Средняя чувствительность, дБ на 2,83 В на 1 м (100 Гц – 20 кГц) —
90.5
Средний КНИ, % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ —
0.5
Средний КНИ, % (40 Гц – 100 Гц), 94 дБ —
5.8
Магнитное экранирование —
Нет
Раздельное подключение —
Нет
Исполнение —
Classic, Signature, Avant-garde
Тест Focal-JMlab Micro Utopia Be
Среди наиболее значительных событий, привлекших внимание аудиофильской общественности в 2003 году, особое место занимает рождение плеяды бериллиевых «утопий», оставившей глубокий след публикаций в специализированных изданиях. Stereo&Video — не исключение. Уже в майском выпуске мы имели честь познакомить наших читателей с флагманом уникальной серии Grand Utopia Be, чей звук произвел очень сильное впечатление на небольшой коллектив видавших виды экспертов, равно как и стоимость великолепных созданий, резко ограничивающая круг претендентов на их обладание... Меньшая из новой генерации «утопий», названная по традиции Micro, представляет особый интерес. Во-первых, она не так дорого стоит, притом что практически все научно-технические достижения, воплощенные во флагмане, использованы и при строительстве Micro. Таким образом, учитывая разницу в массе и габаритах, можно сказать, что в последней достигается наибольшая плотность интеллектуальных вложений. Кроме того, для адекватной реализации низкочастотного и энергетического потенциала крупных представителей серии требуются комнаты, размеры которых несовместимы с представлениями о типичной городской квартире. Иными словами, если назвать Micro Utopia Be доступным товаром рука все же не поднимается, то интерес к ней немалого числа матерых аудиолюбителей может иметь более конкретную, чем, скажем, в случае Grand Utopia Be, форму. Мы уже неоднократно рассказывали о новаторских решениях, примененных в акустике линии Utopia Be. Позволим все же себе напомнить некоторые ключевые моменты, поскольку все они имеют непосредственное отношение к знатной малышке.
В большинстве ревю, посвященным моделям новой топовой линейки Focal-JMlab, фигурирует очень сильное слово «революция», которое, главным образом, употребляется в связи с наиболее ценным достижением фирмы — уникальной, не побоимся этого слова, ВЧ-головкой. Собственно, именно ей названия моделей обязаны приобретенным расширением Be. Символ Be обозначает четвертый элемент таблицы Менделеева бериллий, из которого изготовлена вогнутая купольная мембрана высокочастотника. Исключительные механоакустические свойства бериллия (высокая упругость, низкая плотность) позволяют снять ряд проблем, непреодолимых для мембран из любого другого металла, включая алюминий и титан. Заметим, что Focal-JMlab — не первая акустическая компания, применяющая бериллий для твитеров. Ряд фирм изготавливали ВЧ-головки с диафрагмами, в которых этот удивительный металл фигурировал в качестве тонкого слоя, нанесенного на основу из иного материала. Известны случаи использования и чистого бериллия (профессиональные мониторы JBL, Pioneer), но фольга, из которой выпрессовывались ВЧ-диффузоры, была почти в два раза толще той, что применила французская JMlab. Именно здесь правомерно говорить о революционных изменениях в акустической отрасли. Доведя толщину бериллиевой мембраны до 25 мкм, фирма впервые реализовала экстраординарные возможности металла, которые практически сводились на нет в «толстых» диффузорах. Обратим внимание, что решенная задача отнюдь не относится к категории тривиальных — бериллий крайне сложен в обработке (единственный чистый металл, способный поцарапать стекло). ВЧ-мембрана приводится в движение оригинальной магнитной системой (Focus Ring): звуковая катушка перемещается в поле кольцевого самарий-кобальтового магнита (Sm2Co17), отличающегося высоким значением точки Кюри (температура размагничивания); два расположенных на периферии неодимовых (Nd2Fe14B) кольцевых фрагмента доводят напряженность магнитного поля в зазоре до весьма высокой величины. Перекрываемый бериллиевым твитером частотный диапазон превышает пять октав — 1–40 кГц! НЧ/СЧ-драйвер излучает мембраной, созданной с применением последней модификации фирменной W-технологии (два слоя тонкого стекловолокна с пенополимерной прослойкой), оптимизированной для полочной концепции акустики. Весьма эффективная магнитная система известна под именем Power Flower («мощный цветок»): шесть «лепестков», каждый из которых образован двумя кольцевыми магнитами, расположены по периметру кольцевого же магнитного зазора. «Цветок» — плод многолетних трудов по совершенствованию созданной JMlab технологии производства высококлассных НЧ-динамиков. Катушка намотана на стекловолоконном каркасе плоским медным проводом «на ребро» — отлично зарекомендовавшее себя решение, способствующее повышению эффективности электродинамического преобразования. Очень серьезно относятся на фирме к проблеме разделительных фильтров, на чьи плечи ложится сложная задача корректного согласования поддиапазонов. Недооценка этой задачи способна свести на нет достоинства самых шикарных драйверов. Параметры фильтров, обеспечивающих результирующую крутизну спада (по звуковому давлению) по краям стыкуемых диапазонов 36 дБ на октаву, оптимизированы по фирменной технологии OPC. Форма лицевой панели, задающая ориентацию акустических осей динамиков, обеспечивает фокусировку излучения в оптимальной зоне прослушивания. Узкая щель между ВЧ- и НЧ-блоками — фазоинверторный порт. Кажется, предприняты все меры, чтобы исключить паразитные вибрации корпуса. Кстати, для малогабаритной акустики решить эту проблему много легче, чем для крупной. Но, похоже, никаких послаблений для Micro сделано не было. Разумеется, бескомпромиссно выглядит и качество наружной отделки, коей предусмотрено три варианта, различающихся «тональностями» боковых накладок из ясеневого массива с фактурой «птичий глаз»: Classic (золотистый), Signature («бургунь»), Avant-garde (натуральный). Лак, покрывающий лицевые панели, — аспидно-серый металлик. Короче, на каждом, без исключения, узле конструкции лежит гербовая печать эксклюзива.
Участвующие в слуховой экспертизе специалисты часто вынуждены идти путем пушкинского Сальери (не в отношении Моцарта, конечно) — «гармонию я алгеброй поверил…». Порой вспыхнувшие было эмоции быстро гаснут под давлением доводов разума. Ослабив вожжи здравого смысла, можно допустить серьезные погрешности в оценках, способные исказить весь звуковой имидж исследуемого объекта. «Поняв» колонки, нужно передать словами это понимание так, чтобы читатель смог адекватно спроецировать его на личный слуховой опыт… И в случае Micro Utopia Be мы планировали честно и скрупулезно следовать выбранным курсом. Но возникли неожиданные препятствия выполнению рабочего сценария. Первые же картины создаваемых Micro звуковых образов синхронно спровоцировали мощные резонансные процессы в эмоциональных системах всех участников прослушивания. Так что аналитика явно откладывалась на неопределенный срок. Все фибры, если предположить их наличие у шестого чувства, сигнализировали, что в данную минуту мы воспринимаем неправдоподобно точную — «бит в бит» — копию живого звучания. Копию на уровне шедевра. Расставаться с иллюзией не возникало ни малейшего желания, тем более что гипноз подействовал на всех приблизительно одинаково — скептиков не нашлось. Нередко, характеризуя компактные мониторы высокого класса, мы отмечаем их хороший динамический потенциал, имея в виду, разумеется, что он все же уступает таковому у напольной акустики приблизительно того же уровня, по крайней мере — в средненизкочастотной области. Но младшая «утопия» в этом смысле, кажется, побила все рекорды. Проникающая мощь оркестрового фортиссимо впечатляла соединением силы звука с исключительной прозрачностью образа. Поиск предельно допустимого для колонок уровня громкости результатов не дал. Можно было бы, конечно, напрячь наши моноблоки по полной программе, но это был бы уже звуковой вандализм — как в отношении техники, так и по отношению к слушателям. Многие солидные напольники покинули бы турнир посрамленными маленькой француженкой. Предельно тихие фрагменты поражают изобилием нюансов, сохранностью выразительной эстетики детального рисунка. И в этом качестве надо поискать равных Micro. Зачастую случается, что материал, при производстве фонограммы выведенный звукорежиссером на музыкальную авансцену, передается акустикой более выразительно по сравнению с удаленными планами звуковой перспективы, которые незаслуженно как бы подавляются. Ничего подобного не происходило в нашем случае: самый «далекий» подголосок прописывается системой совершенно ювелирно, и положение его источника в виртуальном пространстве слух определяет с математической точностью. Самых высоких похвал заслуживает манера работы Micro с низкими частотами. Начнем с того, что пара уверенно чувствует себя в области среднего баса, — для любого полочника достижение немалое. Более того, как в средней, так и в верхней частях НЧ-регистра в широком диапазоне амплитуд сохраняется примерная чистота. Бас собранный, быстрый, пластичный. Вот во 2-й симфонии Рахманинова струнная группа проводит широкую мелодию в среднем регистре богатым, насыщенным вибрато. Это фантастическое, чарующее звучание окончательно парализует критический разум. Если «по горячим следам» сравнить звук Micro Be и ее прототипа Micro Utopia (о ней мы писали пару лет назад), можно отметить довольно существенные изменения. Звучание новой модели более точное, строгое как в тональном, так и в динамическом отношении — более академическое в лучшем смысле этого слова. Заметно выше детальность и шире динамический диапазон высоких частот. Воспроизводимая новым поколением Micro музыка словно переносит тебя в лучшие ряды партера классного филармонического зала в точку его акустического оптимума. Аналитическим дарованиям системы доступно все — от кристально ясного представления полифонических переплетений сложной музыкальной ткани до выявления мелких огрехов исполнительского мастерства. Когда слышишь живые инструментальные тембры контрабаса, альта, гобоя, гитары, трубы, литавр, замечаешь открывшиеся вдруг подвижки интерпретаторской логики исполнителя и даже, как кажется, становишься свидетелем эфемерной эмоциональной коммуникации артиста и внимающей ему аудитории (при воспроизведении концертных записей) — где-то внутри рождается особое ощущение аудиофильской удовлетворенности. В эту минуту признаешься себе, что эта акустика смогла бы занять одно из главных мест в личном «музее страстей и увлечений».
Micro Utopia Be бесспорно — значительное явление в аудиомире. Уверены, что с этим утверждением согласятся самые придирчивые ценители элитного звука независимо от их конкретных музыкальных пристрастий. Мера универсальности акустики допускает весьма широкие вариации условий эксплуатации — Micro способна полноценно обслужить большие пространства (40–50 кв. м), но ее звук органично впишется и в маленькие комнаты. Жаль лишь, что в последнем случае будет задействована малая часть ее реального потенциала.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Частотно-угловая характеристика
Рис. 3. Частотно-переходная характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 5. Прямоугольный импульс
Рис. 6. Модуль входного импеданса
Технический комментарий
Учитывая заявленные производителем свойства высокочастотной головки, частотную характеристику системы мы измеряли 1/4-дюймовым микрофоном B&K, чей частотный диапазон простирается до 60 кГц. Результат впечатляет (рис. 1): средняя неравномерность АЧХ на участке 100 Гц–40 кГц — ±1 дБ! Комментарии излишни. Очень хорошо выглядит НЧ-отрезок характеристики, обещающий «неполочную» наполненность звукового образа басовым содержанием. Весьма высока пространственная однородность поля, лишь в области верхней октавы направленность твитера обостряется (рис. 2). Послезвучание весьма умеренное, слабо выраженные резонансные процессы на высоких и средних частотах быстро затухают (рис. 3). Коэффициент нелинейных искажений (рис. 4) замечательно мал на высоких частотах и в очень ответственной области (1–5 кГц), где чувствительность слуха максимальна, почти совершенно не меняется при повышении уровня сигнала от 82 до 94 дБ; очень невелика нелинейность в нижней части рабочего диапазона. Неплохо смотрится график импульсной реакции (рис. 5), лишь твитер чуть опережает басовик, и видны следы резонансного процесса на частоте приблизительно 1,2 кГц. Не предвещает серьезных проблем с выбором усилителя частотная зависимость модуля входного импеданса (рис. 6).
* Коэффициент нелинейных искажений вычисляется по измеренной частотной зависимости коэффициента гармоник при фиксированных уровнях звукового давления на оси головки на расстоянии 1 м от ее мембраны как среднее значение в указанном диапазоне частот.
** Дисбаланс вычисляется как разность средних значений чувствительности, измеренной на оси ВЧ-головки в интервале 0,1–20 кГц, и чувствительности, измеренной либо в указанном диапазоне частот, либо под углом 45o в том же интервале.
Отзывы пользователей
kiv
За такие деньги я куплю себе камерный оркестр
Оценка: *
Hit
С какими усилителями и источниками сие чудо настолько впечатляет? Кто слушал опишите всю систему плиз
Оценка: *****
Kuzmich
Обалденые колоночки! звук - ну просто неземной! как-будто кто-то с небес спустился, и решил потешить грешников чем-то божественным.
Да что я буду говорить, каждый может почитать обзор, там все написано...
...я ведь и сам только читал про них... ;)))