Фронт - две 100-мм НЧ-головки и две 65-мм СЧ-головки с целлюлозными диффузорами, твитер с 25-мм текстильной купольной мембраной; Тыл - четыре 65-мм НЧ/СЧ-головки с целлюлозными диффузорами, твитер с 25-мм полимерной купольной мембраной
Динамики (центр) —
две 65-мм НЧ/СЧ-головки, твитер с 25-мм алюминиевой купольно-конической мембраной
Неравномерность характеристики (фронт), дБ (100 Гц – 20 кГц) —
±4,1
Дисбаланс (фронт), дБ (160 Гц – 1300 Гц) —
-0,1
Неравномерность характеристики (фронт), дБ (160 Гц – 1300 Гц) —
±1,7
Неравномерность характеристики (фронт), дБ (1300 Гц – 20 кГц) —
±5,6
Граничная частота (фронт), Гц (по уровню –10 дБ) —
63
Неравномерность характеристики (тыл), дБ (100 Гц – 20 кГц) —
±4
Дисбаланс (тыл), дБ (160 Гц – 1300 Гц) —
0,7
Неравномерность характеристики (тыл), дБ (160 Гц – 1300 Гц) —
±1,3
Дисбаланс (тыл), дБ (1300 Гц – 20 кГц) —
-1,7
Неравномерность характеристики (тыл), дБ (1300 Гц – 20 кГц) —
±4,2
Граничная частота (тыл), Гц (по уровню –10 дБ) —
93
Неравномерность характеристики (центр), дБ (100 Гц – 20 кГц) —
±4,3
Дисбаланс (центр), дБ (160 Гц – 1300 Гц) —
-0,2
Неравномерность характеристики (центр), дБ (160 Гц – 1300 Гц) —
±1,3
Дисбаланс (центр), дБ (1300 Гц – 20 кГц) —
0,8
Неравномерность характеристики (центр), дБ (1300 Гц – 20 кГц) —
±5,3
Граничная частота (центр), Гц (по уровню –10 дБ) —
68
Граничная частота (сабвуфер), Гц (по уровню –10 дБ) —
40
Конструкция
Магнитное экранирование —
Центр, сабвуфер
Чувствительность измер. (2,83 В/1 м) (фронт), дБ —
89
Чувствительность измер. (2,83 В/1 м) (тыл), дБ —
93,4
Чувствительность измер. (2,83 В/1 м) (центр), дБ —
94
Средний КНИ (фронт), % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ —
3,6
Средний КНИ (фронт), % (40 Гц – 100 Гц), 94 дБ —
20,4
Средний КНИ (тыл), % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ —
1
Средний КНИ (тыл), % (40 Гц – 100 Гц), 94 дБ —
11,5
Средний КНИ (центр), % (100 Гц – 20 кГц), 94 дБ —
1,4
Раздельное подключение —
Нет
Входное сопротивление
Среднеквадратичное отклонение (фронт), Ом —
1,3
Среднее значение (фронт), Ом —
3,5
Максимальное сопротивление (фронт), Ом —
8,7
Минимальное сопротивление (фронт), Ом —
1,9
Среднеквадратичное отклонение (центр), Ом —
1,1
Среднее значение (центр), Ом —
4,2
Максимальное сопротивление (центр), Ом —
9,5
Минимальное сопротивление (центр), Ом —
2,7
Среднеквадратичное отклонение (тыл), Ом —
2,8
Среднее значение (тыл), Ом —
6,5
Максимальное сопротивление (тыл), Ом —
14,8
Минимальное сопротивление (тыл), Ом —
2,9
Сабвуфер: функции и управление
Высокоамплитудные входы —
Нет
Высокоамплитудные выходы —
Да
Линейные входы —
4 AV
Линейные выходы —
видео
Вход для внешнего кросовера —
Нет
Управление фазой —
Нет
Пульт ДУ —
Да
Тест Fuss Leader 5.1
Fuss — пока еще мало известный на российских просторах бренд. Вместе с тем динамично развивающаяся китайская компания становится заметным фигурантом рынка бытовой аудиовидеоаппаратуры. Достаточно сказать, что, подключившись к DVD-бизнесу в 1999 году, уже в 2002 фирма добивается положения одного из лидеров в производстве DVD-транспортов: ее весовой коэффициент в соответствующем секторе мировой экономики достиг 20%! В современном ассортименте Fuss Corporation — DVD- и MP3-плейеры, усилители, все виды акустики, сабвуферы, театральные комплекты. Для первого знакомства мы выбрали очень солидный акустический набор для многоканальной AV-системы Leader 5.1 с напольными фронтальной (SPS-2200) и тыловой (SPS-2000) парами при активном сабвуфере, в который интегрирован пятиканальный усилитель.
Первое, что хочется отметить, — элегантный, с хорошим вкусом продуманный дизайн. Бесспорно, в нем есть шарм значительно более дорогих лайфстайловских моделей. Корпуса сателлитов — из листового алюминия. Металлический «френч» обеспечивает хорошую жесткость конструкции фазоинверторного оформления и в значительной мере определяет эстетические достоинства внешнего вида акустики. Снизу у напольников — изящный пластиковый «башмак», сверху — аккуратное «кепи» из того же материала. Очень к лицу черная тканая защитно-декоративная решетка во весь рост. На узкой фронтальной панели трехполосной SPS-2200 — пять динамиков. Пара 65-мм среднечастотников с твитером посередине образуют симметричную схему d’Appolito. Ниже расположены два 100-мм басовика. У двухполосной SPS-2000 все пять вытянутых в линейку 65-мм головок играют в унисон, а твитер, занимая топовую позицию, оказывается в итоге на уровне высокочастотника фронтальной пары, которая ростом повыше. Однако ВЧ-головки у фронта и тыла неодинаковые: дюймовый купол 2200 тканый, а у 2000 — полимерный. Двухполосная АС центрального канала SPS-2030 высокие частоты излучает твитером с 19-мм алюминиевой купольно-конической мембраной. Зато 65-мм средненизкочастотники те же, что и у напольников. Расположенный в левом углу лицевой панели SPS-2030 фазоинверторный порт потеснил вправо линейку из трех излучателей, так что твитер оказался несколько смещенным относительно центра колонки. Но по-настоящему центральной фигурой комплекта следует признать сабвуфер PSW 6200, который, кроме низкочастотного усилителя для собственного установленного на правой боковой панели 200-мм драйвера, содержит пятиканальный широкополосный мощник; общий ресурс энергетической установки — 225 Вт (приблизительно — 70+5і30 Вт). Конструкция PSW 6200 допускает одновременное подключение пяти независимых источников аудиосигнала (VCR, VCD, DVD Stereo, DVD-6 channel, CD/Tape), а выбор конкретного осуществляется с помощью кнопочек селектора на лицевой панели. Имеется четыре композитных видеовхода. Кроме всех необходимых высокоамплитудных аудиовыходов, предусмотрен линейный низкочастотный выход для подключения дополнительного сабвуфера и видеовыход — для коммутации с TV. Уровни излучения АС центрального канала, акустики эффектов, сабвуфера можно регулировать раздельно. Встроенный Q-sound-процессор переложит партию для стереосистемы на 5.1-канальное многоголосье, если такое заблагорассудится аудиолюбителю. Информация о настройках отображается на LCD-дисплее. Все органы управления продублированы на очень эргономичном ПДУ.
При прослушивании сразу чувствуются преимущества полностью активного комплекта, в котором энергия адекватно распределяется между сателлитами и сабвуфером. Довольно органично сочетаются низкие и средние частоты. Сабвуфер уверенно заполняет спектральное пространство верхнего и среднего баса — этого вполне достаточно для воплощения большинства НЧ-киноэффектов. Заметим, что для достижения единства созидаемого пятью сателлитами звукового образа потребуется немного приподнять усиление во фронтальных и тыловых каналах по отношению к центральному (чувствительность центра выше, чем у входящих в комплект напольников); наличие ПДУ существенно упрощает задачу настройки. В целом тональный колорит воспринимается скорее нейтральным, хотя небольшая склонность к «украшательству» высоких частот у центра все же имеется. Но выразительно и четко, со всеми «интимными» подробностями передаются актерские монологи. Звук рельефен, где надо — эффектен. И хотя в тональных характерах фронтальной, центральной и тыловой акустики имеются заметные различия (см. технический комментарий), звуковой образ прочитывается слитно. Не возникает характерных «скачков» при движениях мнимого источника как во фронтальной плоскости, так и в трехмерном пространстве. Аккуратно работает система со спокойными мизансценами, насыщая звуковые картинки многочисленными деталями. Чувствуется характер помещения, в котором развивается киносюжет. Крупные же акустические массивы с резкими динамическими перепадами (грохот надвигающегося поезда, взрывы, выстрелы) преподносятся несколько упрощенно, как бы в адаптированном для небольшой комнаты виде.
Исследуя музыкальные способности входящей в комплект акустики, мы пришли к заключению, что богаче в этом смысле возможности SPS-2000, рекомендуемой фирмой для использования в тылу. Правда, пара менее басовита, чем SPS-2200, но звук ее лучше тонально сбалансирован, шире динамический диапазон. При этом она очень неплохо согласуется с сабвуфером, что снимает проблему некоторой низкочастотной недостаточности SPS-2000. Можно попробовать инвертировать театральную инсталляцию (поменять местами фронт и тыл) — каких-то существенных звуковых разногласий не возникнет, но главное преимущество фирменного варианта — лучшая согласованность в средненизкочастотной области.
Leader 5.1 — стильный, целостный во всех отношениях театральный комплект для украшения звуком и внешним видом современного интерьера небольшой комнаты. Бесспорно, данная версия полностью активного набора с энергетическим и коммутационным центром в лице сабвуфера — одно из наиболее выгодных решений задачи оперативного строительства домашнего кинотеатра.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 4. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 5. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 6. Коэффициент нелинейных искажений
Рис. 7. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 8. AЧХ широкополосного усилителя
Технический комментарий
Неравномерность АЧХ SPS 2200 (рис. 1) повышена, особенно — в области высоких частот. Вместе с тем формальное значение дисбаланса между средними и высокими частотами практически нулевое (снижение чувствительности в среднем верхе компенсируется подъемом в двух верхних октавах). Локальные флуктуации частотки могут обусловить эффекты окрашивания. Нелинейные искажения (рис. 2) при увеличении громкости (82–94 дБ) растут на участках нижней середины, нижнего и среднего верха. Частотная характеристика SPS 2000 (рис. 3) во многом аналогична таковой у фронтальной акустики, но выше оказывается среднее значение чувствительности тыловиков, равно как и величина нижней граничной частоты. Заметно ниже производимые SPS 2000 нелинейные искажения (рис. 4), причем их уровень мало меняется при повышении громкости. Чувствительность центра SPS 2030 превышает даже чувствительность тыловиков и достигает почти 95 дБ. АЧХ (рис. 5) демонстрирует небольшой приоритет высоких частот по отношению к средним. Неплохо согласован центр с фронтальной парой по басам. По уровню нелинейности (рис. 6) SPS 2030 ближе к тыловой паре. Отметим весьма высокую стабильность входного сопротивления всех входящих в комплект сателлитов, особенно отличилась в этом смысле АС центрального канала — среднеквадратичное отклонение модуля ее импеданса составляет всего 1,1 Ом. Как фронтальная, так и тыловая акустика обеспечивают весьма высокую меру пространственной однородности звукового поля в горизонтальной плоскости. При очень пологом правом склоне АЧХ (рис. 7) сабвуфера (обширной оказывается зона его совместной работы с сателлитами) максимум отдачи низкочастотника приходится на 60 Гц — почти полностью озвучивается область среднего баса. На рис. 8 приведена АЧХ широкополосного усилителя — классический вариант для мощников из театральных комплектов. Средний уровень взаимопроникновения аудиоинформации из канала в канал — около 50 дБ (±10 дБ); лучший результат (60 дБ) достигается в стереорежиме.