Акустический 5.1-комплект KHT 5005 от британской KEF продолжает плеяду «тысячников», начало которой положили KHT 2005 и призер EISA 2003–2004 набор KHT 1002. 5005-й состоит из пяти практически одинаковых сателлитов HTS 5001 и активного сабвуфера PSW 2500. Архитектура сателлитов представляет собой изящную вариацию популярной нынче темы овальных серебристых форм. Срез торцевых граней алюминиевых эллиптических в горизонтальном сечении «столбиков» под углом, раскрывающимся в направлении зрителя-слушателя, как бы задает перспективу изобразительному ряду на телевизионном экране. Кроме подставочек, c помощью которых фронтальная и тыловая пары устанавливаются вертикально, а АС центрального канала — горизонтально (фирменные стойки — опция), в комплекте имеются удобные кронштейны для настенного монтажа. В центре лицевой панели сателлитов — фирменный коаксиал (твитер с 15-мм купольной мембраной и 75-мм СЧ-головка), по бокам — по одному 75-мм НЧ/СЧ-динамику. Все диффузоры алюминиевые. Овальный 17-литровый сабвуфер «подыгрывает» своей формой стереометрии сателлитов. Корпус из MDF покрыт виниловой пленкой, точно имитирующей тон и фактуру поверхности пятерки HTS 5001. Но возможны и другие варианты: черный ясень, клен, темная яблоня. 250-мм динамик установлен в днище оформления. Служебная панель сзади: пара клемм линейного входа, два выходных терминала; регуляторы уровня, верхней частоты среза ФНЧ, фазы; переключатели режимов Music/Cinema, автоматического/ручного включения, крутизны спада ФНЧ (12/24 дБ на октаву); имеется переключатель Ground In/Out — дополнительная подстраховка от наводок. Выходной сигнал обработан фильтром высоких частот. Саб устанавливается на пулевидные ножки из плотной резины.
Тестируя комплекты акустики, почти всегда уступаешь искушению начать с испытания сателлитов и сабвуфера на музыкальность в 2.1-комбинации. Очень порадовал трифоник HTS 5001-PSW 2500 — слаженным и собранным звучанием. Чисто, разборчиво, без каких-либо акцентов как на средних, так и на высоких частотах работают сателлиты. Выразительно отыграл джазовый квинтет — корректно и живописно получились тембровые портреты фортепиано, гитары, тенор-саксофона, ударных. А когда пиццикато контрабаса вступило в эмоциональный резонанс с остальным инструментальным хором, стала очевидной высокая степень согласия сабвуфера с очаровательной фронтальной парочкой. Уже в 2.1-варианте отмечаются незаурядные «пространственные» таланты сателлитов. Переход же в режим 5.1 заставил проникнуться к системе особым почтением. Сочетание хорошей детальности звукового образа с его пространственной однородностью позволяет достигать высокой меры реалистичности фантомных акустических эффектов. Если на музыкальных программах тональная проработка сабвуфером низкочастотных линий не всегда оказывается достаточно строгой, то в театральном контексте бас PSW 2500 заслуживает самых лестных отзывов: глубоко, напористо басит саб, оперативно реагируя на ударные воздействия, и, кажется, нет такого низкочастотного катаклизма, который оказался бы ему не по плечу. Заметим, что бас получается более артикулированным, если установить переключатель крутизны ФНЧ на 24 дБ.
KHT 5005 завоюет сердца пользователей тональной чистотой звуковых образов, богатством нюансировки, выразительной пластикой пространственных эффектов. Бесспорно, его можно рассматривать как универсальный для небольших и среднего размера помещений — отлично работает не только с киноматериалом, но и с чисто музыкальными треками.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Зависимость КНИ от частоты
Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 4. Зависимость КНИ от частоты
Технический комментарий
АЧХ сателлитов (рис. 1) отличается хорошей равномерностью; небольшие «шероховатости» в области высоких частот обуславливают эффекты послезвучания, правда, крайне незначительные. Отметим замечательно высокую пространственную однородность звукового поля. В большей части рабочего диапазона невысок уровень гармонических искажений (рис. 2), КНИ лишь немного повышается около нижней границы; несильно растут искажения и при повышении громкости (до 88 дБ). Протяженность «полочки» почти постоянной чувствительности сабвуфера (рис. 3, красная кривая) при максимальной ширине полосы (режим — Music, крутизна — 12 дБ на октаву) — 40–100 Гц; в режиме Cinema (24 дБ на октаву) энергия излучения в основном «собирается» в области верхнего баса (сиреневая кривая); коричневая кривая — АЧХ сабвуфера с крутизной правого склона 24 дБ на октаву в режиме Music. Нелинейные искажения сабвуфера (рис. 4) малы почти всюду в рабочем диапазоне; пик на 80 Гц серьезных опасений не вызывает.