твитер с вогнутой бериллиевой мембраной, две 165-мм СЧ-головки, 280-мм и 380-мм НЧ драйверы; конические диффузоры СЧ- и НЧ-динамиков - сэндвич "W"
Высота, мм —
1740
Ширина, мм —
500
Глубина, мм —
780
Масса —
210
Частота раздела, кГц —
0,05/0,25/2,5
Номинальное входное сопротивление, Ом —
8
Конструкция
Магнитное экранирование —
Нет
Раздельное подключение —
Да
Исполнение —
три варианта
Тест Focal-JMlab Grande Utopia Be
Весьма амбициозным представляется акт присуждения титула Utopia конкретному продукту человеческой деятельности, для которого, таким образом, предполагается статус превосходства над любыми материальными аналогами. Судя по всему, приблизительно это и имели в виду разработчики с французской Focal-JMlab во главе с ее основателем и руководителем Жаком Маулем, создавая первую генерацию акустических «Утопий», увидевших свет в 1995 году. Материализация ранних утопий привела к рождению новой, которая после многотрудных исследований, в свою очередь, воплотилась в уникальном объекте Grande Utopia Be, впервые представленном мировой общественности в январе текущего года на шоу в Лас-Вегасе.
Вообще-то мы уже привыкли к ссылкам на бескомпромиссность подходов к строительству того или иного образца эксклюзивной техники. Но бескомпромиссность бескомпромиссности — рознь. Можно, опираясь на известные технологии, бесконечно их совершенствовать, не обращая внимания на размеры затрат, приобретать дорогущие комплектующие у прославленных фирм-специалистов. Бескомпромиссность в такой форме может легко поднять стоимость конечного продукта до любых вызывающих у состоятельного потребителя должное уважение высот. JMlab же идет наиболее тернистым путем, стремясь к максимальной автономии как в исследовательской, так и в производственной деятельности; причем мера этой автономии, похоже, не имеет аналогов в мировой практике производства АС.
Расширение Be в названии модели совпадает с символом, обозначающим четвертый элемент таблицы Менделеева — бериллий, из которого изготовлена уникальная вогнутая купольная мембрана высокочастотной головки. Безусловно, новый твитер — очень крупное достижение Focal-JMlab. Никто не станет оспаривать привлекательности бериллия в качестве материала для изготовления диффузоров электродинамических преобразователей, если иметь в виду уникальное сочетание его механоакустических свойств: плотность в полтора раза ниже плотности алюминия, а упругость выше в 5 раз! Но дороговизна (он почти в 100 раз дороже титана) и необыкновенная сложность в обработке (единственный из чистых металлов, оставляющий царапины на стекле) делают весьма проблематичным использование чистого бериллия в акустических приложениях. Надо отдать должное смелости технологов JMlab, взявшихся за решение крайне сложной и, по существу, непрофильной задачи — разработку установки для изготовления бериллиевой фольги толщиной много меньше существующего технологического предела (45 мкм). Тем почетнее успех, которым завершились двухгодичные исследования. Фирме удалось наладить производство купольных мембран из чистого бериллия толщиной 25 мкм, что резко повысило шансы на материальное воплощение самых утопических идей. Уникальной мембране — достойный двигатель! Коль скоро совершенный высокочастотник обязан уверенно работать с большими токами, элитная неодимовая (Nd2Fe14B) магнитная система — не идеальный вариант (сравнительно невысокое значение точки Кюри). Чтобы расширить температурные пределы работы твитера и обеспечить при этом высокую напряженность магнитного поля, была разработана комбинированная магнитная система из самарий-кобальтового магнита (Sm2Co17, точка Кюри — 825ҐС) с внешним, усиливающим поле в зазоре неодимовым кольцом (технология Focus Ring). Заметим, что центральный блок высокочастотника максимально развязан от верхних и нижних частей колонки и крепится лишь к общим боковым панелям (сверху и снизу — воздушная прослойка). В соответствии с уверениями разработчиков, объективный результат — утопически гладкая АЧХ в диапазоне 2–40 кГц при ничтожных гармонических искажениях и четкой импульсной характеристике.
Верхний (280 мм) и нижний (380 мм) басовики излучают диффузорами из фирменного сэндвича «W». Напомним, трехслойную W-структуру образуют две тонкие стекловолоконные мембраны, между которыми — слой синтаксической пены, применяемой в аэрокосмической промышленности. Фундаментальное достоинство такой структуры — исключительно высокое значение отношения жесткости к массе при отличном внутреннем демпфировании. Причем механоакустическими характеристиками можно эффективно управлять, меняя толщину слоев. При разработке низкочастотников для Grand Utopia Be была использована новая технология оптимизации свойств W-диффузоров. Разумеется, в процессах «отладки» мембран используются самые современные измерительные средства, включая лазерные интерферометры. На системе установлены новые 165-мм СЧ-головки, магнитная система которых есть результат модификации фирменной мультиферритовой конструкции, разработанной JMlab 20 лет тому назад для низкочастотных драйверов топового уровня. СЧ-вариант получил название Power Flower. «Мощный цветок» образуется шестью «лепестками» из небольших, но мощных ферритовых магнитов, расположенных по периметру кольцевого зазора. Оптимизированный для излучения средних частот W-диффузор приводится в движение новой 40-мм звуковой катушкой. Разумеется, параметры разделительных фильтров (OPC-технология), построенных на супераудиофильских элементах, так же оптимизированы. Неизменным (по отношению к прототипу) остался доказавший свою состоятельность подход к созданию акустического оформления. Вогнутый профиль лицевой панели (Focus Time) — для фазового согласования излучений всех динамиков. Корпус АС — нечто вроде пятикомнатной квартиры, где каждому «прописанному» в ней динамику отведены отдельные апартаменты, причем все стены капитальные да еще и усилены внутренними распорками. Как вам — пятисантиметровая передняя панель?! Кажется, стократный запас неколебимости (технология Gamma Structure). Фирменный щелевой «бесшумный» порт — у основания НЧ-секции… Все внутренние «вайринги» трассированы проводом из посеребренной высокочистой бескислородной меди. Входные терминалы — инициированная JMlab специальная разработка WBT — смонтированы на напоминающей мемориальную доску толстой алюминиевой панели. Ее ручки — реминисценция студийной техники… Кстати, и без мемориальной надписи не обошлось: на тыльной стороне колонок — факсимильная копия росчерка главы компании. Кажется, так же просто и вместе весомо расписывались в древности. Например: «… сделано мною. Гварнери дель Джезу»…
Возможность внимательно послушать Grande Utopia Be была предоставлена генеральным дистрибьютором продукции Focal-JMlab в России компанией «Чернов аудио». Площадь комнаты прослушивания в московском салоне, где пока дислоцируется уникальная пара, — около 40 кв. м. Ее «природные» акустические свойства (кирпичные стены) подверглись некоторой коррекции: специальная конструкция пола и потолка, локальные поглотители у стен… Но задача создания особого благоприятного «климата» не ставилась, скорее предполагалось приблизить акустическую обстановку к более или менее типичной для жилых условий. Оригинальный демонстрационный набор электроники составлен «Чернов аудио» для работы с французской Grande (его стоимость приблизительно в два раза превышает стоимость акустики). Источник и ЦАП — от Metronome: CD-транспорт T2A и ЦАП С20 Signature. Усиление — от Lamm: по два моноблока ML2 на канал (bi-amping, суммарная мощность 36 Вт на канал), предусилитель L2. Отметим, что коммутация осуществлялась с помощью российского национального продукта — кабелей Tchernov Audio Cuprum Reference SC (акустика) и Tchernov Audio Cuprum Digital&Video IC (межкомпонентные)…
Игра французской пары действительно подвигает слушателя задуматься о структуре шкалы звуковых (шире — музыкальных) ценностей, это определенно — неординарный феномен, и в нем стоит разобраться. Из собственного эстетического опыта вспоминались явления, которые… не поразили. Не сразу открывается глубинный смысл и значение живописи Рембрандта, музыки позднего Рахманинова. Восприятие, идущее в направлении от поверхности вглубь, вообще — один из верных признаков того, что вы имеете дело с явлением значительным. Процедуру прослушивания можно было назвать терапией вкуса, не избежавшего инфицирующего воздействия распространенных аудиофильских стереотипов. Хочется отвлечься от того факта, что перед нами лишь технический объект, и, прибегнув к «высокому стилю», говорить об особой миссии, для него уготованной, которая даже глубже задачи обеспечения адекватного контакта с произвольным музыкальным произведением. Последнюю, если вы истинный меломан, можно решить, посещая концертные залы. Но ведь никогда уже не услышишь вживую Г. Гульда, Е. Мравинского, О. Клемперера, Ч. Паркера… Лишь записи хранят черты и черточки их неповторимого исполнительского искусства. Но истинный ценитель знает, как много граней стирается несовершенством венца аудиотракта — акустической системы. Фантастически документально звучит живая запись грегорианского хорала, сделанная в одном из аббатств французского захолустья. Кажется, в записи все — «как тогда»: длинное гулкое эхо, неспешно гуляющее в закоулках соборных нефов, накладывается на латынь певца, который, кажется, слушает не себя, но больше голос своего двойника, идущий «из ниоткуда»… Еще при жизни В. Софроницкого говорили об особом духе его выступлений в московском музее им. А.Н. Скрябина. А о его исполнении скрябинской поэмы «К пламени» один из слышавших концерт в музее говорил как о высшем потрясении в жизни. Но ведь именно этот концерт записан!.. Мы не случайно вспомнили об архивных записях. К сожалению, в техническом смысле их качество часто сильно проигрывает современным релизам. И, кажется, безвозвратно потеряно многое из того, чем наслаждался тот счастливчик. Но вот звучит уникальная архивная запись — музыка Рихарда Штрауса, у дирижерского пульта — сам Рихард Штраус (Berlin Classics, серия Documente, по фонограмме, сделанной в 1944 году во Франкфурте). Мощная энергетика духа произведений, полностью контролируемая маэстро, передана без каких-либо изъятий, никакой ущербности. А ведь многие из очень дорогих трактов покажут лишь невысокий технический уровень записи, дискредитируя безусловно высокую художественную ценность фонограммы.
Одной из наиболее серьезных проблем, возникающих при строительстве акустики бескомпромиссного класса, является необходимость сочетать радикальную глубину баса с точностью передачи глубоких деталей. И нередко все же приходится жертвовать одним ради другого. Создатели Grande Utopia Be, похоже, сладили и с этой проблемой. От 210-килограммовых гигантов мы не услышали ни одного «грубого слова», никаких передержек. Всегда — какое-то особое, трансцендентально-бережное, деликатное отношение к звуку. Звучит диск с записью органных произведений Баха. Просто великолепна пластика переходов органных регистров, отсутствуют какие бы то ни было деформации «ре» басовых октав в начальных тактах знаменитой Токкаты (последствия характерных искажений можно услышать даже на очень дорогой акустике). Другая запись (из числа любимых): Артур Рубинштейн играет ноктюрны Шопена (RCA Victor Red Seal). Только Grand Utopia Be удалось адекватно передать среднюю и верхнюю басовые октавы — без какого-либо «украшательства», которое нередко оказывалось той самой ложкой дегтя… Слушаем запись «Всенощного бдения» С. Рахманинова в исполнении Государственного академического русского хора. Вероятно, впервые голос солиста тенора в «Ныне отпущаеши» обрел столь естественные живые краски (исчез какой-то «металлический панцирь», к которому приучили иные тракты). А нисходящее движение басовой партии в последних тактах безупречно восстановило истинный объем звукового события.
Говоря о точности передачи деталей, тембров, здесь мы имеем в виду ту ее меру, которая позволяет достичь не только ощущения «живого» звука, но и вполне сохранить почти уже не материальную ауру, связывавшую того исполнителя и того слушателя; позволяет вполне восстановить метафизические свойства звуковой материи. Ведь концерт Святослава Рихтера, записанный в амстердамском Сoncertgebau, где маэстро играл на великолепном концертном Steinway, не повторится… Слушая Grand Utopia Be, вполне осознаешь культурное значение такой техники, которая перестает быть всего лишь роскошным источником удовольствий.
Измерения
Отзывы пользователей
TITAN*GT
Судя по дизайну, слушать их можно в одной точке, т.к фазы динакиков сходятся в оной+направленная пищалка. Где искать эту точку Focal не сказал? Я тоже не знаю, ушами если только(или каким градусником :)) ), таская 210 кг по дому. Очень специфичный продукт. Да и держит она мощь? В тесте с лампой гоняли, а там, припомнится, не более 50 ватт в канал было. А если пасспортных 500 дать? И погонять в роли \"бухала-бабахала\" часов 5 под визги и пляски...
Оценка: ***
Re: Сергей Даушкевич
Ответ TITAN*GT.
Эти колонки не для организации дискотеки на дому. Для \"бумЦ- БУМЦ\" есть другая сценическая акустика и гораздо дешевле. При прослушивании классической музыки , джаза Grande Utopia Be настолько ДОСТОВЕРНО передают звук, что страшно становиться. А только на этом музыкальном материале и можно оценить достоинства и недостатки акустики. Все электронные звуки не могут быть эталоном для сравнения т.к. Вы просто не имеете \"точки отсчета\" в сравнении с ЕСТЕСТВЕННЫМИ звуками ( тут тоже много субъективного) и можно говорить только о сравнении акустических систем между собой по принципу \"больше- меньше\" , \"нравится - не нравиться\".
Grande Utopia Be необычно глубоко \"играет\", создавая широкую панораму.
Для них нужно большое помещение (тогда с точкой прослушивания проблем нет) и достойный усилительный тракт.
Не являясь владельцем эти уникальных систем, слушаю их достаточно часто и могу сказать , что лучшего звука пока не слышал.
Сергей Даушкевич, бренд менеджер по продукции Focal компании Чернов Аудио.
Garin
Просто ахриненная акустика. Ничего подобного в мире больше нет...
Оценка: *****
Pavel Рябых
Если честно ничего не пойму! Предыдущая модель утопии стоит в 5 раз меньше, при всём своём отличном звучании, а остальные 80000 УЕ за громкость?!!!! Читал остальные отзывы и нашёл высказывание:"переиграть их может только ооочень серьезный оркестр (Италия, Германия...)". Чтозначит переиграть? В плане качества звука оркестр - живой звук, и к этому звуку струмятся все производители HI-FI и HI-END. Если имелась ввиду гомрость - то на мой взгляд это не показатель для насточщего аудиомана.
Оценка: ***
Re: Anonymous
Вот Вы Павел и есть аудиоман. Настоящий или нет - не знаю. А я - меломан - МЕЛО - для меня важен звук, а не его амплитуда, громкость. В значении \"переиграть\" я имел ввиду выиграть в Музыкальности. Потому что Эти колонки - не просто приближены к живой музыке, но за большей экспрессивностью, душой и светом - Музыки (если необходимо что-то более Божественное, чем Утопия) - пожалуйста - на Живой Концерт, причем лучших концертных холлов мира!
Тимур
В сентябре купил эту утопию (батя подарил в честь золотой осени). Кстати бумер (х5) у меня уже есть. Раньше были Триэнглы. Звук у утопии реально утопичен. Есть ли интересно в мире саб, который достойно принял бы эстафету у нижнего регистра утопии. В остальном все утопично - рассказать - это ничего. Скажу только, что помещение нужно - малый дворец или огромный холл. У меня с квадратурой проблем нет, правда тягаю их (200 кг) постоянно в поисках оптимальной зоны прослушивания. Да, переиграть их может только ооочень серьезный оркестр (Италия, Германия...).
Оценка: *****
Anonymous
Нифига-себе цена! Да они в магазин должны бегать сами за такую цену.
Оценка: *****
Anonymous а
чтобы поверить что чтото может так играть , нужно просто услышать , словали это не описать
Оценка: *****
furer
очень дорого bat настоящий прозрачний потужний музон можна буде почути долеко. До такой системи необходимо два охранника из 4 базуками бо 2 базуки будуты димытися
Оценка: *****
Re: Андрей
За такие деньги Черный Бумер и купить можно.
Re: Anonymous
А зачем? Если их украсть, то кому продать? "Черный бумер" слушать на них - кощунство. Тут надо быть иезуитски искушенным в музыке.