Вертикальные щелевые фазоинверторные порты организованы по краям лицевой панели
Драйверы —
Коаксиальная система драйверов Dual Concentric, 254-мм НЧ/СЧ-головка с бумажным диффузором и двойным тканым подвесом; твитер с 25-мм алюминиевым куполом, установленный на оси НЧ/СЧ-головки в основании волновода специальной формы
Высота, мм —
950
Ширина, мм —
456
Глубина, мм —
366
Масса —
36
Частота раздела, кГц —
1,3
Номинальное входное сопротивление, Ом —
8
Конструкция
Раздельное подключение —
Да
Исполнение —
орех
Особенности —
Чувствительность ВЧ-головки меняется дискретно (с помощью перемычки на лицевой панели) в пределах ±3 дБ, Номинальный уровень звукового давления — 113,5 дБ, пиковый — 117,5 дБ
Тест Tannoy Turnberry HE
Почти полвека насчитывает история линии Prestige. По сей день АС серии пользуются высоким спросом среди аудиофилов во всем мире. Беспрецедентный пример долголетия не может быть результатом случайного стечения обстоятельств. Но какое волшебное слово стало известно инженерам старейшей британской компании, что даже беспощадное время не в состоянии рассеять магию самобытной акустики. Может быть, сложная система коаксиальных драйверов является источником не только магнитного и акустического полей?
Приблизительно двадцать лет назад британская Tannoy стала уделять особое внимание производству акустики массового спроса: выпуском линеек Jupiter и Venus было положено начало планетарным сериям. Вероятно, немало в нашей стране аудиолюбителей, для которых имя Tannoy в значительной мере ассоциируется с бюджетной акустикой Mercury, точно угодившей «в десятку» сочетанием цены и качества. Надолго запомнится эффектный ход с супертвитером, сделавший британского патриарха лидером ультразвуковой гонки. Имеются все шансы покорить аудиофильскую общественность у новомодных Eyris… Но ничто, кажется, не может затмить уникального танноевского феномена — серии Prestige, корни которой уходят в толщу XX века, когда (1954) на свет появился знаменитый GRF Autograph с фирменным 15-дюймовым коаксиальным драйвером — Dual Concentric. В наше время суперпластиков, металла, изящных «бездифракционных» форм эти архаичные «комоды» с огромными динамиками на широких лицевых панелях, украшенных мебельными накладками, золочеными табличками, выглядят весьма смелым вызовом техническому прогрессу. И, кажется, что привлечь такая акустика может только экзальтированного поклонника старины, готового слушать пластинки на механоакустическом граммофоне. Но кто внимал звуку, скажем, Canterbury 15, первая версия которого была создана в 1958 году, никогда не позволит себе отозваться об акустике Prestige в неуважительном или ироническом смысле. Свободный, детальный, одухотворенный звук, динамический размах которого не вместит никакая виниловая дорожка, ставит все на свои места, заставляет преклонить колено и снять шляпу…
Секрет неординарного долголетия прост. С самого начала в системах серии реализуется непротиворечивая концепция звуковоспроизведения и уж во всяком случае — совершенно равноправная с иными распространенными подходами к конструированию громкоговорителей, но которую очень непросто реализовать на практике с должной мерой совершенства. Tannoy смог. Честь ему и хвала и наше глубокое почтение. Соль этой концепции — в фирменных коаксиальных драйверах Dual Concentric. Первый танноевский коаксиал был разработан в 1948 году Роналдом Рэкемом (Ronald Rackham) и с тех пор, претерпев множество модификаций, стал неотъемлемым атрибутом имиджа британской компании. Решающее значение для создания фирменного динамичного и чистого баса имеет факт использования больших излучающих поверхностей и добровольный отказ производителей от стремления к минимизации объемов акустического оформления: хотите настоящего звука — обеспечьте для него необходимое жизненное пространство. Входящие в серию Prestige модели различаются, главным образом, размерами кабинетов, диаметрами коаксиальных драйверов и конструкцией акустического оформления (используются как закрытый тип, так и лабиринты, и фазоинверторы, а у Westminster Royal 380-мм драйвер находится в основании рупора). По существу, эти различия обусловлены расчетом на использование систем в разных помещениях. Иными словами, каждая из них разрабатывалась с целью добиться наилучшего качества воспроизведения в некоторых условиях, определяемых прежде всего размерами комнаты прослушивания.
Для приватного знакомства мы выбрали модель Turnberry, занимающую положение между самым маленьким Stirling (68 литров) и 220-литровым Edinburg (300-мм Dual Concentric). Надо сказать, что появление колонок в нашей комнате прослушивания заметно повлияло на, так сказать, «психоакустическую» атмосферу в ней. Их сразу определившееся доминирующее положение обуславливалось не только размерами (не такими уж и гигантскими, кстати). Всем своим внешним видом Turnberry дает понять, что вы имеете дело с серьезным музыкальным инструментом — как если бы к нам внесли старинный клавесин ручной работы. Вместе с тем создавалось впечатление, что домой прибыл отсутствовавший долгое время хозяин. Система словно символизирует связь уюта с неколебимостью устоев британского общества, породившего максиму: «мой дом — моя крепость». А эта очаровательная идея с золотым ключиком, отмыкающим защелку декоративной панели… 18-мм стенки из ДСП покрыты ореховым шпоном, из ореха — и оклад лицевой панели. Вертикальные щели по бокам — распределенные порты фазоинвертора. 100-литровый корпус укреплен внутренними перегородками. С помощью перемычки можно регулировать уровень излучения на высоких частотах. Особенностью версии HE (Hard Edge — жесткая граница) является использование новых тканых подвесов диффузоров коаксиальных драйверов. Напомним, что примечательной особенностью конструкции Dual Concentric является особая система тюльпанообразных волноводов, в которой находится излучающий купол высокочастотной головки. Именно благодаря этой системе удается минимизировать нежелательное взаимодействие высокочастотного излучения с низкочастотной мембраной. В кроссовере — фильтр нижних частот второго порядка, ФВЧ — первого. Вся внутренняя разводка выполнена посеребренными проводами Van den Hul.
Как бы хорошо ни была оснащена комната прослушивания истинного меломана, «ностальгия по настоящему» заставляет его периодически возвращаться к истокам — в концертные залы, где никогда не возникает непроизвольных мыслей о глубине баса, тональном балансе, микро- и макродинамике… Искусственная туя в кадке у «Метрополя» не может быть лучше натуральной — в парке; о вкусе лимона не судят по лимонаду… Причем далеко не всегда жажда живого звука тем слабее, чем выше ценовой уровень комплекта домашней аппаратуры. В звуке же Turnberry словно присутствует некий наркотик, точнее, бальзам, волшебным образом сберегающий для слушателя зажженную исполнителем искорку жизни. Отвлекаясь от оценок, бессознательно наслаждаешься естественностью звуковой картины — надежный признак того, что имеешь дело с акустикой, действительно владеющей техникой высшего пилотажа. Как неожиданно верно звучат музыкальные тембры, как искренне «волнуется» тематическая нить мелодии. Отсутствие эклектики спасает образ от схематизации, он функционирует как гармоничное целое, что при должной детальности играет решающую роль в натурализации изображения, способствует развитию иллюзии живого контакта. Мелкие звуковые нюансы подаются с редким «чувством» меры, ощущаешь толщу воздуха, отделяющую в концертном зале слушателя от исполнителя и одновременно их связывающую. Именно благодаря адекватной деталировке образ пространства воспринимается конкретным, трехмерным и изотропным — без характерных деформаций (все направления в нем равноправны). При прослушивании торопишься поставить лучшие записи лучшей музыки, лучших исполнителей — далеко не всякая акустика способна показать нюансы исполнительского мастерства, проявить все достоинства записи, донести до слушателя подлинное величие произведения. Вообще, отчуждение от классики, видимо, возникает вследствие того обстоятельства, что первое знакомство с ней происходит не на концертах, а при посредничестве недостаточно серьезной аппаратуры… Учитывая положение Turnberry в линейке Prestige, было бы несправедливо требовать от нее той глубины баса, на которую способна, например, Westminster Royal c 380-мм драйвером в 530-литровом акустическом оформлении, но именно (относительная) низкочастотная умеренность делает систему более предпочтительной для помещений сравнительно небольших размеров (все же желательно — не меньше 20 кв. м). Здесь на все сто отработают такие достоинства баса Turnberry, как ясность, пластичность, совершенная интегрированность в музыкальный образ. Заметим, для того, чтобы реализовать всю роскошь динамических способностей системы, в значительной мере благодаря которым ее звук обладает столь притягательной силой, не следует ручкой усиления «выжимать» из нее все «соки». В экстремальных режимах акустика начинает слегка сглаживать динамические перепады симфонического масштаба. Гораздо свободней можно пользоваться упомянутой ручкой при воспроизведении менее требовательных музыкальных форм. Эта особенность опять-таки хорошо согласуется с местом Turnberry в линейке Prestige.
По мере продвижения к верхушке «престижной» иерархии, венчаемой Westminster Royal, наблюдается расширение динамического диапазона, растет объем, масштаб звукового полотна. Однако звуку всех систем, безусловно, присущи такие родовые черты, как цельность создаваемого музыкального образа, высокая мера натурализма, как бы естественность «звукового жеста», исключительная убедительность деталей, отличное качество баса. В звучание этой акустики можно влюбиться сходу и — навсегда. Prestige — живая классика в современном чрезвычайно пестром аудиомире, весьма незаурядное и очень британское явление. God, save the Queen — Боже, храни королеву…
Измерения
Технический комментарий
АЧХ (рис. 1) весьма стабильна на НЧ- и на большей части СЧ-участка диапазона. Некоторое повышение неравномерности ВЧ-области некритично — эффекты послезвучания (рис. 2) здесь незначительны. Различимыми для слуха могут оказаться последствия подъема АЧХ на 600 Гц, которому соответствует (умеренный) «гребень» на частотно-переходной характеристике (рис. 2). Направленность колонок (рис. 3) в верхней части диапазона (закономерно) высокая, но замечательным достоинством системы является плавность изменения частотной характеристики при ее измерении под разными углами к акустической оси. Коэффициент нелинейных искажений (рис. 4) при уровне тестового сигнала 82 дБ (нижняя кривая) практически нигде не превышает планки 0,3%; слабо растет КНИ при увеличении входного воздействия; искажения невелики даже на басах.