DD, DD EX Matrix 6.1, DTS, DTS ES 6.1 Discrete, DTS ES 6.1 Matrix, DPL II
Управление
Особенности —
Формирование сигналов для боковых каналов (8.1), Порт RS232. Частотный диапазон 20–20000 Гц (по уровню –0,6 дБ); коэффициент нелинейных искажений 0,007% (8 Ом, –10 дБ);
регулируемая частота среза (60–120 Гц)
Тест Thule Audio Sphere AV120S
Крохотная Дания известна как страна-изготовитель ветряных электростанций и высококлассного AV-оборудования. Даже перечисление марок дает впечатляющую картину звукового изобилия, которого хватает и для внутреннего рынка, и для экспорта в десятки стран мира. Многие охотно приобретают датскую технику, в том числе потому, что скандинавы имеют собственное представление о дизайне эксклюзивной аппаратуры.
Пример — новый AV-процессор-усилитель Thule Audio AV120S, возглавляющий модельный ряд устройств, объединенных красноречивым наименованием Sphere (сфера). Здесь идея окружающего звучания, кроме традиционной реализации (шестиканальный усилитель оснащен современными декодерами Dolby Digital EX 6.1-Matrix и DTS ES 6.1 Discrete/Matrix), получила фирменное развитие. Если бы мы ограничились лишь этой информацией, читатель был бы вправе высказать недоумение: сегодня 6.1-конфигурация уже встречается в AV-аппаратуре бюджетного класса…
Какие аргументы, кроме серьезных денег и стиля, напоминающего творения в духе «северного романтизма», выдвигает Thule в пользу AV120S? Надо сказать, что представители фирмы не склонны безоговорочно позиционировать модели Sphere как эксклюзив. На фоне более дорогих AV-систем новинка, по мнению датчан, характеризуется удачным сочетанием качества и цены. Не будем касаться социальных аспектов выбора, лучше упомянем классическую конверсию, когда ранее отработанные на топ-моделях технологии перекочевывают в более доступный по цене товар.
Часто нам приходится вспоминать господина Дж. Лукаса с его гениальной по коммерческому результату THX-сертификацией оборудования для кинотеатров. В этом отношении рынок домашней AV-аппаратуры, наверное, стоило бы признать золотоносным, поскольку многие производители платят солидные деньги американцам из Lucasfilm за скромную причастность к Home THX. Разумеется, не магическая аббревиатура гарантирует владельцу максимальное соответствие домашнего звука тем критериям, которые выдвигаются для профессиональной аппаратуры. Вопрос — в реализации. Как уже упоминалось, Thule AV120S — усилитель с шестью каналами (Лукас требует семь), но к стандартным возможностям цифровых 6.1-декодеров (фронтальная пара, центр, тыловики, сабвуфер и центральный тыловой канал) в данном случае фирма добавила пару боковых каналов: Surround Side Left/Right. Другими словами, на линейных выходах с декодера-предусилителя — звуковая 8.1-информация. Любопытно, что среди десятка выходов есть еще один разъем, который разработчики, словно побаиваясь собственной дерзости, именуют в паспортных данных Sub (сабвуфер?), а на панели аппарата — Aux… Этот выход пока не используется, а существует как конструктивный запас, который пригодится в будущем. И верно, вероятность того, что завтра появится десятиканальный расклад (8.2 или 9.1), уже не воспринимается как фантастика…
Декодирующая часть выполнена на чипе Motorola DSP56367, который осуществляет обработку при 48-битном разрешении со скоростью 150 миллионов операций в секунду. Микросхема допускает апгрейд путем перепрошивки программного обеспечения через порт RS232. В каждом из десяти предварительных выходов стоят ЦАП Burr Brown РСМ1738 (разрешение 24 бита/192 кГц) — солидная заявка на качество. Любопытно, что процессор почти не обременен другой работой: никаких звуковых обработок, имитирующих звучание на стадионе, в клубе и т.п., здесь нет. Единственно, что на него возложено, кроме стандартного декодирования, — это дополнение домашнего театра парой боковых каналов. Притом что шесть мощных каскадов усиления в конструкции AV120S уже предусмотрены, желающим выстроить более сложную систему окружающего звучания потребуется дополнительно затратить совсем немного денег. Например, чтобы эту конфигурацию преобразовать в «лукасовский» THX-вариант (Dolby Surround EX 7.1), надо купить мощный моноблок. Можно пойти на более «закругленную» 8.1-систему: готовьте денежки на двухканальный мощник. Рассматривая эту тему, инженеры Thule Audio отмечают, что модель AV120S в связке со стереоусилителем позволяет озвучить очень большое помещение при размещении пары боковых колонок (6.1+2.0=8.1). К удивлению, разработчики не сочли необходимым подробно разъяснить, какую информацию мы получим через боковые громкоговорители. Для выяснения пришлось провести несколько лабораторных экспериментов и живых прослушиваний звуковых дорожек в формате DTS ES Discrete 6.1. Оказалось, что «сайды» дают микшированные сигналы фронтальных и тыловых каналов в соотношении приблизительно 50/50, что, на наш взгляд, выглядит вполне логично.
Особенность усилителя мощности — работа выходного каскада в режиме «виртуальный класс А». Он похож на обычный режим усиления АВ, но в данном случае выходные транзисторы никогда полностью не закрываются. Схемотехника «виртуального класса А» не позволяет току, проходящему через транзисторы, опускаться ниже тока покоя. В настоящем классе А высокая линейность и отсутствие ступенек при переключении реализуется на больших токах покоя, что приводит, как известно, к интенсивному нагреву конструкции. Конечно, и здесь радиаторы транзисторов нагреваются даже в отсутствии входного сигнала. Но, похоже, разработчикам на деле удалось найти компромисс между качеством класса А и умеренным потреблением энергии режима АВ. Заметим, что идея не нова, и подобные схемы с «плавающим» или регулируемым смещением уже использовались в мировой практике, но в данном случае мы имеем очень компактный усилитель, рассчитанный по тепловому режиму на длительную работу не одного-двух, а шести каналов!
Еще о фирменном усилении: средний уровень музыкального сигнала в несколько раз меньше пиковых всплесков. А громкость, как правило, устанавливается такой, чтобы не было перегрузки. То есть напряжение питания используется полностью только на коротких пиках, а в остальное время его можно уменьшить, снизив тем самым и тепловыделение. Однако осуществить это не так просто, ведь менять питание надо со скоростью нарастания сигнала (этому противятся накопительные конденсаторы большой емкости). В AV120S эта проблема решена и, как показали измерения, весьма успешно. Правый и левый каналы усилителя питаются от разных источников, для чего установлены два отдельных трансформатора по 500 ВА каждый (этот вариант напоминает Dual Mono). Основное его преимущество состоит в уменьшении паразитного проникания сигнала из канала в канал. Однако на практике эти преимущества реализуются в основном при декодировании цифровых аудиоформатов. Кстати, для сетевого включения используются два тумблера, один — на задней панели, другой — на нижней (ближе к лицевой панели). О наличии «потайного» выключателя никаких упоминаний мы не нашли… AV120S в состоянии подавать стереосигнал с предусилителя во вторую зону прослушивания (Zone 2 — это, например, кухня или спальная комната, где можно выбрать любой источник и независимо установить нужную громкость).
В комплекте с усилителем поставляется два пульта ДУ: один — персональный для AV120S, второй многофункциональный с тактильным ЖК-экраном, позволяющим управлять всеми компонентами AV-комплекса. ПДУ для усилителя очень простой, а вот возможности второго обучаемого (модель Pronto-NEO от Philips с фирменной прошивкой Thule Audio поставляется только в Россию) намного больше. Он обеспечивает управление девятью AV-устройствами и, помимо привычных функций введения кодов других фирм и обучения с индивидуальных ПДУ, может программироваться при помощи компьютера через последовательный порт RS232, для чего вместе с ним поставляется программное обеспечение на компакт-диске.
Из новомодных опций отметим наличие бортового видеоконвертера (вот откуда индекс S в наименовании модели). Специальная плата V350 заведует коммутацией и преобразованием (при необходимости) входных видеосигналов из композита в S-Video и из S-Video в компонентный или RGB. В этом просматривается ориентация на высококачественное видео (спутниковый тюнер, DVD). Наши опыты с конвертированием видеосигналов показали, что эта опция может быть полезной в двух случаях, например, когда надо упростить коммутацию или если в коллекции много VHS-кассет (видеоконвертер при переводе композитного сигнала в S-Video несколько приподнимает резкость изображения). Правда, тех, кто надеется на чудо, мы вынуждены предупредить: не ждите, что качество картинки с видеомагнитофона изменится радикально. И еще один полезный момент: видео можно получить как в компонентной форме, так и в RGB (сигнал синхронизации включается через OSD-меню).
Уверенная работа AV-процессора с цифровыми записями DVD-Video (5.1/6.1-варианты кодирования Dolby и DTS) сомнений не вызывает. Об этом свидетельствуют и данные измерений по разделению каналов, и результаты прослушивания. Ситуация с подключением аналоговых источников к 5.1-входу иная (см. технический комментарий). Такое впечатление, что разработчики уготовили этой модели исключительно театральную жизнь, особенно не заботясь об амбициозных планах SACD-Multichannel/DVD-Audio. Поэтому, если, кроме DVD-Video, вы собираетесь подключать для прослушивания музыки, например, отдельный CD-проигрыватель, то сделать это лучше, используя цифровой вход: в этом здесь — полный порядок.
Измерения
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Рис. 2. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 3. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа
Технический комментарий
Измеренная выходная мощность в стереорежиме — 135 Вт на канал (8 Ом, КНИ 0,7%). Пиковая мощность при длительности импульса 10 мс немного превышает 140 Вт (Headroom Power — 0,5 дБ). Относительно небольшое повышение мощности на пиках свидетельствует о тщательно спроектированном источнике питания. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) на уровне половинной мощности крайне мал (0,006%), причем легкий рост искажений начинается лишь после достижения 120 Вт. Фактор демпфирования усилителя высокий (130 единиц), что обеспечивает устойчивость работы усилителя с акустикой, импеданс которой может быть и крайне нестабильным. Как видно из АЧХ, верхняя рабочая частота по уровню –3 дБ составляет 70 кГц. Разделение звуковой информации при использовании 5.1-входа не отличается глубиной и симметрией (45–75 дБ); ситуация с декодированием цифровых дорожек DVD-Video гораздо лучше: 68±3 дБ (Dolby Digital) и 69±3 дБ (DTS), что позволяет сделать вывод о театральной нацеленности данной модели.