Средняя чувствительность, дБ на 2,83 В на 1 м (100 Гц – 20 кГц) —
91.8
Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ —
0.3
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 94 дБ —
1.7
Магнитное экранирование —
нет
Раздельное подключение —
Нет
Исполнение —
Вишня, красное дерево. черный
Особенности —
Шипы
Тест MartinLogan Mosaic
Американская Martin Logan — одна из тех компаний, что плодами своего труда стремятся доказать и утвердить идею превосходства электростатических громкоговорителей (ESL) над электродинамической классикой. Возможно, окончательный успех впереди, но устойчивый подкласс аудиолюбителей, слушать ничего, кроме электростатов, не желающих, существовал всегда и существует в настоящее время. Заметим, не отвлекаясь на комментарии, что в основе такого положения вещей лежат веские причины. Martin Logan своими оригинальными разработками (многие из которых защищены патентами) внесла большой вклад в успех электростатического движения — вполне соизмеримый с масштабами этого движения. Лишь немногим удалось воплотить мыслимые достоинства электростатического преобразователя, эффективно купировав его недостатки, в реальном универсальном продукте, и американская компания среди этих немногих занимает одно из самых почетных мест. О международном признании заслуг Martin Logan перед аудиофильcкой общественностью свидетельствует факт присуждения европейской ассоциацией EISA звания «Лучший громкоговоритель 2003 года» в категории High End Audio гибридной акустике Martin Logan Clarity (см. сентябрьский 2003 г. выпуск Stereo&Video). Закрепив лидирующие позиции на электростатическом поприще, фирма решает освоить смежное направление — гибридной ленточно-диффузорной электродинамической акустики. Mosaic, Montage и Fresco — первые результаты деятельности Martin Logan на этой стезе. Mosaic и Montage — напольные модели, Fresco — универсальный сателлит, допускающий произвольные способы монтажа. Новая акустика средние (у Mosaic и Fresco) и высокие частоты излучает ленточными динамиками, басы (и средние у Montage) — электродинамическими головками с коническими алюминиевыми диффузорами. Трехполосная Mosaic — главная тема нашего сегодняшнего разговора. Знатоки продукции американской компании, очевидно, с первого взгляда признают в облике модели характерные черты фирменных гибридных электростатов. Однако выступающая над низкочастотным основанием панель — не есть традиционный излучающий «конденсатор». Здесь закреплены дипольные ленточные (точнее — планарные) высокочастотный и среднечастотный электроакустические преобразователи ATF (Advanced Thin Film). Излучающий элемент — тончайшая плоская прямоугольная диафрагма из полиэтилен-нафталата (PEN) — материала, аналогичного полиэтилен-тератилату (PET), применяемому фирмой для изготовления мембран электростатических излучателей (у вышеупомянутой Clarity мембрана как раз из PET). На поверхности диафрагмы проложена затейливая токопроводящая дорожка, полученная методом травления слоя алюминиевой фольги. Перед лицевой и тыльной поверхностями мембраны закреплены неодимовые (NdFeB) магнитные системы, каждая из которых образуется пятью стержневыми элементами. С внешних сторон преобразователь закрыт стальными решетками. Таким образом, мы имеем дело с пуш-пулльным (когда при протекании тока по проводящим трассам фронтальный магнит притягивает мембрану, тыльный отталкивает ее) квазидипольным источником акустической энергии: звук излучается как в прямом, так и в обратном направлениях, но — строго в противофазе. Приставка «квази» намекает на то обстоятельство, что в данном случае фактор противофазного сложения прямого и обратного полей, снижающий эффективность излучения «чисто» дипольных источников, сильно ослаблен экранирующим действием панели, на которой закреплены преобразователи. Очевидно, отдавая предпочтение планарной технологии, разработчики стремились к обогащению достоинств электростатического излучателя преимуществами электродинамического преобразования. Равномерно распределенное по всей поверхности легкой, как пух, и вместе с тем обладающей большой площадью мембраны усилие позволяет очень точно передать в звуке структуру исходного сигнала. Мощная, работающая в пуш-пулльном режиме, неодимовая магнитная система — залог минимизации уровня гармонических искажений. Обостренная диаграмма направленности (большие излучающие поверхности) снижает роль первых отражений, а фактор дипольности повышает значение диффузной компоненты (многократно переотраженной звуковой волны), что, по мнению многих специалистов, способствует усилению реалистичности звуковых образов... Низкочастотная секция выполнена по всем правилам басового искусства: мощный электродинамический драйвер с жесткой алюминиевой мембраной; конструкция асимметричного корпуса надежно блокирует резонансные процессы. Никаких вопросов — к фирменному, собранному на аудиофильских элементах кроссоверу.
В деле Mosaic блестяще доказал фундаментальную важность точной передачи средних частот и подтвердил непреходящее значение умелой, тонкой работы с высокими. В создаваемых американской парой музыкальных образах совершенно отсутствует нечто, что для многих ассоциируется с сомнительным понятием «цифровой звук», трактуемом в негативном контексте. Изумительная связность исключительно тонко прописанных деталей СЧ- и ВЧ-регистров, обусловленная, очевидно, шикарной микродинамикой, вероятно, и побуждает говорить об «аналоговой гладкости» звучания. Если искать аналогий в области изобразительных искусств, то работу Mosaic хочется уподобить не творениям живописца, но тончайшим рисункам старых китайских мастеров. И среди очень недешевой акустики немало такой, что довольно небрежно относится к передаче выразительной партии треугольника в одном весьма показательном музыкальном фрагменте (всего несколько нот в длящемся лишь минуту эпизоде). Исключительно бережное изображение этой миниатюрной детали планарными динамиками, кажется, преображает весь оркестровый отрезок, создает новый ракурс для его восприятия. В изумительной тембральной чистоте, с игольчато-точной атакой этот скоро гаснущий лучик раз за разом вспыхивал в одном и том же месте виртуального трехмерного пространства. Очень важно, что при ювелирной деталировке совершенно отсутствует какая бы то ни была высокочастотная назойливость. Сменяя друг друга, звучали знакомые записи, и каждый раз, подобно искусному реставратору, система предельно аккуратно, элемент за элементом, нюанс за нюансом восстанавливала сложную тональную, динамическую, пространственную текстуру музыкальной мозаики. На поверхности «полотна» проступали вторые, третьи и совсем отдаленные планы, нередко и у очень дорогих колонок сокрытые под слоем «пыли» нелинейных искажений. Восхищающая изысканной архитектурой средневысокочастотная надстройка покоится на прочном основании глубокого баса. При всех достоинствах последнего — высокое могущество, полнота, напор, отличная динамика — элемента эклектики в звуковом имидже Mosaic, похоже, полностью избежать не удалось. Ощущение некоей как бы самостоятельности баса, возможно, обусловлено просто небольшим перевесом тонального баланса в его пользу или «слишком» высоким качеством передачи средних частот; не исключено, что свою роль играет существенная разница в пространственной организации поля на средних и низких частотах. Если верно последнее, то архитектурного единства звукового здания всегда можно добиться, найдя правильное положение колонок в конкретном помещении. Наши опыты с различными вариантами инсталляции дали определенный положительный результат. Вместе с тем не надо придавать большого значения отмеченному моменту, который все же следует отнести к категории нюансов, особенно — ввиду уникального, не побоимся этого слова, качества передачи средневысокочастотного аспекта. Дюма-отца прославили прежде всего «Три мушкетера», Менделеева — его таблица, Баха — «Месса» си минор, а пару Martin Logan Mosaic бесспорно прославит исключительно выразительная каллиграфия ее звукового рисунка.
Mosaic, несомненно — большая удача американской компании. На модель хочется обратить внимание как поклонников электродинамической акустической классики, так и последовательных приверженцев «электростатического» звука. Как первым, так и вторым пристальное знакомство с системой, вероятно, принесет немало приятных сюрпризов. Пару можно планировать для установки в достаточно просторных помещениях (до 30–35 кв. м). Обратим внимание, что на особенности звукового имиджа Mosaic большое влияние оказывает положение колонок в комнате прослушивания.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-угловая характеристика
Рис. 3. Частотно-переходная характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 5. Модуль входного импеданса
Рис. 6. Прямоугольный импульс
Технический комментарий
Средняя чувствительность, по нашим данным, — 91,8 дБ. Измеренная на оси ВЧ-преобразователя частотная характеристика (рис. 1) отличается весьма высокой для столь сложной системы излучателей стабильностью. При этом чувствительность твитера на пару децибелов выше чувствительности среднечастотного драйвера. Имеется также подъем в верхнем басе (небольшой низкочастотный акцент). Специфика поведения левого склона АЧХ, выраженная, главным образом, в локальном минимуме около частоты настройки фазоинвертора, обусловлена особенностями измерительной процедуры («выключенный фазоинвертор»); в реальных комнатных условиях приграничный спад частотки будет монотонным и более пологим, так что вполне можно рассчитывать на паспортное значение нижней границы — 46 Гц (±3 дБ). «Бахрома» на графике пространственного распределения звукового поля (рис. 2) свидетельствует об обостренной направленности ВЧ- и СЧ-излучателей на ряде частот (определяемом прежде всего горизонтальными размерами мембран); особенно высока направленность твитера в верхней октаве (10–20 кГц). Как было отмечено, концентрация звуковой энергии около оси снижает роль первых отражений, что разработчики относят к положительным свойствам планарных преобразователей. Судя по частотно-переходной характеристике (рис. 3), уровень послезвучания невысок — результаты измерений вполне объясняют констатируемое экспертным советом отсутствие окрашивающих призвуков. Замечательно мал уровень гармонических искажений на средних и высоких частотах (рис. 4); трудно переоценить значение исключительного минимализма коэффициента гармоник и практическое отсутствие его зависимости от амплитуды сигнала (82–94 дБ) на чрезвычайно важной для слухового восприятия декаде 400–4000 Гц. И хотя уровень гармоник, производимых басовиком, ощутимо выше, чем у СЧ- и ВЧ-головок, тем не менее его правомерно рассматривать как весьма незначительный; и, заметьте, он остается таковым вплоть до паспортного значения нижней граничной частоты. Вместе с тем в низкочастотной области уровень искажений при 82 дБ оказывается несколько выше, чем при 88 дБ: басовик «чувствует» себя уверенней при работе на повышенной громкости (кстати, у Clarity этот момент выражен сильнее). Очень хорошо выглядят зависимости от частоты модуля и фазы входного импеданса (рис. 5), которые на всем протяжении частотного диапазона испытывают весьма незначительные флуктуации — проблем с выбором усилителя не будет. Реакция на короткий (0,3 мс) импульс (рис. 6) слегка «размыта», что, впрочем, довольно типично для трехполосных систем.