Каталог Напольные АС

MartinLogan Clarity

MartinLogan Clarity

Паспортные данные

Чувствительность, дБ — 
89
Частотный диапазон, Гц — 
46-22000
Количество полос  — 
3
Тип акустического оформления — 
Фазоинвертор
Драйверы — 
ВЧ - 25 мм (текстиль), СЧ/ВЧ - электростатическая секция, НЧ - 200 мм (алюминий)
Высота, мм — 
1350
Ширина, мм — 
260
Глубина, мм — 
311
Масса — 
14.1
Частота раздела, кГц — 
0,45/1,5
Номинальное входное сопротивление, Ом — 
6

Результаты измерений

Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 88 дБ — 
0,2
Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 82 дБ — 
0,3
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 88 дБ — 
1.3
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 82 дБ — 
2.7

Параметры АЧХ

Неравномерность характеристики, ±дБ (100 Гц – 20 кГц) — 
2.7
Дисбаланс, дБ (160 Гц–1300 Гц) — 
-1.0
Неравномерность характеристики, ±дБ (160 Гц – 1300 Гц) — 
3.0
Дисбаланс, дБ (1300 Гц–20 кГц) — 
0.5
Неравномерность характеристики, ±дБ (1300 Гц – 20 кГц) — 
2.5
Дисбаланс, дБ (угол 45°) — 
10
Неравномерность характеристики, ±дБ (угол 45°) — 
6
Граничная частота, Гц (по уровню –10 дБ) — 
56

Входное сопротивление

Среднеквадратичное отклонение сопротивления, Ом — 
4.9
Среднее значение сопротивления, Ом — 
7.7
Максимальное сопротивление, Ом — 
30
Минимальное сопротивление, Ом — 
1.5

Конструкция

Средняя чувствительность, дБ на 2,83 В на 1 м (100 Гц – 20 кГц) — 
90
Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ — 
0,3
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 94 дБ — 
2.0
Магнитное экранирование — 
Нет
Раздельное подключение — 
Нет
Исполнение  — 
Тонированный дуб, вишня (на фото)
Особенности — 
Электростатическая акустическая система. Шипы, винтовые регулируемые опоры

Тест MartinLogan Clarity

Среди альтернативных видов акустики почетное место по праву занимают электростатические АС. Одним из ярких представителей этого направления является известная любому аудиофилу американская компания MartinLogan, традиционно выпускающая только электростаты. Заметим, этот тип акустики весьма сложен и дорог в изготовлении, но компания продолжает производить как элементы акустического оформления, так и непосредственно электростатические (ESL) излучатели. В связи с бумом на многоканальное аудио фирменный модельный ряд недавно пополнился относительно доступными по цене компонентами. Гибридная электростатическая модель со звучным именем Clarity (прозрачность) — призер EISA-2003 в категории High End Audio — решительный шаг компании в сторону уменьшения цены на эксклюзивный товар…
   Электростат — это два неподвижных статора и мембрана, натянутая между ними. В качестве материала мембраны обычно используются сверхтонкие и высокопрочные полимерные пленки, как, например, майлар. Между электродами — неподвижными статорами и свободной мембраной — прикладывается постоянное поляризующее напряжение величиной несколько киловольт (электроника нередко реализуется на компактных умножителях напряжения). Статическое поляризующее напряжение, необходимое для линеаризации этого типа преобразователя, модулируется относительно малым по величине, переменным напряжением полезного сигнала, под действием которого мембрана колеблется и излучает звуковые волны. Несмотря на пугающее напряжение (2500–3500 В), потребляемый ток ничтожен и, соответственно, никакой угрозы здоровью не представляет. Огромным достоинством (и идеологической основой!) электростатической АС является возможность заставить колебаться все точки большой мембраны синфазно и с одинаковой колебательной скоростью. Во-первых, синфазное движение гигантской по площади поверхности (в сравнении с диффузором любой динамической головки) позволяет радикально уменьшить нелинейные искажения — требуемое смещение ничтожно, а эффективность излучения при такой площади значительная. Во-вторых, у «мягкой» мембраны отсутствуют изгибные резонансные явления, которые искажают на высоких частотах звучание традиционных головок. И, в-третьих, ничтожная масса мембраны, ее безынерционность позволяют начать и закончить колебательное движение одновременно с появлением и исчезновением полезного сигнала (отсутствие переходных процессов). Есть и недостатки. Спектр воспроизводимых частот электростата всегда ограничен снизу: басовые частоты излучаются с малой эффективностью из-за противофазного сложения волн от лицевой и тыльной поверхностей мембраны («короткое замыкание»). Можно решить эту проблему путем многократного увеличения площади мембраны — именно так и было сделано в самом первом, гигантском по габаритам электростате MartinLogan Monolite. Сегодня в подавляющем большинстве случаев выпускаются так называемые гибридные конструкции, в которых спектр низких частот воспроизводится традиционной электродинамической головкой — сабвуфером.
   Компания выпускает обширный ассортимент гибридных электростатов, а новая Сlarity является самой компактной в модельном ряду (заметим, что рост «малышки» составляет почти полтора метра). Колонки на самом деле достаточно легкие и ажурные, их дизайн необычайно эстетичен — чистый High Tech! Стремление к минимизации цены на столь необычную аудиотехнику не остался незамеченным, чему доказательство — нынешняя победа EISA и внимание со стороны экспертов Stereo&Video.
   В системе использован ряд новейших фирменных наработок. В частности, усовершенствован дизайн статоров (MicroPerf) с большим, чем у остальных моделей электростатов MartinLogan диаметром отверстий. Мембрана Clarity выполнена из принципиально нового полимерного материала с труднопроизносимым названием полиэтилентераталилат (Polyethelene Terathalylate). При ее изготовлении применялся технологически сложный метод «плазменной» диффузии, который используется в промышленном производстве при модификации свойств специальных полимеров. Ультрафиолетовое либо радиочастотное излучение от коронного разряда в вакууме (точнее, в аргоновой атмосфере) позволяет производить своеобразное упорядочение молекулярной структуры материала, улучшая его механические свойства без изменения общей массы. Толщина пленочной мембраны, по заверениям инженеров фирмы, составляет ровно 1 мк (тысячная доля миллиметра — один микрон!). Сама мембрана составлена из восьми отдельных сегментов, образующих по высоте линейную антенную решетку. Сегменты имеют чуть заметный профиль — цилиндрическая образующая служит, вероятно, для формирования заданной диаграммы направленности. Новая НЧ-головка выполнена на сдвоенном магните; диффузор изготовлен из алюминиевого сплава, что, по идее, должно благоприятно сказаться на поршневых свойствах мембраны — басовик излучает в широкой полосе (до 450 Гц). Ему помогает фазоинвертор, порт которого организован на тыльной панели рядом с клеммами и входами поляризующего питания. Акустическое оформление НЧ-секции выполнено из изогнутой 12-мм фанеры и по вертикали усилено MDF-распорками. Образованный объем за счет плавного изгиба стенок имеет форму, в которой нет острых углов и параллельных поверхностей, — нет стоячим волнам! Лицевая панель — 18 миллиметров MDF. Снаружи корпус нашего экземпляра отделан крупнотекстурным шпоном дуба, затонированным в черный цвет, но существует еще несколько вариантов отделки (тоже шпон).
   Новенькая Clarity имеет одно принципиальное отличие, которое требует обсуждения. На скошенной верхней крышке НЧ-отсека установлена излучающая вверх под небольшим углом дополнительная электродинамическая ВЧ-головка купольного типа, именуемая разработчиками NAC-твитер. NAC (Natural Ambience Compensation) — что-то вроде «натурализатор пространственных эффектов». Электрически твитер включен через пассивный фильтр (частота среза 1,5 кГц); чувствительность головки, зафиксированная на акустической оси, почти вдвое (на 6 дБ) превышает соответствующую величину у электростатической ESL-панели. Идею введения вспомогательного высокочастотника мы бы пояснили следующим образом. На высоких частотах, когда линейный размер излучателя на порядок превышает длину волны (ESL — живой пример), система становится остронаправленной. Дополнительное поле NAC-твитера как бы «размывает» четкую интерференционную картину, создаваемую крупной панелью в обеих плоскостях. Вклад купольного твитера снижает масштаб интерференционной неравномерности системы в соответствующей области. К этому, похоже, стремились инженеры MartinLogan, стараясь приблизить параметры звукового поля, которое складывается из прямых и отраженных волн, к имеющему место в натурных условиях, — в концертном зале, например, для слушателя большинство инструментов представляется точечными источниками. Очевидно, «гибридизация» играет и еще одну положительную роль: устойчивость стереообраза сохраняется для слушателей, не находящихся строго в «фокусе». Появление ВЧ-головки-дублера легче оценить на слух, чем проанализировать ее вклад по данным традиционных измерений частотной характеристики. Разработчики безбоязненно подняли чувствительность NAC-твитера потому, что его волны приходят к слушателю в виде ослабленной переотраженной (диффузной) компоненты, поскольку прямое излучение экранируется ESL-панелью.
   И все же главные звуковые особенности Clarity — прерогатива ESL-технологии. На средних частотах акустическая антенна такой протяженности дает обостренную направленность: звук сконцентрирован по вертикали. Это, в свою очередь, приводит к положительному эффекту — снижению вклада первых отражений от пола и потолка в звуковой стереообраз. Цель — получить максимум аудиоинформации из записи, минуя нежелательные артефакты акустики помещения. Таким образом, реализованные в Clarity технические решения не противоречат друг другу: на высоких частотах велик вклад диффузной компоненты, а на средних образуется остронаправленная антенная решетка.
   Немало копий сломано в аудиофильских спорах относительно того, какой должна быть характеристика направленности «правильной» акустики. И именно в связи с пространственными особенностями звукового поля Clarity оказалась крайне важной процедура выбора оптимального взаиморасположения стереопары и слушателя. Если голова находится близко к излучателям (менее 2–3 метров) и достаточно высоко (человеческий рост), в звуке ощущается ВЧ-дефицит, даже несмотря на наличие NAC-твитера. Его деятельность крайне заметна, если устроиться рядом или между колонками. С парой Clarity при перемене места прослушивания ощущается очень сильная трансформация тонального баланса. Кажется, десять сантиметров по вертикали — и высоких как не бывало. Еще раз подчеркнем, острая направленность — это фамильная черта практически любого электростата. Напротив, в горизонтальной плоскости подобные явления выражены гораздо слабее. Удачный баланс интересов решался как геометрическая задача о треугольниках. Ситуация сразу выправилась — словно включили высокочастотные «прожекторы», когда эксперты расположились в креслах на удалении примерно четырех метров от стереопары при точном развороте колонок в «фокус». Более того — высоких теперь хватало всем и на VIP-местах, и на краях. Пожалуй, именно звуковыми «прожекторами» хочется назвать эти колонки: пространство словно наступает по флангам, за которыми ощущается нечто большее, чем стены обычной комнаты. Характер звукового поля с близким расположением сцены и инструментами, как под увеличительным стеклом, непохож на то, что обычно ощущаешь с традиционными АС. При контакте с Clarity возникает ощущение, будто исполнители творят музыку в данную минуту только для тебя. Их время и время творимой ими музыки становится твоим… Удивительно легко раскрываются затворы изысканных и экстравагантных записей. Так, например, произошло с записью аутентичной музыки (коллектив Ф. Брюггена), где царит уместный в данном случае «дух несовременности». Clarity дает сочетание слухового комфорта и вовлеченности в музыкальное произведение. Даже поверхностный анализ говорит о качестве средневерхнего аспекта. Высокие частоты не нарушают мягкость звука, что по опыту можно объяснить низкими нелинейными искажениями. Особенно хорошо это слышно при воспроизведении камерной музыки. Выразительная графика мелодических линий в звучании фортепиано поразительно чиста, воспринимается цельно и кажется максимально приближенной к реальности. Вместе с тем не чувствуется остроты динамического макрорельефа: все амплитудные пики мягко нивелируются до некоего усредненного уровня, и увеличение громкости ничего не меняет. Clarity определенно сторонится мощной динамики величественных музыкальных полотен Л. Бетховена или Р. Вагнера. Но это обстоятельство даже искушенными слушателями воспринимается на удивление спокойно, без критики.
   На наш взгляд, MartinLogan Clarity — яркий пример особого звукового характера, отнюдь не рассчитанного на средние вкусы. Для кого-то электростаты — это, возможно, тот самый звук, который ищут годами… Теперь это сделать легче, по крайней мере для кошелька.

Измерения

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-угловая характеристика
Рис. 3. Частотно-переходная характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 5. Импульсная характеристика
Рис. 6. Модуль входного импеданса

Технический комментарий

Чувствительность Clarity составляет 90 дБ/2,83 В/м, что чуть выше паспортной величины. Частотная характеристика (рис. 1) имеет стабильный участок от басов (нижняя граница — 56 Гц) до верхней середины; далее чувствительность повышается на пару децибелов, а в верхней октаве происходит спад. Сопоставляя это с прогнозируемым видом характеристики направленности АС (рис. 2) в горизонтальной плоскости, можно предположить сильную зависимость тонального баланса по высоким частотам от ориентации АС: угловой дисбаланс АЧХ составляет внушительные 10 дБ. Следует отметить, что на АЧХ, зарегистрированной микрофоном в условиях свободного поля на метре от акустической оси АС (геометрический центр ESL-панели), работа дополнительной ВЧ-головки практически не заметна (ее прямое излучение экранируется ESL-мембраной почти полностью). Поэтому в помещении характер тонального баланса будет зависеть не только от ориентации слушателя, но и от поглощения в задней полуплоскости. Частотная переходная характеристика (рис. 3) в области средних частот показывает наличие слабых волновых процессов, которые можно связать с влиянием корпуса НЧ-отсека (вряд ли «каскад» на частотах до 1 кГц вызван изгибом алюминиевой НЧ-мембраны). На высоких частотах быстро затухающие послезвучания обусловлены конструкцией ESL-панели. КНИ системы (рис. 4) образцово мал — табличная цифра в 0,3% (94 дБ) зарегистрирована в диапазоне от 100 Гц, в диапазоне работы ESL-панели (от 450 Гц) уровень гармоник падает почти втрое! Ценно, что на всем протяжении частотной шкалы на графике нет даже намека на нелинейные всплески. Это, по нашему опыту, свидетельствует о безупречной работе электроакустического преобразователя на любых громкостях даже при повышении уровня звукового давления больше 94 дБ. На басовых частотах и в нижней середине все пристойно; уровень нелинейных искажений здесь незначительно повышается на малых уровнях звукового давления (82 дБ) и умеренно вырастает до 2 % в диапазоне 40–100 Гц. Импульсная характеристика (рис. 5) указывает на некоторое запаздывание низкочастотного отклика; вероятно, это связано с повышенной добротностью НЧ-системы. Для усилителя мощности электростатическая секция представляет собой не очень простую (емкостную) нагрузку: обратите внимание на уменьшение модуля импеданса (рис. 6) в области самых высоких частот. Флуктуации фазы укладываются в коридор значений +30/-60o. Разработчики обещают, что даже на частоте 20 кГц сопротивление не упадет ниже 1 Ом — по нашим данным, минимальное значение составляет 1,5 Ом. В партнеры MartinLogan Clarity требуется по-настоящему серьезный усилитель.

* Вычисляется по измеренной частотной зависимости коэффициента гармоник при фиксированных уровнях звукового давления на оси головки на расстоянии
1 м от ее мембраны как среднее значение в указанном диапазоне частот.
** Разность средних значений чувствительности, измеренной
на оси ВЧ-головки в интервале 0,1–20 кГц, и чувствительности, измеренной
либо в указанном диапазоне частот,
либо под углом 45Ґ в том же интервале.

Отзывы пользователей

Александр Мельников

Акустика просто великолепна.Правда немного нехватает динамики.

Оценка: *****