетный VHS, DVD-RAM-рекордер.
Что касается функциональной возможности замены видеомагнитофона, то в составе R3000 для этого предусмотрено практически все: имеются эфирный тюнер и блок таймерной записи, оснащенный системой быстрого программирования Show View, предусмотрена также возможность подключения спутникового тюнера и декодера кабельного ТВ. Правда, рекордер пока что вовсе не признает SECAM — ни с эфира, ни по видеовходам — только PAL и NTSC. Так что круг источников сигнала достойного для записи качества ограничивается спутниковым тюнером, либо цифровой видеокамерой (у аппарата имеется разъем DV интерфейса), либо DVD-плейером.
Но вернемся к интересному формату записи DVD-RAM, попробуем оценить его преимущества и неудобства, воплощенные в R3000. Прежде всего отметим, что наш рекордер работает с перезаписываемыми дисками DVD-RAM второй версии (TYPE 2) емкостью 4,7 ГБ на сторону, диски первой версии (TYPE 1) аппарат не опознает. Сам диск формата RAM гарантирует 100000 циклов перезаписи (в реальной жизни пользователя это, похоже, навсегда). Плюс к тому предусмотрены два уровня защиты информации от стирания: программный на уровне диска (через меню аппарата) и физический на уровне картриджа (защелка). Подобное дублирование оправдано тем, что конструкция картриджа предусматривает изъятие диска (даже и многократное) для работы в других, совместимых аппаратах). Еще одним ценным, можно сказать уникальным, достоинством является наличие в конструкции RAM-дисковода двух головок с двумя независимыми лазерами соответственно. Эта конструкция позволяет одновременно вести запись и воспроизводить, причем как с временным сдвигом тот сюжет, который в это время записывается (Time Shift), так и любой иной фрагмент в пределах диска!
Запись на относительно недорогие одноразовые диски DVD-R значительно расширяет возможности рекордера, так как проблема совместимости этого формата решена хотя и не полностью, но все же пока лучше, чем у DVD-RAM. Четыре градации качества записи, определяемые скоростью цифрового потока, похоже, уже стали почти стандартом для всех форматов дисковых рекордеров. В нашем конкретном случае отметим только бесспорное удобство переключения качества (и продолжительности) записи (REC MODE — XP, SP, LP, EP) прямой кнопкой как с лицевой панели, так и с пульта ДУ. Вообще, об удобстве — разговор отдельный. Из-за обилия функций и режимов меню аппарата получилось объемистое, но навигация не вызывает затруднений благодаря удачной эргономике пульта ДУ (нажимной джойстик плюс кнопка RETURN). Удобна и возможность возни с меню и настройками прямо с панели аппарата, но, к сожалению, кнопочная станция под откидной крышкой так глубоко утоплена «под подбородок», что пользоваться ею можно, только присев на корточки. Из эргономических и функциональных особенностей аппарата отметим воспроизведение звука в режиме поиска, возможность автоматического старта записи по появлении сигнала на DV-входе и отсутствие автоматического распознавания системы цветности по всем видеовходам.
Измерения
Фрагменты испытательной таблицы OIRT, записанные в режимах EP и XP
Рис. 1. Графики АЧХ и искажений аналогового аудиотракта
Технический комментарий
Неудивительно, что анализ качественных характеристик представителя самого первого из появившихся на рынке записываемых форматов DVD и, по иронии судьбы, последним попавшего в нашу измерительную лабораторию, вызвал у нас неподдельный интерес. С одной стороны, разумно предположить, что основные характеристики определяются форматом компрессии (MPEG2) и не должны впрямую зависеть от технологии непосредственной записи на диск. Тем не менее DVD-RAM, в отличие от своих основных конкурентов, характеризуется конструктивными особенностями на уровне носителя, т.е. диска; именно из-за этого, кстати, DVD-RAM имеет самые существенные проблемы в части совместимости с другой аппаратурой. Но об этом немного позже, пока же поговорим более подробно о DVD-рекордере как таковом. Первое, с чего мы начали наши измерения, — проверка тракта воспроизведения. Воспроизведение нашего измерительного диска Video-CD показало довольно существенный подъем АЧХ видеотракта воспроизведения в области 2,5–3,5 МГц. Причем уровень подъема настолько велик, что на АЧХ отчетливо заметно ограничение видеосигнала в указанной полосе частот. В области выше 3,5 МГц наблюдается равномерный завал АЧХ. По измерительной мире разрешающая способность плейерной части находится в диапазоне 450–470 ТВЛ, хотя завал высших частот рабочего диапазона можно назвать избыточным. Уровень шума при этом невелик, заметен некоторый выброс шумов на уровне серого.
Может показаться странным, но частотная характеристика сквозного канала записи-воспроизведения выглядит намного привлекательнее — несмотря на то, что характерный подъем АЧХ в полосе 2,5–3,5 МГц сохранился, ограничения видеосигнала не происходит. Возможно, это говорит о различных трактах прохождения сигнала при воспроизведении «чистого», коммерческого DVD и записанного DVD-RAM.
Яркостные шумы канала записи-воспроизведения (мы писали по S-video) по сравнению с чистым DVD, как и следовало ожидать, оказались немного выше. В канале же цветности как в режиме воспроизведения, так и в сквозном канале уровень шума весьма незначителен. Все сказанное касалось режима XP (час записи на стандартный односторонний DVD-RAM-диск TYPE 2 — 4,7 ГБ). Теперь пару слов о режиме EP, который часто сравнивают с LP обычного VHS. Действительно, такое сравнение напрашивается само собой, глядя на характерную частотку (не лучше 2,5 МГц) и весьма высокий уровень яркостных шумов. Заметим, что низкий уровень цветностных шумов сохраняется даже при записи с пониженным битрейтом.
Тенденция к завалу средних частот рабочего диапазона проявилась и при измерениях звукового тракта, причем уровень завала на сегодняшний день может показаться немного завышенным — до полдецибела на высшей частоте рабочего диапазона. Справедливости ради отметим, что это сопровождается очень высокой линейностью тракта, сохраняющейся как минимум до минус 80 дБ. Соответственно, уровень нелинейных искажений при частотах квантования 44,1 и 48 кГц не превышает тысячной процента, увеличиваясь до 0,0016% при частоте квантования 96 кГц.