Примерно год назад мы знакомили читателей с видеокамерой Panasonic SV-AV10EN, осуществляющей запись на флэш-карту. «Первая ласточка» лишь демонстрировала концепцию: в ней ничего не вертелось — ни кассета, ни диск, а ее видеопродукция в MPEG-4 была пригодна скорее для интернета, чем для домашних приложений. Panasonic SV-AV100EN не только нарастила нолик в индексе, но и стала технически совершеннее: новая модель предлагает запись полноразмерного видео в формате MPEG-2.
Главной особенностью самой камеры (конечно, после записи на карту памяти SD) можно считать ее миниатюрность: она легко разместится в кармане или, еще лучше, в специальном чехле на поясе, как сотовый телефон. Обычно миниатюрные конструкции конфликтуют с требованиями эргономики управления и удобством эксплуатации. Именно этим вопросам разработчики уделили немало внимания и внедрили немало находок. Двухшарнирное крепление откидного дисплея позволяет легко снимать при любом положении камеры в пространстве, к тому же камеру можно укладывать боком на стол при просмотре и перегоне материала. Думается, оригинальный и исключительно удобный узел и в дальнейшем найдет применение в фирменных камерах. Помогает и разворот кнопочной станции на 45 градусов; правда, при съемке она заслоняется откинутым дисплеем, так что работа на ощупь требует от пользователя тренировки. Кстати, на пульте ДУ кнопки скомпонованы похожим образом. Для удобства при воспроизведении камеру можно установить на вспомогательную подставку, ласково названную разработчиками «AV-колыбелью» (блок AV Cradle). «Колыбель» входит в комплект поставки, как и карта SD емкостью 512 МБ. В цифре можно передать отснятое либо в компьютер (по USB2.0 или через карт-ридер), либо прямо в один из фирменных DVD-рекордеров, оснащенных слотом для карт SD. Жаль, что не предусмотрен выход S-Video: вывод аналогового материала только через композит ограничивает качественные возможности.
Меню камеры вполне традиционное, удобное и простое. Оперативные функции: Rec/Play, выбор рабочего режима (MPEG — JPEG), ручные настройки фокуса и баланса — все это управляется прямыми кнопками. Ушли также разные не всегда нужные видеоэффекты и титры, для этого теперь предполагается участие компьютера, который с задачей украшения справится гораздо лучше. В меню остались 6 подпрограмм автоэкспозиции, выбор качества записи (режимы компрессии), настройки дисплея, цифровой зум, стабилизатор и тому подобное. В режиме воспроизведения с помощью меню можно просматривать и удалять эпизоды и снимки, присваивать заголовки и названия, группировать сюжеты с помощью списков (Play List), составлять альбомы, слайд-шоу и готовить для распечатки статические кадры. Все эти работы гораздо легче и быстрее выполнять с помощью компьютера, к которому камера подключается непосредственно через скоростной последовательный интерфейс USB. В комплекте с камерой поставляется специальный программный продукт MediaStage, предназначенный, в первую очередь, для упрощения освоения камеры и, во-вторых, для обработки всего медиаконтента, как перенесенного с камеры, так и полученного иным путем. Ожидать многого от вложенного программного обеспечения не приходится, тем не менее задачу каталогизации содержимого вашего компьютера (причем не только на флэш-картах) программа решает хорошо. За счет максимально упрощенного пользовательского интерфейса с красивыми пиктограммами и анимированными фрагментами все смотрится празднично и, главное, почти не требует времени на освоение. Уникальность софта состоит в возможности преобразования записанного в MPEG-2 контента в любой доступный формат с поддержкой AVI или MPEG-4. К сожалению, используемый в камере MPEG-2 кодек несовместим напрямую с DVD-форматом. Поэтому переписать содержимое карты напрямую на DVD-Video невозможно. Желающим записать свой диск надо запастись терпением и временем, которое уйдет на преобразования и перекодировку сигнала.
Подводя итог, можно сказать, что черты «концепт-кам» и в этой модели до конца не изжиты. Прогресс твердотельной записи очевиден и не оставляет никаких сомнений относительно будущего. Насколько доступным с финансовой точки зрения и близким по времени оно будет? Судя по темпам развития этой области, долго ждать не придется.
Измерения
Технический комментарий
Эволюционные тенденции в полной мере проявили себя в качественных характеристиках камеры. В первую очередь, это касается записи в MPEG-2. Интересное ощущение испытываешь при съемке и особенно — при последующем воспроизведении полноценного видео без каких-либо скидок... с флэш-карты. Вся история существования записи видео на флэшку приучила нас к мысли о несерьезности и к компромиссу получаемого результата. Здесь — все всерьез! При записи с максимальным качеством (Fine — 704х576, 25 кадров в секунду с потоком 6 Мб/с) картинка практически ничем не выдает свою природу — артефакты компрессии почти не видны; изображение хорошо сбалансировано как по динамическому диапазону, так и по балансу белого. На крайний случай предусмотрен ручной баланс белого, хотя и автомат справляется со своей задачей вполне успешно. В положении Normal разрешающая способность по вертикали уменьшается вдвое, число строк остается прежним — 352х576, 25 кадров в секунду. Вдвое сокращается и поток (до 3 Мб/с). Субъективно потеря четкости при переходе на Normal почти незаметна — разрешающая способность даже в режиме Fine не превышает 300 ТВЛ (связано скорее всего с ограничениями оптики и ПЗС). А вот снижение скорости потока замечаешь сразу — артефакты компрессии начинают проступать практически на всех сюжетах, вызывая сомнения в целесообразности его использования.
Что касается кодека MPEG-4, то и здесь наблюдаются определенные прогрессивные сдвиги. При том же максимальном разрешении кадра, что и в предыдущей модели 320х240, удвоилась частота кадров (12 в секунду против прежних 6), и цифровой поток вырос в 4 раза, достигнув 1 Мб/с. Для размещения в интернете этого — за глаза, но о большем (растет число моделей DVD-плейеров, умеющих воспроизводить MPEG-4) говорить пока рано. С фоторежимом изменений — никаких: ограничения ПЗС-матрицы, ориентированной на работу с видеосъемкой, не позволили разработчикам достичь сколь-либо значимых результатов (разрешение в фоторежиме — не более 350 ТВЛ, заметный муар). Разрешение 640х480 сейчас в чести у продвинутых мобильников… По-видимому, разработчики руководствовались идеей цифрового переноса всей снятой информации в компьютер (что логично) и поэтому исключили S-Video-выход. На картинке, полученной с композитного видеовыхода, заметен муар, да и четкость, как мы уже отмечали, невысокая.
Отзывы пользователей
Leonid
Imeju takuju vesc,no neocenj dovolen,t.k. kacestvo fotografij ocenj ploxoje,a video ocenj mutnoje. Rad tolko iz-za kompaktnyx ego razmerax i xorosego zoom.
Оценка: **
Irina
Kupila etu videokameru i ochen eju dovolna. Vsje prosto, kachestvenno i udobno!