Очевидная привлекательность идеи красивой компактной акустики, способной удовлетворить жестким требованиям Hi-Fi-класса, находится в серьезном противоречии с физическими трудностями ее воплощения. Однако ведущие разработчики, чувствуя возрастающую потребность публики в продукте такого рода, не отступают. С учетом современных реалий идея кристаллизуется уже как минимум в 5.1-наборах, планку требований к которым повышает приближение эры суперформатов (SACD-Multichannel, DVD-Audio). Системы, объединяющие в себе перечисленные достоинства, появляются нечасто и сразу привлекают внимание общественности. Новинка сезона — серия Radius английской Monitor Audio — претендует расширить узкий круг избранных.
Линию составляют пять моделей: компактные полочники R90, универсальные сателлиты R180 и R225, напольная пара R270 и активный сабвуфер R360. Название серии пробуждает уместные пространственные аналогии; цифровые индексы, похоже, означают угловой сектор «звукового охвата». Всенаправленный в силу своей низкочастотной сущности сабвуфер метко назван R360, а рассчитанный на заполнение полупространства малый универсальный сателлит — R180… Один из рекомендуемых фирмой вариантов 5.1-инсталляции — четыре R90 (фронт и тыл), R180 (центр) и, понятное дело, R360. Эту комбинацию и решено было испытать. Цена комплекта, если суммировать стоимость компонентов, приближается к 1300 долларам — будто бы немало. Но достаточно подержать в руках эти очаровательные малютки, и цена начинает казаться вполне умеренной... Панели (MDF) с высочайшим мастерством покрыты тонким слоем шпона, шикарная многослойная полировка; аккуратные фаски по краям имитируют вставки древесного массива. Смотришь и не можешь налюбоваться. При этом предусмотрено пять вариантов облицовки. Толщина стенок — 10 мм. Трубочка фазоинвертора, расширяющаяся по экспоненциальному закону от основания к выходу, изогнута внутри почти под прямым углом — иначе она просто не поместилась бы в неглубоком корпусе. Как класс отсутствуют элементы крепежа динамиков к фронтальной панели — фиксация головок осуществляется парой винтов с шестигранными головками, прошивающих колонку с тыла и ввинчивающихся в резьбу на колпаках магнитных экранов головок. Внутренние поверхности тоже облицованы шпоном — нигде «голого» MDF. По задней стенке проложен небольшой мат пенополимерного поглотителя. Динамики подсоединены к фильтру кабелем сечением 2,5 кв. мм. Фильтр (первый порядок) содержит пару катушек индуктивности с воздушными сердечниками, 250-вольтовый полипропиленовый конденсатор и гасящий резистор. Каждый сателлит продается с комплектом настенного крепежа и съемными металлическими грилями разного цвета: в одной упаковке — как минимум два варианта защитных решеточек. Золотистый купол твитера — из фирменной металлокерамики (Coated Ceramic Aluminium Magnesium). Работает высокочастотник на компактном неодимовом магните, обслуживая частотный диапазон до 25 кГц (по паспорту). 100-мм НЧ/СЧ-драйверы разработаны исключительно для серии Radius. Конические диффузоры — последняя модификация фирменного композита Metal Matrix Polymer (MMP2). Отлитая по технологии мембрана имеет переменную толщину — способ «дезорганизации» вредных изгибных возмущений. Столь же симпатичный R360, чей корпус скроен из 18-мм плит MDF, опирается на металлические ножки с прорезиненными основаниями. Головка с целлюлозным конусом и щелевой порт — на днище. Канал фазоинвертора — пространство между вертикальной MDF-перегородкой и тыльной панелью. Поглотителя внутри нет. Головка оборудована магнитным экраном. Средства коммутации: высокоамплитудные входы и выходы, линейные входы. Фаза регулируется плавно; имеется переключатель режимов Movies/Music; предусмотрена схема автоматической активации сабвуфера.
Важное преимущество 5.1-инсталляции на идентичных компактных сателлитах состоит, как правило, в замечательно точном соответствии пространственных эффектов замыслу звукорежиссера. Определенная индивидуальность АС центрального канала вносит небольшие коррективы, но в случае с акустикой относительно «малого радиуса» действия, предназначенной для звукового оформления небольших гостиных, этими нюансами можно пренебречь. Высокое качество трактовки «Радиусом» пространственных эффектов особенно ярко проявляется на добротном материале («Гладиатор», «Звездные войны»…). Сразу чувствуется тщательная динамическая проработка звука, благодаря которой, в частности, «оживает» тыловая информация в тех эпизодах, где слабый тыл традиционно фактически «молчит». В этой связи (в полном соответствии с замыслом режиссера) «периферический» слух всегда остается во «включенном» состоянии и весь фильм держит зрителя в должном напряжении — что еще полетит из-за левого плеча? Очень порадовал сабвуфер — для столь скромных размеров бас его оказался удивительно широкополосным и динамически крепким. По плечу ему, пусть и не в полном масштабе, реконструкция даже «сейсмических» НЧ-эффектов. Отличная согласованность R360 и сателлитов тут же дает о себе знать на музыкальном материале. Вместо характерной для многих случаев неопределенности (когда не отличить контрабаса от бас-гитары) перед нами — цельные, живые образы низкочастотных инструментов с множеством бережно сохраненных индивидуальных черт. Выявленные в кино достоинства сателлитов не съеживаются, не меркнут и в свете очень непростых музыкальных сюжетов. Настроившись на строгий критический лад, ищешь нарушений Hi-Fi-канонов. Но — уверенно справляется с динамическими «трюками» медных духовых середина, аккуратно разобраны высокочастотные детали; образ воздушен, сцена конкретна… Правда, заметен небольшой «вокальный» акцент, но — во вполне допустимых рамочках.
Исследованный нами малый «Радиус» — в настоящее время одно из немногих удачных решений проблемы синтеза благородного звукового имиджа, компактности и внешних достоинств элитной Lifestyle-акустики. Отлично подходит для организации универсальных многоканальных систем в небольших помещениях; поскольку сателлиты продаются поштучно, можно легко расширить базовый 5.1-вариант.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Технический комментарий
На АЧХ R90 (рис. 1) в самой верхней части СЧ-области зарегистрирована довольно существенная флуктуация, которой (а именно — максимуму на 1,3 кГц) отвечает фиксируемый частотно-переходной характеристикой (не приводится) эффект послезвучания; вместе с тем при слуховой экспертизе существенных негативных последствий этой особенности не отмечалось; не вызывает дискомфорта и подчеркивание крайне высокочастотных компонент. В остальных аспектах АЧХ очень неплохо сбалансирована. Весьма мал при умеренных уровнях громкости коэффициент гармоник (рис. 2); при повышении амплитуды КНИ подрастает в центре и в нижней части диапазона (некритично), но восхитительно мал и стабилен на высоких частотах. АЧХ R180 выглядит даже лучше, чем фронтальной акустики; гораздо слабее выражены эффекты послезвучания. Характеристика КНИ очень близка к таковой у R90. АЧХ сабвуфера (рис. 3) в широкополосном режиме обладает весьма протяженным участком стабильной чувствительности; R360 продуктивно работает в области среднего баса, а в верхней части диапазона его характеристика дотягивается почти до 300 Гц. Кривые зеленого, синего и красного цветов иллюстрируют исключительно эффективное и корректное действие регулятора верхней частоты среза ФНЧ. Сиреневая кривая отвечает режиму Movie. На редкость цивилизованно выглядит график КНИ (рис. 4): в диапазоне 82–94 дБ практически нигде нет выраженных проявлений нелинейности; при повышении громкости КНИ, разумеется, подрастает, но очень спокойно. Имеющегося запаса мощности более чем достаточно для небольшого (9–20 кв. м) помещения, где R360 сможет раскрыть свой нешуточный динамический потенциал.
Отзывы пользователей
Алексей Полежаев
Купил сабвуфер радиус 360. Выбирал из нескольких до 25 000 руб. Предпочел его в первую очередь из-за качества сборки (безупречнейшее!!!)и из-за тонального соответствия моим колонкам. Для начала планировал его в качестве \"помошника\" комплекту Акустик Энерджи \"Аего-5\",но, смеха ради, подцепил его по горячим входам еще и к стереокомплекту (над 541+ сагден оптима 140+ акустик энерджи аесприт 390 с нордостами везде), да... так и оставил! Вывел мощьность на максимум, а частоту среза-на минимум. До этого и не знал,что мне не хватало баса :-)) .Комната почти 30 кв м, практически пустая, потолки 3 м, много отражающих поверхностей. В кино с процессором Сони (верхний в линейке)+ вышеупомянутый Аего-5 приобрели больше ,чем просто \"немного больше баса\". Не говорите моей жене :-)), но подумываю докупить весь остальной комплект Радиуса . Начну с парочки 90-х. Рекомендую всем, тем более там,где я брал саб (не реклама, боже упаси!) скидка 50% на любой предмет из этого комплекта. Тоже кстати аргумент в пользу 360-го...
Оценка: *****
Artemiy
А это, я так понял, активная АС? То есть усилитель к ней не требуется? И где в Москве сие чудо купить можно? Как его полное нахвание, а то по запросу "Monitor Audio Radius" выводятся совершенно другие компоненты.