Технологической доминантой новой 800-й серии знаменитой английской компании B&W (линейка увидела свет в конце 2004 года) несомненно является фирменный высокочастотный динамик с куполом из чистого алмаза — революционная инновация и одна из самых громких сенсаций в новейшей истории аудиоотрасли. Однако не все 800-е «награждены» таким твитером: на «избранность» части моделей указывает индекс «D» (diamond) в их названиях; в именах остальных видим литеру «S» (standart)
Этот материал о 803D мы подготовили почти по следам публикации, посвященной модели B&W 804S; несмотря на «алмазообделенность» 804S, общение с акустикой произвело весьма сильное впечатление на экспертов журнала; класс модели по меркам High End оказался неординарно высок.
Итак, алмаз. Кристаллическая полиморфная модификация углерода, самое твердое вещество на земле (10 по минералогической шкале), минерал весьма востребован в промышленности и у ювелиров. То, что алмазная пыль (не с короны ли британских монархов?) осела на куполе нового высокочастотника B&W, представляется очередным логичным шагом вперед признанного лидера в сфере электроакустического преобразования. С одной стороны, это ожидаемый этап эволюции фирмы: новая головка стала венцом многолетних усилий B&W, нацеленных на создание драйверов-шедевров. С другой, это достижение революционное — в смысле перехода технологического количества в новое звуковое качество. В поисках идеального материала для ВЧ-купола (критерии: нулевая масса и бесконечная жесткость) мысль естественным (для конструкторов B&W) образом пришла к алмазной идее. Но задумать легко — реализовать сложно: то задача для лидера. Подобно тому, как зимой на стекле образуется морозный узор, углеродный «иней» конденсируется из газовой плазмы (температура почти как на поверхности Солнца) на купольной подложке и формирует «бриллиантовую» мембрану твитера B&W. Это высокотехнологичная и весьма дорогая процедура. В итоге удалось «отодвинуть» частоту «ломающего» резонанса купола на 70 кГц! (аналогичный параметр алюминиевого диффузора — 30 кГц) и получить в верхней части слышимого диапазона частот и даже много выше АЧХ, практически неотличимую от идеальной; это означает, что достигнут вожделенный чисто поршневой характер движения диафрагмы на очень широком спектральном отрезке.
803D — меньший из напольных громкоговорителей серии с уникальной головкой. Хотя, признаться, этой крупной и тяжеленной (45 кг) модели «не к лицу» определение «меньший». Кроме алмазного высокочастотника, остальные технологии едины для всех колонок 800-й серии. С ними читателей знакомил апрельский материал о 804S, поэтому сейчас мы коснемся их лишь вкратце.
Концепция размещения ВЧ-головки в вытянутом волноводе-«сталактите» 800-я серия заимствовала у громкоговорителей Nautilus 800. Волна, излучаемая тыльной поверхностью купола (в нашем случае — алмазного), не возвращается на него, отраженная оформлением, а гаснет в заполненной поглотителем трубке из сплава цинка: так блокируется один из путей деградации полезного сигнала. Другой путь отрезает поглотитель из синтетического геля, проложенный между «ВЧ-ракетой» и «большим» корпусом.
Со средней полосой работает драйвер с диффузором, выполненным плетением из волокон кевлара. Благодаря многолетним исследованиям свойств кевлара, поиску оптимальных способов переплетения волокон, количества и состава демпфирующих добавок (резины и ПВА-компаунда) фирме удалось полно реализовать потенциал материала. СЧ-диффузор «подвешен» на тонком эластичном колечке из полимерной пены (технология FST — Fixed Suspension Transduser).
НЧ-драйверы излучают диафрагмами особой сэндвич-структуры: между фронтальной и тыловой оболочками, полученными плетением из волокон графита (кстати, ближайший родственник алмаза), помещен слой материала Rohacell беспрецедентной толщины: 8 мм. Трио басовиков нагружено на передний ФИ-порт; углубления на поверхности трубы (как у мяча для гольфа) способствуют снижению шума воздушного потока (технология Flow Port).
Разделительные фильтры 803D выполнены с соблюдением всех канонов электроакустической науки и искусства. Реализован принцип: в фильтрах должно быть минимальное число элементов, а те что есть — топ-класса (мы упоминали конденсаторы MCap немецкой компании Raimond Mundorf и др.).
На принадлежащей B&W мебельной фабрике в Дании специальные машины гнут стенки корпуса колонки из тщательно отобранных листов древесного шпона; фанера проклеивается под давлением, результат контролируется в ультрафиолетовом свечении. В создании феноменально прочной и совершенно акустически инертной конструкции эстафету у толстенных изогнутых стенок оформления принимает мощная перфорированная решетка-каркас (технология Matrix), задемпфированная поропластом.
В этот раз член британской аристократической — королевской — фамилии избрал для визита к нам шикарный — с иголочки — и фантастически красивый френч, лицованный полированным вишневым шпоном.
Первые минуты слухового общения с 803В дают редкое ощущение абсолютно точного наложения воображаемого идеального музыкального образа на реальное звучание. Звук английской пары имеет совершенные — скульптурные — формы, цветовой (тональный) баланс, подчиненные нормам строгого, академического вкуса. Это респектабельное, аристократическое аудио — Итон, Винчестер, Харроу и Регби вместе взятые. В формируемом колонками образе нет ничего поверхностного, присутствуют только сущностные, глубинные свойства музыки. Колонки не «ищут» звука, не импровизируют, но мгновенно выстраивают естественно гармоничную музыкальную архитектуру, рисуют звуковую панораму по законам музыкального золотого сечения. Слагаемые звукового почерка «британцев» — спокойное достоинство вкупе с яркой эмоциональностью — создают у слушателя ощущение полного доверия к акустике: в этой ситуации, слыша новое в давно знакомых записях, думаешь только о правде музыки, и нисколько — о лжи акустических систем. Классические формы изумляют вновь открытыми красотами. На диске архивных записей Э. Гилельса рояль под пальцами гениального русского пианиста звучал невероятно трепетно, тепло, живо; колонки чутко воспроизвели все тончайшие интерпретаторские движения. Очень красивой была акустическая аура опубликованных на диске «Caro Mitis» сочинений Г. Ф. Телемана в прочтении Pratum Integrum Orchestra; не обойдены вниманием 803D тембровая красочность музыки, изумительная точность исполнительского ансамбля, аутентистская характерность образов. Иные свойства 803D — мощнейшая энергетика, фундаментально глубокий и неординарно чистый, быстрый, отлично артикулированный бас — проявились при воспроизведении масштабных оркестровых опусов (7-я симфония Д. Шостаковича с В. Гергиевым) и рок-композиций «соотечественников» колонок, британских музыкантов и групп (Р. Ватерс, «Pink Floyd»).
Организуемый 803D прирост звукового качества по сравнению со слышанной недавно 804S формально невелик. «Всего лишь» раскрылся слой тончайших элементов образа: чуть высветлились ракурсы, прояснились структуры — в басу, и весьма заметно — в высоком регистре (трудился алмазный твитер!); благодаря расширению динамической шкалы в макро- и особенно микроамплитудной области чуть более четкой и уверенной стала пластика графических и штриховых деталей ткани; слегка отдалился дальний край, раздвинулись фланги музыкальной сцены… В сущности, эти «добавления» весьма значительны. Именно ради них ломаются копья в спорах аудиофилов, кипит работа и напрягается творческий нерв в «алхимических» лабораториях фирм, оттачивается стило науки и технологий, разыгрываются поединки принципов, стратегий, тактик, подходов. В области высококлассной High End-техники такие добавления даются немалыми средствами: 803D почти вдвое дороже 804S. Тут вспоминаешь о титанических усилиях ученых по добыче все новых и новых знаков после запятой в числе p.
Мы живем в век массового потребления всевозможных консервов — в том числе визуальных и звуковых, но не перестаем сравнивать законсервированное видео и музыку с живыми образами. B&W 803D способны создать дома совершенную иллюзию живого звука. Сохраненная на цифровых носителях музыка в передаче этих изумительных колонок раскроет свои лучшие — имманентные ей от рождения, естественные свойства.
Почему алмаз? Специалисты B&W использовали для диффузора твитера алюминий: легкий и жесткий материал. Частота первого излома АЧХ зависит от величины корня квадратного из отношения модуля Юнга материала к его плотности. Чем оно больше, тем лучше. Для алюминия его величина составляет 5128, а для алмаза — 16903, то есть в 3,3 раза больше. Поэтому ясно, что алмаз — лучший материал для диффузора, чем алюминий, а также титан и бериллий. Проблема состояла в том, чтобы научиться делать такую диафрагму, и она была успешно решена. Особенно хорошо видны преимущества нового диффузора при воспроизведении импульса: алмазный имеет один небольшой паразитный выброс в отличие от алюминиевого.
Измерения
Технический комментарий
Для АЧХ модели характерны умеренные флуктуации рельефа (неравномерность в полосе 100 Гц — 20 кГц составляет ±2,2 дБ). Хорошо просматривается глубина баса (по нашим измерениям граничная частота 32 Гц по уровню –10 дБ; данным B&W — 28 Гц при –6 дБ — также хочется доверять). Угловая характеристика показывает направленность систем в высоком регистре (дисбаланс при 45o –6 дБ), поэтому важно тщательно инсталлировать колонки, найти верное направление акустических осей. Искажения исключительно низки во всем диапазоне: всего 0,3% выше 100 Гц и 3,3% в басу на высокой громкости (94 дБ). Как и подобает классной акустике, зависимость уровня искажений от амплитуды весьма мала (объективная основа превосходной динамики модели). Особенно стоит отметить исключительную «приземленность» графиков зависимости КНИ от частоты на самом важном для слуха участке 500 Гц – 5 кГц.