TEAC AG-10D — первый фирменный 6.1-канальный AV-ресивер. Официально о выпуске «десятки» было объявлено в сентября 2003 года, и в России новинка появилась аккурат к Рождеству…
Надо сказать, что переход на выпуск с 5.1- на 6.1-канальные модели только на первый взгляд кажется делом простым (мол, добавили еще один выходной каскад в усилитель и — порядок)… Здесь разработчики вынуждены «перелопатить» массу технических решений, поднять энергетику блока питания, обогатить процессоры 6.1-декодерами, изменить логику управления и настройки. Для этого требуется опыт и способность обходить чужие патенты. Может быть, поэтому 6.1-первенец от TEAC не лишен некоторых мелких огрехов, которые для неподготовленного пользователя проявляются в основном в начальный, инсталляционный период. Не очень прозрачной в инструкции выглядит стартовая настройка (Setup). Например, вместо обычной установки размеров колонок (Large/ Small) индивидуально для каждого канала, здесь предлагаются на выбор 11 готовых конфигураций. В принципе, ничего страшного, если сразу вывести информацию на экран телевизора (есть OSD-меню, выводится в системе цветности PAL). Руководствоваться скупыми данными по дисплею ресивера куда труднее, например, надпись FL-CS-SN обозначает такую конфигурацию: фронт — Large, центр — Small, тыловые — нет.
Процедура настройки приемника (обычно начинают с программирования фиксированных настроек на радиостанции) довольно тривиальная, но развитые возможности RDS и здесь не облегчают жизнь, а создают впечатление, что TEAC AG-10D — для самых терпеливых. Номер пресета каждый раз надо устанавливать перебором, начиная с первого. Настройка пресетов доступна только с лицевой панели. Зато станции в памяти хранятся, как в сейфе: все установки держатся при отключении электричества на целых две недели (полезная вещь). На пульте есть отдельные пары кнопок для автонастройки и перебора пресетов; если возникает желание найти что-нибудь интересное в эфире, пригодится режим сканирования.
Пульт ДУ — современный, кроме ресивера, позволяет управлять еще 7 аппаратами других фирм (вводятся коды, список которых выглядит внушительно), поддерживает макрокоманды (3 последовательности по 10 шагов). Показания часов можно наблюдать только при работе тюнера и лишь при настройке на RDS-станции, передающие такой сигнал (один из режимов работы дисплея предназначен именно для этого).
Все DSP-режимы переключаются последовательным перебором при помощи пары кнопок. На выбор — Pro Logic II со всеми вариациями (кино/музыка, панорама), Dolby Virtual (здесь предусмотрено управление «тыловыми» ощущениями Wide/Narrow), DTS Neo:6 и фирменные Hall, Theater, Matrix… Заметим, что набор виртуальных звуковых украшений интересен лишь в отношении работы со стереосигналами и воспринимается как нечто факультативное. По нашему мнению, куда важней качество работы с цифровыми 6.1-форматами Dolby Digital EX и DTS ES. Совместные испытания AV-ресивера с акустикой серьезного калибра и сателлитным комплектом показали, что в обоих случаях обязательно должен присутствовать качественный активный сабвуфер. На сложных, насыщенных НЧ-эффектами сценах усилителю трудно контролировать акустику в басовом диапазоне. Еще одна особенность связана с тональным аспектом. Даже если при воспроизведении фильмов не включать «кинематографический» эквалайзер (с подачи THX здесь присутствует смягчающий Cinema EQ), Surround-картина не режет слух гипертрофированной колкостью высоких частот. Звучание сохраняет детальность и при умеренной яркости. Отдельные источники хорошо локализуются, не смешиваясь в общий фон. Порой их прорисовка кажется подчеркнутой, но это происходит не за счет выделения высоких частот, а по какому-то иному «механизму». Такое впечатление, будто естественное затухание звука искусственно уменьшено.
Надо сказать, что TEAC AG-10D появился на рынке в окружении конкурентов, которые успели выпустить менее дорогие 6.1-модели. Учитывая цену, возможности и особенности «десятки», мы бы не решились рекомендовать ее зеленым новичкам. Желательно иметь пусть небольшой опыт общения с AV-аппаратурой. Другое дело, если вы фанат TEAC’а…
Измерения
Рис. 1. АЧХ/НЧ- и ВЧ-тембры
Рис. 2. Зависимость КНИ от мощности и частоты
Рис. 3. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа
Технический комментарий
Измеренная выходная мощность — 110 Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом); на импульсных сигналах мощность достигает 140 Вт. Фактор демпфирования — 58 единиц — достаточен, чтобы не было трудностей с выбором колонок. КНИ повышается на краях частотного диапазона, особенно в области низкого баса — 0,15% на 20 Гц. В НЧ-области центральная частота тембра довольно высокая (около 120 Гц), поэтому на глубоком басе эффективность регулятора снижается: желательно использовать активный сабвуфер. Разделение каналов при декодировании имеет небольшой разброс при средних значениях по глубине (для Dolby Digital — 55 дБ, для DTS — 59 дБ): звуковая картина достаточно симметричная. В режиме 6.1-входа величина разделения колеблется в диапазоне 60–70 дБ (причем коэффициенты усиления по каналам заметно отличаются). Отметим довольно высокие параметры FM-приемника: отличное отношение сигнал/шум (66 дБ) при хороших чувствительности (2,3 мкВ) и избирательности (47 дБ в полосе ±250 кГц).