DD, DD EX, DTS, DTS-ES Discrete/Matrix 6.1, Neo:6, DPL II, THX Surround EX 7.1
RDS —
Да
Управление
Регулировка тембра —
Да
Особенности —
Мультизонный, подключение к интернету через локальную сеть (функция Net-Tune)
Тест Onkyo TX-NR801E
Информационные технологии и, в первую очередь, интернет превратились в достояние масс. Общество пользуется интернет-прелестями, особо не задумываясь о сетевых тонкостях: важно, что этот ресурс становится доступней и разнообразней. Не секрет, что в потоках данных, которые ежесекундно скачиваются миллионами людей, изрядную часть составляет музыка в сжатом виде. Во всемирной паутине, как в эфире, действуют радиостанции, множатся сайты-хранилища музыкальных файлов, создаются сервисные службы, которые зарабатывают на музыкальном контенте… Если по сети можно перекачивать музыку, задействовав компьютер, то почему бы не заставить бытовую аудиоэлектронику делать то же самое? Итоги последних международных выставок свидетельствуют: над подобными идеями работа идет полным ходом. Японская компания Onkyo, которая не раз становилась застрельщиком внедрения новейших звуковых технологий, и в этот раз — в числе передовиков. Год назад был выпущен AV-ресивер топ-класса с функцией Net-Tune. Сегодня мы представляем новую модель — Onkyo TX-NR801E, которую можно рассматривать как следующий шаг по пути интеграции Net Audio с многоканальной аппаратурой домашнего кинотеатра. Почему AV-ресивер должен сотрудничать с интернетом? Аудиоинформации здесь предостаточно, и с ее количеством не может соперничать никакой другой источник. Более того, думается, что уже в скором будущем доступ в интернет для ресивера будет столь же обычным явлением, как, например, прием эфирных радиостанций с помощью обычного FM-тюнера. Но пока сей процесс только начинает раскручиваться.
Мы уже писали об эксклюзивном первенце Onkyo TX-NR900E; ныне представляемая модель более доступна по цене — в основном за счет снижения выходной мощности (она немного ниже, чем у флагмана). С другой стороны, новинка привлекает умением эффективно работать с видео: встроенный преобразователь «поднимает» (upconversion) S-Video и композитный сигналы до широкополосного компонентного, то есть модель TX-NR801E готова к телевидению высокой четкости (HDTV Ready). Вообще оснащенность интернет-ресивера TX-NR801E может удовлетворить самого требовательного аудиолюбителя. Семь дискретных каналов усиления конфигурируются в зависимости от задач: либо воспроизведение звука THX Surround EX 7.1, либо — 5.1 (при этом два канала мощности используются для озвучивания второй зоны), либо — стерео. Все цифровые входы можно назначить любому источнику, также как и многоканальный вход. Допускается слушать один источник и при этом смотреть другой. Для ценителей минималистского подхода к звуку есть не только режим Direct (в обход всех частотно-зависимых цепей обработки сигнала), но и режим Pure Audio (вдобавок отключаются дисплей и питание элементов, связанных с видео). Другими словами, исключается все, что обычно считается в аудиофильских кругах мешающими факторами. Запрограммированным станциям AM/FM-тюнера и источникам сигнала можно давать имена (до 10 символов). Эту процедуру лучше проводить при подключенном телевизоре: отпадает необходимость в утомительном переборе букв, поскольку все доступные символы высвечиваются на экране, и остается лишь курсором выбрать нужные. Полезны установка стартового уровня громкости (при включении ресивера) и выравнивание громкости сигналов с разных входных источников. В DSP-режимах меняются уровень и время реверберации (по 3 градации). Настройка мультиканального звука Dolby Didital и DTS, включая все разновидности 6.1-саундтреков на DVD-Video, выполняется с хорошей точностью: уровни и задержки регулируются отдельно для каждого канала (диапазон установки расстояний 0,3–9 м с дискретностью 0,15 м, уровней — ±12 дБ, для сабвуфера — 15 дБ). Все это далеко не полный перечень возможностей, и управлять таким хозяйством помогает двухуровневая система экранных меню (Basic/Advanced). В базовую упрощенную часть включены простые и наиболее употребительные опции; здесь осталась половина пунктов главного меню. Своеобразная особенность настройки — ориентация на источник, который был активирован (подключен) при вызове меню. Многие регулировки доступны только для этого источника, и чтобы проделать это для других источников, надо переключиться на него и вновь вернуться в меню. Встроенный кроссовер устанавливает нижнюю рабочую частоту колонок в диапазоне от 40 до 150 Гц. Пульт, несмотря на множество кнопок, оказался достаточно простым и удобным. Естественно, он может управлять всем AV-комплексом (до 8 устройств), имея ввод кодов для аппаратуры других фирм и режим обучения с «чужих» ПДУ (есть две макрокоманды по 16 шагов в каждой). Некоторые кнопки имеют форму общепринятых символов, их функциональное назначение не требует пояснений, что приятно. Навигация по меню осуществляется с помощью джойстика, расположенного в центре пульта. Он представляет собой 5 кнопок под одной синей клавишей, и иной раз команда выходит незапланированная (случайно нажимается не та кнопка). Вот, пожалуй, единственный его недостаток.
Теперь — о функции Net-Tune, которая помогает организовать прослушивание интернет-радио и/или музыкальных MP3/WMA/WAV-файлов с аудиосервера. Onkyo TX-NR801E надо подключить к широкополосной линии через xDSL-модем (Broadband Internet Connection) и маршрутизатор (Router) или хаб (Hub), к которому «коннектится» домашний компьютер с образованием локальной Ethernet-сети. Заметим, что распространенное у нас подключение (Dial-Up) здесь не годится. Проще всего поймать I-Radio: в Network Setup настраиваем сетевой режим, кабель (CAT5) — в разъем на ресивере, жмем кнопку Net Audio... Относительно короткий поиск информации по жанру, языку или местоположению и — вперед. Вторая возможность (подключение компьютера и AV-ресивера к базе www.onkyo.net/net-tune) сложнее, поскольку здесь и настройка IP-адреса может потребоваться, и регистрация для скачивания фирменного софта Onkyo Net-Tune Central необходима (серийный номер аппарата — на тыльной панели). Зато можно слушать любую, даже некомпрессированную музыку (WAV-файлы) из библиотеки или с винчестера вашего компьютера. Правда, в нынешних условиях актуальность этой опции не столь уж высока. В конце концов компьютер можно использовать напрямую, подключив его обычным способом по аналоговому или цифровому аудиовходу. Заметим, что сжатые файлы форматов МР3 и WMA, поданные на Ethernet-вход и восстановленные декодером ресивера, вообще говоря, звучат лучше, чем напрямую с компьютера, когда используется его звуковая карта. Не последнюю роль в этом играют ЦАП высокого разрешения и роскошные выходные каскады усилителей мощности на биполярных транзисторах. Как и во всей линейке фирменных ресиверов, здесь работает WRAT-технология усиления (Wide Range Amplifier Technology). Основные ее составляющие — широкополосность, малая глубина обратной связи, индивидуальная разводка общего провода каскадов, снижающая наводки и помехи, плюс возможность отдачи повышенного выходного тока. С одной стороны, технологическая отточенность, раскрепощенное и насыщенное динамическими нюансами звучание многоканальных записей DVD-Audio/SACD и 6.1-саундтреков к кинофильмам плюс отличная работа с любыми колонками в стереорежиме — фирменные черты эксклюзивной модели. В этом плане Onkyo TX-NR801E демонстрирует приверженность традиции. С другой стороны, выход в интернет как в музыкальный космос — смелый взгляд в будущее, которое нас ожидает. На столь необычное решение пока осмелилась единственная компания в мире: стоит ли в этой связи осуждать запрашиваемую цену?
Рис. 6. Разделение каналов со встроенных декодеров и с 5.1-входа
Технический комментарий
Измеренное значение выходной мощности (8 Ом, 0,7% КНИ) составило 125 Вт (в стереорежиме) и 100 Вт на канал при нагружении пяти выходов. В мультиканальном 7.1-варианте на предельных режимах (100 Вт, стационарный входной сигнал) через пару минут срабатывает тепловая защита; а на динамических всплесках (ситуация ближе к реальным условиям эксплуатации) выходные каскады выдают по 140 Вт (рис. 1). О высоком качестве усилителя и блока питания дополнительно свидетельствуют: способность работать с 4-омными АС и надежный коэффициент демпфирования (75 единиц вполне достаточно для уверенного контроля над большинством типов акустических систем). Как достоинство подчеркнем исчезающе малые гармонические искажения (КНИ не превышает 0,004% на половинной мощности) и премиальную широту частотного диапазона — АЧХ вообще не имеет спада в области низкого баса, а 100 кГц достигает по уровню –1 дБ (см. рис. 2). Единственное нарекание вызывает 2-децибельный скачок громкости при включении НЧ/ВЧ-тембров (рис. 3), что, впрочем, мы не рассматриваем как серьезный недостаток, поскольку аппарат очень хорошо работает в режимах Direct и Pure Audio, при этом фазовая характеристика почти идеальна (рис. 4) в полосе 20–20000 Гц.
Процессорная часть (ЦАП/АЦП, декодеры цифрового звука) и мультиканальный предусилитель выполнены превосходно. При испытании сложным входным сигналом максимального уровня (скользящий тон 0–20 кГц плюс постоянный тон 20 кГц) на выходном спектре усилителя интермодуляционные искажения не имеют частотно-выраженных проявлений (сигнал/шум — около 90 дБ, рис. 5). Вполне симметрична картина разделения широкополосной аудиоинформации по каналам (Dolby Digital — 69±3 дБ, DTS — 70±5 дБ); причем в данной модели особенно впечатляет глубина разделения по аналоговому 5.1-входу (в большинстве сочетаний — около 80 дБ), что практически исключает перекрестные искажения при воспроизведении DVD-Audio/SACD-Multichannel (рис. 6). Прослушивание стереозаписей CD-Audio рекомендуем организовать через пару разъемов из 5.1-группы (на аналоговом CD-входе — легкая асимметрия взаимопроникновения) или еще лучше — по любому из цифровых входов.
Из особенностей коммутации, кроме Net Audio, выделим следующее: все входные клеммы для подключения АС выделены стандартными цветами, мощный стереовыход Surround Back переназначается для озвучивания второй зоны, аппарат оснащен выходом для подключения дополнительного ИК-повторителя (используется в Multiroom-инсталляциях).