Средняя чувствительность, дБ на 2,83 В на 1 м (100 Гц – 20 кГц) —
93.1
Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ —
0.3
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 94 дБ —
3.2
Магнитное экранирование —
Нет
Раздельное подключение —
Да
Исполнение —
Клен, бук, красное дерево
Особенности —
Подключение tri-wiring, шипы, виброизолятор
Тест Audiovector Signature S6
Audiovector — датская компания, основанная в 1979 году. За четверть века продукция компании завоевала твердые позиции на европейском рынке акустики, в том числе в области профессионального аудио. Головное производство и лаборатории базируются в Копенгагене. Динамики Audiovector заказывает известным французским и датским производителям, а самые «продвинутые» фирменные комплектующие — твитеры Evotech — изготавливаются самостоятельно. По мнению инженеров компании, высокочастотная головка оказывает самое сильное влияние на характер звучания АС, и, стало быть, ею необходимо заниматься особенно тщательно — готовый экземпляр головки Evotech тестируется на предмет «соответствия» несколько часов. Ассортимент акустики компании не поражает многообразием, что в общем-то хороший признак — повышенная плотность идей на единицу продукции... Вершиной модельного ряда сегодня является серия акустики S6, состоящая всего из трех напольных моделей: Avangarde Arrete, Avangarde и Signature. Signature S6 — самая недорогая из трио. Во внешности чувствуется стиль, что неудивительно — глава компании имеет, помимо инженерного, еще и дизайнерское образование. В Signature S6 все сделано, как и подобает в акустике высшей категории. Корпус выполнен из фирменного материала NRFB (Non Resonant Fiberboard Board — аналог MDF) и разделен по вертикали на четыре отсека: низкочастотный, мидбасовый, среднечастотный и высокочастотный, каждый из которых содержит пересекающиеся распорки и ребра жесткости. В результате масса одной колонки чуть-чуть недотягивает до полуцентнера… Неправильная форма корпуса, не устраняя полностью стоячие волны во внутреннем объеме, меняет их спектральный состав, что, в принципе, позволяет управлять затуханием (технология направленного демпфирования). На скошенном дне корпуса укреплен 200-мм басовик (кстати, все динамики фиксируются на винтах), поверх которого к днищу через три полимерные шайбы прикреплена фигурная опора из пластин NRFB с посадочными втулками под шипы. Образуемый пластинами опоры хрупкий «каблук» выполняет роль виброизолятора, а щели в подставке обеспечивают беспрепятственное излучение вуфера в непосредственной близости от пола, где оно наиболее эффективно. Выведенные на фасад АС порты фазоинверторов сообщаются каждый со своим отсеком — мидбасовым и басовым соответственно; электрически каждый драйвер коммутируется через персональную ветвь разделительного фильтра. Одним из главных требований к акустической системе инженеры Audiovector считают максимальную стабильность ее электрических параметров, в особенности фазовой характеристики импеданса. В S6 повсюду, кроме высокочастотного звена, применены фильтры первого порядка (6 дБ/октаву). Судя по данным измерений, фаза импеданса АС не покидает коридора ±30Ґ, но наиболее примечательно, что на обычно «проблемных» низких частотах система является чрезвычайно легкой нагрузкой для усилителя. С тыла на корпусе по вертикали образована вставка, по высоте среднечастотного и высокочастотного отсеков пронизанная небольшими отверстиями — через них сквозь поглотитель отсеки сообщаются с внешней средой. В верхнем — высокочастотном — отсеке расположена картонная труба с поглотителем, а открытая конструкция магнитной системы твитера Evotech обеспечивает свободное распространение и затухание в этом поглотителе звуковых волн от тыльной стороны купольной мембраны — аналогичную «декомпрессию» обеспечивает, например, экспоненциальная трубочка-волновод в современных твитерах британской B&W. Во всех других головках S6 предусмотрена вентиляция звуковой катушки. Внутренняя разводка осуществлена добротным кабелем, причем клеммники к динамикам везде под пайкой. Наконец, нельзя не упомянуть о шикарных позолоченных терминалах под tri-wiring — чего стоят одни перемычки…
Принята условная классификация людей, слушающих музыку при помощи аудиоаппаратуры — речь об аудиофилах и меломанах. Первые склонны к аналитическому препарированию звука, им нужен добротный музыкальный дом из идеально подогнанных «кирпичиков. Аудиофилы — люди в поиске, они постоянно что-то достраивают, подкрашивают и… нередко процесс захватывает настолько, что конечная цель строительства становится недостижимой точкой на горизонте. Меломаны же, напротив, тяготеют к музыкальному первоисточнику, а мелкие и даже крупные огрехи воспроизводящей аппаратуры могут легко ими игнорироваться. Вот и среди по-настоящему классной акустики бывает похожая ситуация. Есть модели, гипнотизирующие предельными характеристиками и звучащие вполне предсказуемо («педанты»). И есть акустика «неформальная», технические особенности которой не дают исчерпывающего звукового портрета. Signature S6 — определенно неформальная, меломанская акустика. Аудиофил легко отыщет в ней недостатки. Например, недостаток баса. Да, колчичество баса несопоставимо с ожиданиями при взгляде на высоченные башни и обилие драйверов. Но ведь работали же инженеры над четырьмя без малого полосами — и на выходе мониторный бас? Результат — в полном контроле за басом, до которого, поверьте, любому монитору далеко шагать… Низкочастотные движения передаются удивительно цепко, будто гигантская демпферная педаль не дает басовикам сделать нерегламентированного движения. Ниже определенной частоты бас просто перестает воспроизводиться, не засоряя окружающий спектральный ландшафт бесформенными низкочастотными нагромождениями. В то же время глубины достаточно, чтобы ощутить совсем «неполочные» габариты виолончели. Звучание S6 предельно неформальное и в то же время строгое — как не вспомнить здесь пушкинское о «гармонии и алгебре», или то, что великий Леонардо перед написанием своих мадонн изрядно потрудился как ученый в анатомическом театре…. Симфонические полотна передаются S6 удивительно масштабно, «размашисто», с «воздухом». Словно извлекается все самое характерное, яркое, что закодировано в питах компакт-диска. Как частенько бывает с «высокой» аппаратурой, метаморфозам подвергается звучание знакомых записей. Например, «Реквиема» Дж. Верди в исполнении венского оркестра и великолепного квартета певцов, ведомых неподражаемым К. Аббадо (Deutshe Grammophon, 1993). Динамический размах записи экстремально широк: от тишайшего звучания первого номера он восходит к мощнейшему звуковому валу Dies irae. Для этой записи на «нормальных» в общепринятом смысле Hi-Fi-колонках типичная ситуация — с пульта прибавлять громкости вначале, чтобы расслышать хоть «что-нибудь». Зато потом, на первых тактах «Дня гнева», невольно съеживаешься от ослепительного оркестрового тутти, повергающего акустику в полнейший шок — volume down! Audiovector S6 позволяет забыть о ПДУ. Оказывается, как тонки музыкальные связи, как жива филигрань голосов хора, сминаемая большинством даже хороших АС в нечитаемый звуковой пласт. Звучание S6 заставляет искренне сопереживать не только звуковым красотам, но и, гм, неудачам исполнителей. Например, знаменитый тенор Каррерас предстает в записи далеко не в лучшей форме... Колонки мягко оттеняют мельчайшие нюансы богатых тембров мастеров bel canto. Вот дирижер быстро филирует со средней до очень малой громкости оркестровую звучность, готовя проведение следующей музыкальной фразы. С посредственными колонками в этом месте всегда возникает тишина — тягостно тянутся «ватные» секунды трека. Здесь не исчезает переход, два смежных эпизода гибко связаны непрерывным музыкальным движением почти на дне динамического диапазона — исключительно пластично. Динамический потенциал реализуется системой в основном на уровне тонких связей музыкальной ткани; мощные амплитудные пики мягко сглаживаются без последствий. Пространство словно наэлектризовано тончайшими отзвуками деревянных (струнные) и металлических (трубы, тромбоны) поверхностей. О высоком тональном разрешении позволяют судить записи фортепианных трио Форе, Дебюсси и Равеля, исполненных Флорестан Трио (SACD гибрид, Hyperion Records, 1999). Различия в звучании SACD и CD-контентов демонстрируются совершенно явно. Слышна «пульсирующая» естественными послезвучаниями протяженная глубина оркестровой сцены, чувствуешь, что для описания этого великолепия потребна уже не эквилибристика виртуально-пространственными частностями типа «локализации», «глубины»… Audiovector Signature S6 — необычайно деликатная акустика. Определенно взят некий качественный барьер, когда возникшее гармоничное звуковое единство не вызывает уже потребности в его формальном анализе. В этой данности проступают живые, не «деланные» человеческие чувства — для этого, кажется, нужна и музыка, и доводящая ее до миллионов меломанов звуковая аппаратура. Если все же «нет предела совершенству», то персонально к любой модели Audiovector — S6 в том числе — можно приобрести «апгрейд-комплект»: фильтры, головки, элементы акустического оформления и самостоятельно модифицировать свои колонки — мечта рукастого аудиофила. Отделку S6 можно заказывать, в том числе «рояльную» лакировку поверхностей. Важный момент — конструкция виброизолятора довольно хрупкая, поэтому при любой транспортировке акустики (в том числе перестановке) настоятельно рекомендуется использовать амортизирующие прокладки между пластинами.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-угловая характеристика
Рис. 3. Частотно-переходная характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 5. Модуль входного импеданса
Рис. 6. Импульсная характеристика
Технический комментарий
Средняя чувтвительность АС высокая — 93,1 дБ. Частотная характеристика (рис. 1), измеренная на акустической оси, демонстрирует хорошую стабильность во всей средненизкочастотной области; здесь неравномерность АЧХ составляет ±0,6 дБ. Значение нижней границы, по нашим данным, очень умеренное — 43,8 Гц (–10 дБ). Характер приграничного спада АЧХ в данном случае (второй басовик излучает в пол) будет сильно зависеть от положения АС в комнате; в любом случае понижение чувствительности на отрезке 100–300 Гц не имеет деструктивного характера. Чувствительность твитера заметно выше, чем в основном диапазоне, но повышение направленности (рис. 2) на высоких частотах это отчасти компенсирует. Стыковка полос осуществлена корректно, только на высоких частотах (6 кГц) имеет место интерференционный провал АЧХ, регистрируемый на акустической оси; при незначительном сдвиге микрофона АЧХ быстро выглаживается — оснований для беспокойства нет. Некоторая «шершавость» АЧХ вызвана, видимо, применением пологих фильтров. Однако изгибные резонансы всех мембран выведены за пределы их рабочих диапазонов; идеально чисто излучает твитер. Корпусное излучение пренебрежимо мало (рис. 3). Замечательно мал уровень нелинейных искажений на средних и высоких частотах (рис. 4); в диапазоне уровней 82–94 дБ КНИ колеблется в пределах 0,2–0,3% — очень хорошо с динамикой. С понижением частоты КНИ возрастает дискретно на двух частотах (40 и 70 Гц), эффективность излучения АС здесь уже невысока. Беспрецедентно для фазоинверторной АС стабильны на басах характеристики модуля (рис. 5) импеданса — благоприятный прогноз для любого усилителя мощности. Импульс (рис. 6) отрабатывается четко.
* Коэффициент нелинейных искажений вычисляется по частотной зависимости
КНИ (измеренной при фиксированных уровнях звукового давления тонального сигнала на оси ВЧ-головки на расстоянии 1 м от ее мембраны как среднее значение в указанном диапазоне частот.
** Дисбаланс вычисляется как разность средних значений чувствительности, измеренной на оси ВЧ-головки в интервале 0,1–20 кГц, и чувствительности, измеренной либо в указанном диапазоне частот, либо под углом 45Ґ в том же интервале (0,1–20 кГц).