Весной этого года стало известно о намерениях Bowers&Wilkins ввести в строй новую серию. А летом «первая ласточка» семисотой в лице полочной ее представительницы появилась в редакции S&V (август, 2003). С листопадом и холодами на российский рынок поступил уже весь набор компонентов нового модельного ряда. Наименование серии — 700 — указывает на ее положение в структуре модельного ряда британской компании — это ступенька между доступной широкому кругу аудиолюбителей шестисотой и High End-линией восьмисотых «наутилусов». Ранее здесь обитала CDM NT, акустике которой было посвящено немало добрых слов в специализированных изданиях, включая Stereo&Video. Много общего в представителях CDM и 700-й, но немало и серьезных различий, обусловленных не только поступательным развитием фирменных технологий, но и некоторой коррекцией идеологии. По идее, которой и руководствовались разработчики, статус семисотой серии должен быть выше того, которым обладала CDM — ближе к уровню топовой восьмисотой. Новую линию на сегодняшний день образуют семь моделей, среди которых два напольника — 703 и 704. Роль лидера исполняет трехполосная 703, знакомству с ней мы и посвящаем данный материал.
Действительно, по всем признакам 703 «дышит в затылок» младшим напольникам восьмисотой — 803, 804. Прежде всего это касается ее электродинамического оснащения. Однако не следует думать, что те или иные динамики 703 «один в один» скопированы с драйверов, скажем, 803. И хотя все головки имеют прямое родство с установленными на восьмисотых (равно как и динамики флагмана CDM NT — CDM 9NT), каждая из них разработана специально для новой модели ввиду вышеупомянутой задачи — выйти на новый по отношению к CDM уровень качества. На B&W отлично понимают, что только грамотно построенные контрольно-измерительные процедуры дают шанс получить оптимальное конструкторское решение. Так, при работе над динамиками для серии 700 использовались оригинальные методики Клиппела, с помощью которых можно не только оценить величину нелинейных искажений, но и установить вклад конкретных механизмов их возникновения в общий уровень нелинейности данного драйвера. Информация такого рода для конструктора просто бесценна. В итоге был выработан комплекс мер по модификации магнитной системы, который позволил сравнительно простыми средствами добиться, судя по заявлению разработчиков, весьма существенных результатов. В частности, похоже (судя уже по нашим данным), удалось серьезным образом повлиять на такое очень неприятное проявление нелинейности, как интермодуляционные искажения, ослабляющие детальность сложных звуковых образов. Конструкция «наутилусового» высокочастотника, в той или иной мере воспроизводимая почти на всех моделях акустики B&W, — одно из наиболее ценных достижений компании. Напомним: тыльная сторона металлической купольной диафрагмы излучает в основание заполненного поглотителем волновода, сечение которого уменьшается по экспоненциальному закону; это остроумное решение направлено на достижение симметрии волновой нагрузки на мембрану (излучатель «думает», что сзади у него такое же безграничное пространство, как и спереди). Высокочастотник помещен в обтекаемый корпус, черное забрало из мелкоячеистой металлической сетки можно снять. Магнитная система неодимовая, катушка намотана алюминиевым проводом. Излучающая часть СЧ-головки изготовлена по фирменной технологии FST (Fixed Suspension Transducer): вместо привычного с полукруглым профилем резинового подвеса — тонкое узкое кольцо из вспененной эластичной полимерной массы, свойства которой позволяют снизить амплитуду отраженной паразитной изгибной волны, возникающей даже на кевларовых диффузорах; что, в свою очередь, способствует расширению поршневых полномочий мембраны. Кстати, о кевларе: факт широкого распространения этого материала в акустике не означает, что всем его использующим фирмам удается достичь значимых результатов. B&W — одна из немногих компаний, сумевших (технология плетения, ориентация нитей, количество и качество добавок: резины, ПВА-компаунда) в полной мере воспользоваться реальным его потенциалом (во многом благодаря грамотно выполненным измерениям). Диффузоры двух басовиков — из бумажно-кевларового композита. Бумага по-прежнему остается незаменимым низкочастотным тружеником, особенно если аккуратно скорректировать ее свойства. Одно из основных внешних отличий 703 от прототипа CDM 9NT — плавный переход лицевой панели в верхнюю, которая, закругляясь, сопрягается с тыльной на уровне чуть выше линии фронтального изгиба. Заданный профиль снижает уровень дифракционной помехи в относительно широком диапазоне частот, чего совершенно невозможно требовать от простого «скругления» острых граней на стыке двух плоских панелей. Акустические и эстетические достоинства такого решения окупают немалые трудности его воплощения, причем, заметьте, в серийном варианте. Лицевая и верхняя панели действительно — одно целое: лист толстой многослойной фанеры изгибается при содействии высокой температуры строго определенным образом точными станками на недавно приобретенной британцами датской мебельной фабрике, где изготавливаются все корпуса элитной акустики Bowers&Wilkins. Внутренний объем оформления разделен на две части — низко- и среднечастотную — горизонтальной перегородкой. Неотъемлемым атрибутом всей акустики B&W является испещренный полусферическими углублениями фазоинверторный порт, снижающий уровень характерной высокочастотной помехи, обусловленной турбулентностью воздушного потока. Нельзя умолчать о безукоризненном качестве облицовки древесным шпоном, причем покупатель сможет выбрать из пяти вариантов: черный ясень, розовый орех (наш вариант), орех, вишня, клен. Лакировка выглядит как дорогая шеллачная политура, ее довольно толстый слой нивелирует естественные неровности текстуры шпона. Иными словами, внешние данные 703 при любых углах зрения не противоречат заявленному статусу.
А звук? Музыка — мерило технических премудростей, вложенных в аппаратуру. Шопен; за роялем — Артур Рубинштейн, один из выдающихся мастеров ушедшего поколения. В строгой академической манере передает пара звучности короля инструментов. Образ проработан исключительно тонко; кажется совершенно безупречным тональное соответствие его натуральному прототипу. Легчайшее тембральное расслоение наблюдалось только при передаче нижних регистров рояля, что воспринимается как легкая неровность интонировки (особая, проводимая мастером-настройщиком процедура выравнивания звуков инструмента по громкости и тембру) нижних октав. Но средний и верхний регистры превосходны: все здесь естественно, воздушно, пластично; система способна показать всю красоту обертоновых шлейфов, не укорачивая их, как это делает акустика с обедненной микродинамикой. Запись исполнения такого уровня — это всегда особый тип музыкального высказывания, довольно интимного и глубоко содержательного. Суть сказанного мастером материализуется в предельно хрупком комплексе мелочей, игнорирование которых — весьма распространенное явление и для техники данного ценового уровня. Но только благодаря сохранению этого «культурного слоя» может возникнуть коммуникативная нить с исполнителем. 703 этой способностью обладают. Их звучание вполне можно назвать аутентичным. При демонстрации крупных симфонических образований, камерных форм, джазовых композиций (малые составы и биг-бэнды) проявляется еще одно ценное дарование системы: пара почти всегда корректно противопоставляет объекты выстроенной звукорежиссером диспозиции «основной источник — фон». Вот на авансцену выдвигаются мощные «железные» риффы бас-гитары, клавишные и ударные деликатно отступают назад, дают место лидеру, тогда как та же ситуация совершенно иначе трактуется иной парой, чей класс ничуть не ниже — те же звуковые объекты оказываются как бы в одном динамическом слое. Еще свидетельство динамического совершенства. Звучат оркестровые фрагменты из «Макбета» Дж. Верди. Два коротких, острых, четко артикулированных аккорда всего оркестра (tutti) на фортиссимо (макродинамика) разделяют паузы, в которых явственно слышна очередность растворения в зале отзвуков различных оркестровых групп — последними «уходят» большой барабан и литавры (микродинамика). В минуты «вовлеченности» замечаешь, как сильно мешают мельчайшие посторонние призвуки: шорох вентилятора в соседней комнате, потрескивание компьютерного винчестера — очень показательный момент… Красив бархатный, объемный, с напором бас. Возможно, кому-то он покажется недостаточно глубоким, но в данном случае трудно представить такую его модернизацию, при которой не пострадала бы гармоничная целостность всего звукового здания.
Бесспорно, в своем классе 703 уверенно претендует на лидирующие позиции, в первую очередь — благодаря роскошному динамическому потенциалу, позволяющему исключительно детально прописывать самые сложные, многослойные звуковые полотна («О, сколько нам открытий чудных…»). Разумеется, акустика совершенно универсальна относительно свойств музыкального материала. Комната прослушивания — никак не меньше 20 кв. м, а лучше если за 30.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-переходная характеристика
Рис. 3. Частотно-угловая характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 5. Модуль входного импеданса
Рис. 6. Импульсная характеристика
Технический комментарий
АЧХ (рис. 1), измеренная на оси высокочастотной головки, отличается хорошей стабильностью, наблюдаются лишь слабые ее флуктуации около среднего значения чувствительности, которое, по нашим данным, составляет почти 93 дБ (что на 3 дБ выше приведенного в технической документации). Замечательно гладким оказался участок характеристики в двух верхних октавах (5–20 кГц). Вместе с тем чувствительность в области нижней середины оказывается чуть ниже ее уровня на высоких частотах, что, впрочем, не приводит к значимым для слуховых ощущений последствиям. Различие между измеренным нами (36 Гц) и паспортным (30 Гц) значениями нижней граничной частоты, вероятно, обусловлено разницей в методологических подходах. Локальный подъем АЧХ на 4 кГц к ощутимому тональному окрашиванию не приводит, поскольку эффекты послезвучания (рис. 2) здесь незначительны. Уровень послезвучания невелик и в остальной части рабочего диапазона, лишь на 500 Гц устойчиво регистрируется слабый призвук. При подключении по схеме bi-wiring распределение энергии между каналами проходит по нижней частоте раздела — 350 Гц.
Очень разумной представляется пространственная организация звукового поля колонки (рис. 3): весьма однородным поле оказывается в угловом секторе ±45Ґ (в горизонтальной плоскости) — АЧХ здесь практически не отличаются от осевой; за пределами этого сектора энергия высокочастотного (5–20 кГц) излучения довольно быстро снижается. Коэффициент гармонических искажений (рис. 4) исключительно мал на высоких частотах и в верхней части СЧ-регистра: при умеренных уровнях звукового давления КНИ здесь не превышает 0,1%! Более того, в наших анналах пока не зарегистрировано столь низкой, как у 703, величины интермодуляционной помехи на средних и высоких частотах (тоже порядка десятых долей процента). По мере приближения к нижней границе диапазона становится заметной зависимость КНИ от уровня громкости, но — в рамках допустимого.
Судя по частотной зависимости модуля входного импеданса (рис. 5), фазоинвертор настроен на частоту 40 Гц. Минимальное значение сопротивления, по нашим данным — 3,8 Ом (3 по паспорту). Флуктуации модуля умеренные, однако фаза импеданса в области второй частоты раздела меняется довольно существенно. Импульсная реакция (рис. 6) немного «размыта» (сложная трехполосная конфигурация); небольшое по амплитуде «продолжение» можно поставить в соответствие зарегистрированному на частотно-переходной характеристике (рис. 2) эффекту послезвучания.
Коэффициент нелинейных искажений вычисляется по измеренной частотной зависимости коэффициента гармоник при фиксированных уровнях звукового давления на оси головки на расстоянии 1 м от ее мембраны как среднее значение в указанном диапазоне частот.
Дисбаланс вычисляется как разность средних значений чувствительности, измеренной на оси ВЧ-головки в интервале 0,1–20 кГц, и чувствительности, измеренной либо в указанном диапазоне частот, либо под углом 45o в том же интервале.
Отзывы пользователей
Владимир
У меня 703 работают ; с рес-ом ямаха 2700 . Источник. Маранц 7001ki. Кабели Атласы . Хаипер и Титан. Звучание просто сказка.
Оценка: *****
Евгений
Отличные колонки )))) Советую всем )))
Оценка: *****
Валерий
По поводу геликонов, цеплял к рессиверу онкио 875 и отдельно по нч и сч, вч; и нч к ротель вч к онкио, по высоким ситуация не меняется, Думаю эта\"красота\" не уйдет, может быть на более дорогом усилке как то смягчится, хотя смягчится не правильно она не жесткая. Поиграл регяторм ВЧ и эквалайзером - не понравилось. Штатная настройка через микрофон ОНКИО 875 вчистую убирает эту \"красоту\" но все остальное губит, вобщем слушаю через директ или мульти кнал-прямо без настроек
По нч части - открутил динамик и с удивлением обнаружил, что между динамиком и корпусом нет ничего \"прокладочки\" - на мой взгляд недопустимо в системе за такие деньги. Поставил прокладку - естественно стало лучше, по всей видимости не только вибрации динамиков передавались на корпус но еще не было герметичности по этому и \"дуло\" - гудело
Акустика очень легкая ротель от 703 грелся как кипятильник, от геликонов чуть тепленький, а ДУНУТЬ можно мама не горюй! (У меня только один сосед)
Как вы поняли в качестве преда онкио 875
мощник ротель 1080
ДВД ротель 1093
Оценка: *****
Влерий
Сергею от Валерия- точно динамик! я увез динамик в магазин там поставили в другую систему, продавец долго спорил но \\\"хрюк\\\" все же
услышал динамик мне отдали из той системы,а мой кому то продали, магазин не стану называть у меня там скидка, а может еще придется, что нибудь поменять. Кстати ротель 1080 я там поменял на 1090 с доплатой после выхода из строя одного из каналов, а позже когда продал весь комплект и вернулся к ротель 1080 снова вылетел канал, чинили по гарантии.
Оценка: ****
Re: Валерий
По поводу вылета канала ...самому интересно в чем он заключался..просто перестал работать и все....причем не во время работы, а в момент очередного включения...причину не знаю так как обменял на 1090 с доплатой....а во время замены 1090 на 1080 ситуация повторилась и тоже левый канал...отправил по гарантии в Москву (сам в Тюменской обл) починили...но причину не знаю...кстати первый раз сам вскрывал думал предохранители-нет!
Re: Anonymous
А в чем заключался \"вылет канала\" вроде ротель надежные аппараты делает?
Валерий
У меня 703 играли с мощником ротель 1080 затем 1090, первый вариант намного лучше, звук акустики нравится: отличные низы (гула нет вообще-гранитные подставки) середина супер, высокие навязчивые металические иногда раздражают особенно проявилось с ротель 1090.
Мощность акустика любит именно там и раскрывается особенно по низам, но рекомендую поакуратней - у меня \"\"захрюкал\" низкочастотник\" в магазине поменяли, но ситуация повторилась. При осмотре динамика не механических повреждений ни тепловых катушки обнаружено не было. Услышать \"хрюк\" сложно только на малой громкости и при отключенной средневысокочастотной части.
Оценка 4 с + снижена иза высокочастотной части.
Сечас Дали геликон 800, в сравнении с 703 низ все же гудит - возможно комната для них мала, на высоких свой косячек - очень уж красивые- это на любителя.
Оценка: ****
Re: Glow
Раскажите поподробнее про 800 геликоны !
А косячок на верхах не из за Ротелей случайно ?
Re: Сергей
А точно низкочастотник захрюкал? и хрюк ли это был?
объясню: когда я был владельцем этих АС у меня на частотах 35-65 Гц наблюдался дребзг! и это была перегородка внутри корпуса резделяющая низко и среднечастотные области - думаю мы об одном и том же говорим...я здал колонки, доплатил и купил 804s...
Не понятно брак ли это либо транспортная компания так везла, но вот у приятеля с первого раза все отлично уже два года работает!
видимо нам не повезло...
в любом случае я рад что купил 804 - ибо звук ихний это все то что я искал! просто супер!
Сергей
Не встретил ни одного оттзыва...Ладно буду первым )) Купил недавно...Очень здорово! можно долго рассказывать о прелестях и красоте их масштабного звука, но проще и лучше один раз послушать в правильной связке и обстановке. (к примеру послушал их с ресом марантз 8001 - не понравилось вообще - слишком \"глухо\" и \"безжизненно\" - было реально просто ужасно)...надо брать только усилители и достаточно мощные, сильноточные, впрочем это ко всей акустике B&W относится...если нет возможности разориться на такой усилитель, то лучше и не брать эту акустику вовсе (ИМХО).
У меня играют с ротелем 1080 и предом 1082...
Требуется нормальный прогрев - где-то неделю точно прогревались - до этого звук был суховатый...теперь сочность/сухость, теплота/холод после прогрева сбалансированы в самый раз!
Кстати комната должна быть действительно большой, в моих 18 - акустика полностью не раскрывается...Но мне хватает ибо ручку громкости больше девяти-десяти часов не ставлю. Очень честная универсальная акустика! слушаю accept, manowar, класику, celentano...и везде звук достоен только похвал...
Оценка: *****
Re: Денис
Попробуй подключить усилитель Геликон-1000. Достаточно широкие возможности, а если договоришься с производителем, чтоб расширили характеристики на низкоомном выходе, будет ещё лучше