Каталог Напольные АС

DALI Helicon 400 Jubilee

DALI Helicon 400 Jubilee

Паспортные данные

Чувствительность, дБ — 
88.5
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт — 
50-300
Частотный диапазон, Гц — 
31,5-27000 (+/-3дБ)
Количество полос  — 
3.5
Тип акустического оформления — 
фазоинвертор
Драйверы — 
ВЧ - 25 мм; ВЧ - 55x10; 2xСЧ/НЧ - 165 мм
Высота, мм — 
1026
Ширина, мм — 
219
Глубина, мм — 
457
Масса — 
31.65
Частота раздела, кГц — 
0.7/3/13.5
Номинальное входное сопротивление, Ом — 
4

Результаты измерений

Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 88 дБ — 
0.2
Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 82 дБ — 
0.1
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 88 дБ — 
0.4
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 82 дБ — 
0.5

Параметры АЧХ

Неравномерность характеристики, ±дБ (100 Гц – 20 кГц) — 
2.1
Дисбаланс, дБ (160 Гц–1300 Гц) — 
0.6
Неравномерность характеристики, ±дБ (160 Гц – 1300 Гц) — 
1.1
Дисбаланс, дБ (1300 Гц–20 кГц) — 
-0.4
Неравномерность характеристики, ±дБ (1300 Гц – 20 кГц) — 
2.7
Дисбаланс, дБ (угол 45°) — 
3.1
Неравномерность характеристики, ±дБ (угол 45°) — 
3.7
Граничная частота, Гц (по уровню –10 дБ) — 
43.8

Входное сопротивление

Среднеквадратичное отклонение сопротивления, Ом — 
1.1
Среднее значение сопротивления, Ом — 
5.8
Максимальное сопротивление, Ом — 
9.2
Минимальное сопротивление, Ом — 
4.2

Конструкция

Средняя чувствительность, дБ на 2,83 В на 1 м (100 Гц – 20 кГц) — 
91.6
Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ — 
0.3
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 94 дБ — 
1.6
Магнитное экранирование — 
Нет
Раздельное подключение — 
Да
Исполнение  — 
вишневый шпон
Особенности — 
Шипы

Тест DALI Helicon 400 Jubilee

Ввод в строй в 2002 году серии High End-акустики Euphonia означал старт процесса полномасштабной реконструкции верхнего эшелона модельного ряда DALI на основе комплекса технических и технологических решений, явившихся плодом многолетней и многотрудной исследовательской деятельности. Вслед за Euphonia увидели свет члены семейства New Suite. Акустическая пара Helicon 400 Jubilee, созданная в ознаменование двадцатой годовщины рождения датской компании, прокладывает дорогу новой серии, появление которой в завершенном виде ожидается в феврале 2004 года. Возглавит ее Helicon 800, о которой пока известно лишь то, что будет она повыше ростом, помощнее и побасовитее четырехсотой. В фирменной иерархии новая серия займет положение, доселе принадлежавшее когорте Grand — ступень, выше которой только Euphonia и царица модельного ряда Megaline. Разумеется, «геликон» и «благозвучные» (Euphonia — гармония по-гречески) в силу понятных причин обязаны обладать конструктивным сходством, но степень родства Helicon 400 и Euphonia MS4 (меньшего из двух напольников серии, цена которого — $7000) следует признать экстраординарной. Разница в габаритах мизерная. Совпадают количество, размеры и компоновка драйверов; «на глаз» головки практически не отличить. Правда, приглядевшись, у Helicon 400 замечаешь шляпки четырех дополнительных крепежных винтов вокруг шелкового купола ВЧ-модуля, но делать на этом основании какие-либо выводы о специфике высокочастотника «геликона» — занятие совершенно неблагодарное. Так же как у MS4, работает 3,5-полосная схема: оба 165-мм НЧ-драйвера на участке от нижней границы до 500 Гц дают совершенно одинаковый вклад в энергию звукового поля; выше, благодаря кроссоверу, излучение нижнего басовика постепенно слабеет; активность второго низкочастотника гасится фильтром после 3,5 кГц; на отрезке 3,5–13,5 кГц звучит практически только купольный твитер, выше в его голос вплетается тонкий голос «ленточки», дотягивающей частотный диапазон до ультразвуковых 28 кГц («шелковый» звук c ростом частоты затухает сам по себе без вмешательства кроссовера). Копаем глубже. При внешней стопроцентной схожести динамики у «геликона» все же «личные». Несколько иначе, чем у MS4, сконструирована электромагнитная часть басовиков. Но диффузоры цвета застывшего сока грузинской чучхелы (сорт красного винограда) точно такие же — из древесно-бумажного композита с тонким слоем демпфирующего покрытия. Ленточный супертвитер ВЧ-модуля — точная копия установленного на всех моделях Euphonia. А купольная шелковая мембрана обычного высокочастотника изготовлена по несколько иной технологии. В целом сохранена идеология конструкции акустического оформления — выгнутые боковые панели, расселение НЧ/СЧ-драйверов и кроссовера по отдельным «квартирам». Корпус Helicon 400 многослойный; стенки набираются из тонких панелей MDF по специальной технологии, позволяющей заданным образом выгнуть MDF-сэндвич. Две глухие горизонтальные перегородки делят внутренний объем корпуса на три части. Небольшой выделенный объем в нижней части колонки занимает изготовленный вручную кроссовер. Изолируя разделительные фильтры от возбуждаемых тыльной стороной НЧ/СЧ-мембран мощных пульсаций давления, разработчики стремятся минимизировать обуславливаемые этими пульсациями флуктуации электрических параметров RLC-цепочек — мера, надо сказать, совсем не лишняя. Каждый из двух равновеликих верхних объемов вентилируется собственным фазоинверторным портом и служит акустическим оформлением одного из низкочастотных динамиков. Имеются дополнительные ребра жесткости. Разумеется, стенки оформления проложены звукопоглощающим покрытием. Судя по результатам измерений (малость эффектов послезвучания), все перечисленные факторы, включая изогнутую форму боковых панелей, работают вполне эффективно. Сборка помещенного в камеру «нулевого давления» кроссовера традиционно для DALI производится без применения текстолитовых печатных плат, все 15 элементов припаяны непосредственно друг к другу (ножка к ножке) и закреплены на слабовосприимчивой к упругим возмущениям панели, которая, в свою очередь, на саморезах крепится к массивному основанию. Внутренняя разводка осуществлена собственным (запатентованным) кабелем Cordial (сечение 2,5 кв. мм для коммутации с НЧ/СЧ-динамиками и 0,75 кв. мм — с ВЧ-модулем). Перемычки для внешнего блока терминалов также выполнены из отрезков фирменного аудиофильского кабеля. Заметим, что исключительно высокая стабильность модуля входного сопротивления (см. технический комментарий) во многом обусловлена примененной схемотехникой кроссовера. Но где же все-таки набегает солидная ценовая разница между MS4 и Helicon 400? Вероятно, главную часть этой дистанции берет на себя корпус, изготавливаемый для двух моделей по немного отличающимся технологиям. Значительно мощнее у первой лицевая панель; ее неколебимое основание — из гранитно-полимерной массы (у четырехсотой оно из дерева). Но в какой мере это может повлиять на качество звука? Послушаем. Отличия паспортных данных почти незаметные: MS4 тяжелее «геликона» на 3,5 кг, немного разнятся частоты раздела, нижняя граница MS4 на 1,5 Гц выше, а чувствительность на 0,5 дБ ниже. Безупречно качество отделки Helicon 400 натуральным вишневым шпоном, поверхность которого отлакирована и отполирована по самым высоким стандартам — и невооруженным глазом видно, что вещь очень недешевая.
   Неразумно пытаться идти путем «лобового» сопоставления звуковых имиджей четырехсотой и MS4, тем более делать это заочно — слишком велик риск неадекватной расстановки акцентов. Но совершенно бесспорно, что музицируют они в очень близких манерах. Весьма отрадно, что и в случае «геликона» можно ответственно констатировать факт трансформации высокой меры динамического и тонального разрешения в тот уровень качества представления музыкального материала, который позволяет говорить о возможности многомерного, воистину меломанского его восприятия, дает шанс приблизиться к пониманию и оценке самых тонких граней исполнительского мастерства. Похоже, создавая систему, разработчики особое внимания уделили сохранению микрорельефа записи, сфокусированности звукового изображения. Описанием только ряда моментов можно обозначить (не более) массу впечатлений, оставшихся от многочасовых сессий прослушивания четырехсотой. Запомнился на удивление объемный образ сценического пространства. Там, в его глубине, равноправно и удивительно реалистично зарождаются музыкальные формы. Но никаких инверсий: точно, как в концертном зале, звук с периферии пробивается через легкую вуаль, набрасываемую на сцену толщей продуцируемого виртуального пространства. Просто очень красиво. Нельзя умолчать об одной из самых привлекательных черт звукового имиджа «геликона» — неординарно чистом, точно артикулированном, очень естественном, как дыхание, басе. Ни в коем случае не следует недооценивать этого достоинства, обладание которым — привилегия немногих избранных. Поясним. Опыт приучил нас к почти неизбежному (даже для акустики весьма высоких ценовых категорий) как бы замутнению нижней части спектра музыкального сигнала, обусловленному как окрашиванием баса (пусть и очень незначительным), так и ростом (с понижением частоты) нелинейных искажений, — здесь особенно сильно проявляются физические ограничения метода звуковоспроизведения. Уровень этих артефактов разный, но исключить их полностью практически невозможно. Похоже, на DALI удалось найти весьма точный компромисс между глубиной, качеством освещаемого НЧ-регистра и, не побоимся этого уточнения, стоимостью решения низкочастотной проблемы. Вообще, чистота всех аспектов репродуцируемых Helicon 400 звуковых образов раскрепощает слушателя, освобождает его от пут условностей домашней инсценировки музыкального спектакля. Предложив четырехсотой известную своей каверзностью сложную запись фортепианной музыки, с которой, впрочем, как правило, неплохо справляется High End-акустика из данной ценовой категории, мы испытали силу сравнения и поняли, что действительно лучшее — вовсе не враг хорошего. По сути, прибавилась мизерная доля акустической информации, но в образе инструмента окреп, как бы встал на место благородный деревянный звуковой колер. Никакой ломки при регистровых трансформациях, кажутся совершенно пластичными октавные переходы. Для любой акустики прогнозируемым является ухудшение структурированности звуковых образов при переходе от относительно разреженных камерных форм к плотной, тембрально насыщенной, экстремально динамичной симфонической музыке (законы природы незыблемы). У нашей DALI этот качественный разброс сокращен, кажется, до минимума. Очень сильное впечатление оставил момент внезапной смены продолжительного нагнетания масштабного симфонического tutti, сопровождаемого мощными сполохами и протуберанцами оркестровой меди (трубы, тромбоны), нежнейшим шелестом камерной группы на pianissimo, когда звук, кажется, распадается на слышимые «молекулы» (Скрябин, симфония №3 «Божественная поэма»). И снова, как везде, отмечаем: в фундаменте симфонического здания — глубокий, точный и чистый бас. Тот факт, что характеризуя звук системы, мы опираемся здесь на классический материал, не означает ее ущербности по отношению к иным музыкальным формам. Трудно в должной мере прочувствовать суть наиболее ценных достоинств «геликона» на менее требовательном к звуковоспроизводящему тракту материале. Бесспорно, Helicon 400 Jubilee универсальна. Однако, пытаясь определить место модели в ряду ей подобных (в ценовом отношении), мы приходим к заключению, что четырехсотая — прежде всего для ортодоксальных меломанов, которым абсолютно необходимо докопаться до первоисточника, иначе все представление теряет смысл. Эти меломаны, как правило, очень осторожно относятся к технике, к которой применимы такие аудиофильские категории, как «вкусный», яркий звук, эффектный бас и т.п.
   Геликон — горный массив в Греции. Прозрачен намек создателей модели, присвоивших ей столь славное географическое название: эллины утверждали, что именно здесь от удара копытом Пегаса возник источник Иппокрена, в котором купались музы, включая, разумеется, и саму покровительницу музыкального искусства Полигимнию, — их называли иногда геликонидами. И надо сказать, что культ Полигимнии очень силен в кругах идеологов и конструкторов DALI.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-угловая характеристика
Рис. 3. Частотно-переходная характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 5. Модуль входного импеданса
Рис. 6. Прямоугольный импульс

Технический комментарий

Измеренная частотная характеристика (рис. 1) стабильна в большей части диапазона. Немного повышена неравномерность АЧХ на высоких частотах; регистрируемый расположенным на оси купольной ВЧ-головки микрофоном прирост чувствительности в двух верхних октавах (5–20 кГц) в негативном контексте слухом не воспринимается. Различия в измеренном и паспортном значениях нижней границы обусловлены, главным образом, особенностями методики измерения частотки в условиях, моделирующих безграничное пространство (импульсный метод), учитывающей не в полной мере излучение расположенных на тыльной панели фазоинверторных портов (характерный «излом» АЧХ на ее левом склоне); если должным образом экстраполировать частотную характеристику в нижней части диапазона, то с паспортными данными вполне можно согласиться. Фирменный вид имеет частотно-угловая характеристика (рис. 2): тональная структура звукового поля слабо меняется в широком угловом секторе «обзора» (в горизонтальной плоскости); лишь при углах, превышающих 45° (относительно оси высокочастотной головки), в верхней октаве (10–20 кГц) энергия ВЧ-излучения заметно падает. Таким образом, общий характер спектра сигналов, отраженных от боковых стен комнаты прослушивания, будет близок к спектру прямой компоненты, что, по мнению специалистов DALI, способствует повышению, так сказать, сфокусированности звукового изображения. Весьма незначительны эффекты послезвучания (рис. 3); слабый призвук около 1 кГц (изгибные колебания диффузора НЧ/СЧ-головки?) едва ли может иметь сколько-нибудь значимые последствия; образцово чисто на высоких частотах. Превосходно выглядит график зависимости коэффициента гармонических искажений от частоты (рис. 4): средний КНИ при уровне звукового давления 82 дБ составляет 0,1%, а при 94 дБ вырастает всего до 0,3%; особое внимание обращает на себя редкая чистота в области низких частот (0,4%, 88 дБ); ролью чуть превышающего 4% пика КНИ на 60 Гц (94 дБ) смело можно пренебречь. Очень невысок и уровень интермодуляционной помехи, не превышающий в большей части среднечастотного участка величины 0,3% (94 дБ). Не менее замечателен вид частотных зависимостей модуля и фазы входного импеданса (рис. 5): при среднем значении модуля 5,8 Ом минимум составляет 4,2 Ом (среднеквадратичное отклонение — ±1,1 Ом!); фаза, испытав неизбежный резонансный переход через ноль в области низких частот, выше 100 Гц неуклонно следует параллельным оси частот курсом, лишь немного отступив от нулевого горизонта; такая почти чисто активная нагрузка — бальзам на выходные каскады любого усилителя. Собранно реагирует система на краткое (0,3 мс) импульсное воздействие (рис. 6); небольшой волнистый «хвостик» на графике — слабые среднечастотные призвуки (см. рис. 3).