Средняя чувствительность, дБ на 2,83 В на 1 м (100 Гц – 20 кГц) —
91.9
Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ —
0.4
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 94 дБ —
2.0
Магнитное экранирование —
Нет
Раздельное подключение —
Нет
Исполнение —
Classic, Signature, Avant-garde
Особенности —
Опоры
Тест Focal-JMlab Diva Utopia Be
В майском и ноябрьском 2003 года выпусках журнала мы познакомили читателей поочередно с двумя моделями из элитной когорты «бериллиевых утопий» французской Focal-JMlab: бескомпромиссной во всех отношениях Grand Utopia Be и самой компактной в серии Micro, оставившей не менее сильные впечатления. Основной состав топовой серии был сформирован к началу лета прошлого года: за этот период, кроме Grand и Micro, родились младшие сестры флагмана — напольные Alto и Nova, плюс великолепный трехполосный центр — Center Utopia Be. А совсем недавно увидели свет новый главный сабвуфер Focal-JMlab — Sub Utopia Be, и очаровательная Diva, которой и посвящено настоящее эссе.
Похоже, создатели «Дивы» поставили перед собой задачу — соединить звуковой максимализм старших членов семейства с внешним изяществом Micro, водруженной на пьедестал фирменных спикерстендов. «Конституция» модели в некотором роде — дань современной моде на стройную акустику. Но — лишь в некотором. Среднего роста напольная трехполосочка в ширину точно такая же, как Micro Be, — 250 мм. Для размещения на «лице» хорошего басовика этого маловато. Зато более чем полуметровая глубина (у основания) позволяет воспользоваться для этих целей боковыми панелями. Что и сделали разработчики: на каждой боковой стенке внизу установлено по мощному 200-мм НЧ-драйверу с диффузорами Sandwich W (специальная модификация). Ввиду максимализма, культивируемого в линии Utopia, над адекватным воплощением идеи французским инженерам пришлось поработать гораздо больше, чем может показаться при поверхностном рассмотрении проблемы. Занимающий верхний этаж среднечастотник внешне ничем не отличается от применяемых, скажем, в «Грандах» и «Микро». А между тем именно он явился объектом самых пристальных исследований и подвергся значительной модификации, поскольку именно ему была отведена ключевая роль в обеспечении гармоничного сочетания НЧ- и СЧ-диапазонов. Дело в том, что верхняя граница полномочий находящихся в боковой позиции басовиков не может превышать некоторого значения, определяемого допустимой погрешностью фазового расхождения излучений СЧ- и НЧ-головок. А фазовому согласованию Focal-JMlab придает особо важное значение. Как раз эту цель преследует технология Focus Time, которой все «Утопии» обязаны характерной «фокусирующей» формой фасада. Но технология «работает», когда все динамики размещены на лицевых панелях. Вместе с тем известно, что, если частота излучения ниже некоторого (нестрогого) порога, слух перестает чувствовать разницу в положении излучателей. По мнению создателей «Дивы», уже ниже 180 Гц (первая частота раздела) человеческое ухо не замечает различий между лицевой и боковой позициями басовика. Однако отсюда следует, что среднечастотник обязан взять на себя часть диапазона, которую в остальных «Утопиях» обслуживают басовые головки. Расширение же частотного диапазона СЧ-драйвера до требуемых пределов без понижения качества звуковой репродукции — задача не из простых. Но у французских спецов в руках превосходный инструмент — технология Sandwich W, позволяющая в широких пределах варьировать свойства динамиков. Сердцевина W-диффузора СЧ-головки Diva Utopia Be состоит из двух (вместо одного) слоев синтаксической пены; снаружи — не две, как обычно, а три стекловолоконные накладки. Магнитная система — запатентованный фирменный «мощный цветок» (Power Flower). Звуковая катушка намотана плоским медным проводом (выше эффективность электромеханического преобразования); корзина — литая. Но все же самым ярким элементом системы является ВЧ-головка с вогнутой купольной мембраной из бериллия — металла, обладающего уникальным сочетанием свойств, делающим его исключительно привлекательным для использования в самых разных отраслях человеческой деятельности, включая акустическую (высочайшая упругость при очень низкой плотности). Дороговизна бериллия — не единственный его недостаток: этот металл чрезвычайно сложен в обработке. Бесспорной заслугой Focal-JMlab является «укрощение» для акустических нужд тончайшей 25-мкм бериллиевой фольги, что позволило компании уйти в прорыв на высокочастотном фронте. Звуковую катушку твитера приводит в движение мотор, построенный по фирменной технологии Focus Ring, комбинированная (SmCo и NdFeB) магнитная система которого доводит напряженность магнитного поля в зазоре до 2 тесла и остается при этом исключительно термостабильной. Разделительный фильтр (24 дБ на октаву) размещен на двух печатных платах и насчитывает 19 элементов. Сторонники «пологой» фильтрации могут расслабиться: система фазовой коррекции ОРС (Optimum Phase Crossover) нейтрализует негативные последствия «крутизны», а внутренняя разводка выполнена добротным с посеребренными жилами кабелем, «намертво» припаянным к фильтру и динамикам.
Нельзя обойти вниманием исключительное качество акустического оформления «Дивы»: 48-килограммовый корпус состоит из MDF-каркаса, образованного горизонтальными и вертикальными «лонжеронами». Снаружи конструкция облицована мощными панелями (толщина фронтальной — 50 мм), а с боков еще и усилена 26-мм накладками из массива тонированного ясеня. Нет слов… Предусмотрены три варианта тонирования: Classic (золотистый), Signature (темно-красный) и Avant-garde (натуральный). Лицевая панель и скрытые съемными масками «посадочные» места басовиков покрыты рояльным лаком. Система оборудована двумя великолепными цангово-винтовыми клеммами марки WBT. На днище — опоры.
Ввиду сказанного и памятуя об опыте общения с иными представителями эксклюзивной серии, к прослушиванию готовишься с некоторым душевным трепетом, в предвкушении музыкальных открытий. Не обманула надежд стройная француженка, одарив во многих отношениях уникальным звуком. В поиске подходящих эпитетов находишь хорошее слово — «просветление». Речь не о психологическом состоянии слушателя, хотя звук «Дивы» вполне может довести до состояния транса даже видавшего виды аудиофила, но об интуитивно понятном термине из родственной акустике отрасли физики. Просветляют (нанесением специальных покрытий) высококачественную оптику для доведения качества изображения до достижимого максимума. Создается впечатление, что аналогичную — просветляющую — функцию выполняет здесь «бериллиевый» твитер. Музыкальный образ словно искрится высокочастотными подробностями, предельно ясными, контрастными, совершенно освобожденными от мути искажений; вместе с тем — ни намека на резкость, никаких акцентов «от себя». Во всей красе раскрывается капризная скрипка, которая будто впервые почувствовала окончательную свободу самовыражения. Даже скрипичное многоголосье не испытывает гнета условности звуковой репродукции. А как чисты и прозрачны нежнейшие голоса деревянных духовых. А сколько праздника в звуковых блестках треугольника. Превосходное во всех отношениях качество высоких частот, помноженное на шикарную динамику и тональное совершенство средних, оказывает колоссальное воздействие на пространственные эффекты, которое проявляется прежде всего в ощущении отсутствия таковых. Иными словами — в их реалистичности. Сидя по центру перед широко поставленной парой, словно в распахнутое настежь окно «видишь» глубокое полупространство концертного зала, в котором все происходит по написанным для него законам физики. Всеми фибрами впитываешь естественную пластику накатывающих волн фортиссимо, переходящих в отлив piano. Самые сложные симфонические фрагменты не испытывают стеснения в рамках предоставленного им динамического диапазона. Уже этого факта достаточно, чтобы исключить малейшие сомнения относительно универсальности «Дивы». Бас глубок, красив, массивен. Ему по плечу как передача тонких нюансов игры низкочастотных струнных, так и громовые раскаты большого барабана. И если он и уступает в детальности старшим представителям семейства, то совсем немного.
Бесспорно, Diva Utopia Be — достойная продолжательница дела «бериллиевых утопий». Отрадно, что и в данном случае все интеллектуальные и материальные средства были направлены разработчиками на достижение максимальной точности звукопередачи — ни тени признаков стремления ошеломить слушателя дорогими, но нездоровыми эффектами. Обеспечив сбалансированное сочетание изящества архитектуры с богатством низкочастотного наполнения звуковых образов, система закрыла, кажется, последнюю вакантную нишу в среде обитания знатного семейства Utopia Be. Видится шикарная симметричная 5.0-инсталляция с Center Utopia Be на оси. В кино для адекватного отображения явлений сейсмического масштаба можно «пригласить» низкочастотного радикала Sub Utopia Be.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-угловая характеристика
Рис. 3. Частотно-переходная характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Технический комментарий
АЧХ измерялась 1/4-дюймовым микрофоном B&K (частотный диапазон — 0,0–60 кГц). Частотка Diva (рис. 1) замечательно стабильна вплоть до 30 кГц — уникальный результат! Причем в качестве верхней границы смело можно указывать запредельные 40 кГц. Отдача твитера чуть-чуть выше средней чувствительности АС. Весьма высока пространственная однородность поля (рис. 2), лишь после 10 кГц направленность колонок обостряется. На средних и высоких частотах послезвучание практически отсутствует (рис. 3) — никаких окрашивающих призвуков. Нелинейные искажения (рис. 4) показательно малы в верхней части диапазона и ничтожно меняются при повышении уровня тестового сигнала от 82 до 94 дБ; КНИ на средних почти нигде не превышает значения 0,4% (94 дБ); при повышенной громкости стабильно невысок коэффициент гармоник на басах (вплоть до 30 Гц), однако подрастает при уменьшении уровня сигнала — чтобы полностью раскрыть способности акустики, лучше делать погромче. Четко реагирует система на короткое (0,3 мс) импульсное воздействие; лишь совсем немного твитер опережает НЧ- и СЧ-динамики. Модуль входного сопротивления повышается до 30 Ом в области второй частоты раздела, однако для мощного усилителя это не проблема.
Отзывы пользователей
misterpresident
Ну в целом доволен. У меня в связке с sven-970 звучит реалистично, бас прорисован, жаль середина прихрамывает. Но на моих 17метрах не существенно.
Оценка: ****
Re: Anonymous
Взяты три недели назад, услышал в салоне, загорелся, напрягся, купил. До этого лет 7 Мираж 595, ресивер Онкио 555, проигыватель Онкио 530, полгода ресивер Марантц 8001, проигрыватель Марантц 7001. Колонки подключены к Марантц 8001. Слушаю в основном каласику и попсу. Наилучшее субъективное качетво звука, как ни странно дал проигрыватель Онкио 530, теперь о звуке: по сравнению с миражом прозрачность высоких, средних, басы плотные собранные совершенно достаточные для моего восприятия, слушал тестовый диск(скачал в и-нете), просто замечательно. нисколько не жалею.
Re: Ч
Человек пошутил, а ты повёлся....
Re: roso
А ещё бывает, подсоединяют телефоным проводом.
Re: Anonymous
Простите, мистер президент, с чем в связке у Вас звучит сие творение???? А плеер не Rolsen ;) ?
Master
У этой системы, есть старшая сестра, ростом в 176 см, и весом в 180 кг и стоимостью около 40000$, я когда вижу ту или эту систему, у меня просто дух захватывает!!! Я сам сделал очень неплохие колонки, и в скором времени хочу приступить к изготовлению этой системы... уже купил ВЧ и СЧ динамики (произв. focal), такие как в этой системе, а на НЧ пока не собрал(надо 1600$), но уже скоро...
Оценка: *****
Re: Anonimus
Винтик-шпунтик. Видали мы таких. Слыхали.
Не мороч себе голову, французы уже её себе отморочили.
Собери трудовую копеечку и купи.