Elegante — новейшая линейка акустики знаменитой английской фирмы. Из семи входящих в серию моделей формируются три базовых варианта многоканальных систем: e83, e82 и e80. Первый вариант: во фронте — флагманские напольники e83, в тылу — полочники e81 плюс 500-ваттный сабвуфер е8аs2. e82 — более компактный вариант: на фронт идет меньшая напольная пара e82, в тыл — более компактные полочники e80, сабвуфер — 350-ваттный е8аs1. И третий, минималистский, вариант — четверка e80 и саб е8аs1. Обязанности АС центрального канала во всех комплектах возлагаются на двухполосный e8с. Разумеется, возможны и другие комбинации, но следует прислушаться к фирменным рекомендациям. Для первого знакомства мы предпочли золотую середину — e82 system.
Внешность акустики на все сто соответствует названию серии: элегантность — выше всяких похвал. Дизайн созвучен пластике лидера модельного ряда Mission — Pilastro. Плавные перетекающие контуры и обводы дают повод для бесчисленных ассоциаций из космических сфер. Текстура поверхности немного напоминает гематит — на темно-сером фоне полированных поверхностей мерцают равномерно распределенные микроскопические светло-серые вкрапления (что оправдывает фирменное название колера — «антрацит»). Корпуса покрыты семью слоями рояльного лака, качество полировки поверхностей — выше не бывает. Для ухода за внешностью придается мягонькая тряпочка. Центр и тыловички можно закрепить на стене. При навесном монтаже положение тыловиков корректируется в горизонтальной плоскости, центра — в вертикальной. Оригинальная конструкция опор напольной пары позволяет использовать их либо в качестве шипов (острый конус), либо, если жалко паркет, как цилиндрические ножки с подушечкой. Овальные корпуса — тройной сэндвич: два внешних слоя — из MDF, внутренний — из древесно-волоконной плиты с более крупнозернистой структурой. Динамическое оснащение — по последнему слову фирменных технологий. Все колонки средние и низкие частоты воспроизводят 110-мм головками Paramid-S с диффузорами из целлюлозы, армированной стекловолокном. У напольного фронта e82 таких головок — пять: одной доверены средние частоты, остальные четыре дружно контролируют басы. У центра — два 110-мм НЧ/СЧ-драйвера, у тыловиков — один. Понятно, что твитеры на всех моделях одинаковые: верхние частоты озвучивает фирменный Viotex-S с мягкой 25-мм купольной мембраной, способный, судя по паспортным данным, «подниматься» до ультразвуковых частот (верхняя граница — 30 кГц). 350-ваттный сабвуфер оснащен 250-мм драйвером, излучающим в пол и парой 250-мм пассивных радиаторов, установленных на боковых панелях и закрытых съемными защитно-декоративными масочками. Задняя панель — служебная. Здесь размещены все органы управления и коммутационные гнезда. Имеются линейный и высокоамплитудный стереовходы, линейный вход для низкочастотного спецсигнала. Фаза излучения регулируется плавно в пределах 0Ґ–180Ґ. В комплекте — аж целых два сетевых шнура (для разных типов настенных розеток).
Не торопясь с многоканальными вариантами, мы испытали фронтальную пару в стереорежиме. Хороший класс акустики чувствуется сразу. Превосходный тональный баланс — фирменный почерк. Все детали музыкальных образов аккуратно увязаны, ничего не торчит, ничего не топорщится; нигде не жмет, нигде не провисает. Динамика — высший пилотаж. Слушаешь классику — и не верится, что всем этим симфоническим великолепием оперируют такие небольшие напольники. Очень опрятен низкочастотный регистр; четкая графика ударных свидетельствует как о строгости басовиков, так и об отличном их согласовании со среднечастотником. Да, для создания правильного концертного ощущения басы должны бы быть поглубже, помускулистее, пораскатистее, но, очевидно, разработчики и не ставили перед собой задачи — припечатать слушателя к стенке циклоном низкочастотных потоков. Для этих целей имеется специальный прибор... Слаженно во всех отношениях звучит многоканальный ансамбль. Тональная однородность объемного звука обеспечивает связность пространственных эффектов. Отличный динамический ресурс центра, не уступающего в этом смысле фронтальным напольникам, и вполне достаточный потенциал тыловиков гарантирует структурную целостность трехмерного образа, построенного в частотно-пространственных координатах. Отсюда — совершенно ясная перспектива использования комплекта для репродукции многоканальных музыкальных программ, записанных в форматах 5.0 и 5.1. Что касается последнего (5.1), то участвующему в музыкальном ансамбле е8аs1, бесспорно, расширяющему границы спектрального пространства образов, хочется пожелать побольше тональной определенности. Хотя актуально это лишь для передачи «тонких» музыкальных состояний. Заметим в этой связи, что фирма намекает на целесообразность апгрейда — замены е8аs1 на более могущественный е8аs2. Но повышать таким образом бюджет имеет смысл лишь в расчете на чисто музыкальный контент. В кино — никаких проблем. Энергетики и напора сабвуферу вполне достаточно для отображения любых силовых и катастрофических эффектов.
Комплект e82 system — прекрасная иллюстрация возможности в одном продукте соединить LifeStyle-элегантность и превосходное качество звучания. Универсальность системы делает ее равно привлекательной как для использования в структуре домашнего кинотеатра, так для любых чисто музыкальных целей. Причем ее достоинства — для аудиолюбителей, обладающих требовательным, музыкально чутким слухом. Комплект оптимален для небольших и среднего размера помещений.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 4. Амплитудно-частотная характеристика
Технический комментарий
Осевые АЧХ e82 (рис. 1) e8c (рис. 3) и e80 отличаются высокой стабильностью; имеются лишь небольшие подъемы на краях диапазона у фронтальных АС. Высока пространственная однородность поля фронта и тыловиков, колонки становятся остронаправленными только в верхней октаве. Центр, как и положено, значительную часть ВЧ-энергии фокусирует около оси твитера (в горизонтальной плоскости). Отменно выглядит характеристика КНИ фронта (рис. 2): в СЧ- и ВЧ-областях почти везде кривая стелется около отметки 0,2%; более того, для столь компактного напольника КНИ замечательно мал и на басах. Можно смело прогнозировать отличную динамику. Ситуация с нелинейными искажениями у центра и тыловиков ничуть не хуже, но, конечно, следует иметь в виду их более скромные НЧ-полномочия. Перестройка сабвуфера (рис. 4) дает существенное изменение спектра его излучения: при максимальной ширине полосы он в основном производит верхний бас, при минимальной — средний.