Персона

Крестовый поход к до-мажору

Для тех же, кто слышит это имя впервые, сделаем краткое пояснение: по рейтингам журнала «Music Box», а также информационного агентства «Интермедиа», Вячеслав Горский признан лучшим клавишником России 1995–2003 годов. Его имя упоминается в «Антологии мирового джаза» (Нью-Йорк, 1991). Дальнейшие комментарии, как водится, излишни.
   Но время требует перемен, и тот, кто со слезами на глазах всецело посвящает себя ностальгии по собственному прошлому, становится непродуктивным. В отличие от упивающихся былыми успехами собратьев по цеху, Горский находится в прекрасной форме и за несколько последних лет успел выпустить целых восемь альбомов, что собственно и послужило поводом для того, чтобы встретиться с ним и получить информацию из первоисточника. Тем более что и ваш покорный слуга застрял в познании творчества старого друга на отметке 1999 года, а именно на пластинке «Soul 2 Soul».

Новая романтика джаза

Вячеслав Горский: «В том же году, что и «Soul 2 Soul», появился диск «New Romantic Jazz» — некий симбиоз нью-эйджа, джаза и классической музыки. То есть, по духу — это романтические произведения, приближенные к звучанию традиционного фортепианного трио, в которое обязательно должен входить контрабас. А я тогда как раз познакомился с играющим у Башмета контрабасистом, прекрасным импровизатором и композитором Юрием Голубевым, в свободное от классики время выступающим со своим джазовым квартетом. Мы очень быстро поняли друг друга и, не откладывая идею в долгий ящик, засели на студии у Андрея Бочко, находившейся в то время в здании московской консерватории, и записали материал для альбома, в котором также принимали участие барабанщик Руслан Капитонов и гитарист-виртуоз Игорь Бойко. Когда мы закончили последний трек, то почему-то возникло ощущение, что в альбоме не хватает отчетливой финальной точки, чего-нибудь не джазового и не рокового, а на стыке этих двух направлений, и мы вдвоем с Юрой сходу сыграли «Tears In Heaven» Эрика Клэптона. В этой вещи играющий гармонию с холлом контрабас слился с космическими звуками синтезатора, и такая вот версия в итоге попала в какие-то там очередные чарты как лучшая джазовая обработка всемирно известных хитов. В общем, как мне кажется, «New Romantic Jazz» — одна из самых удачных работ, которую я посвятил своим любимым пианистам Киту Джаррету и Биллу Эвансу, отличающимся мягким туше и романтичным звуком. Люди меня услышали совершенно в новом качестве, потому что я практически всю пластинку сыграл на рояле, а синтезатор использовал только в двух вещах. То есть тогда я сделал очередной шаг в сторону».
   Программа этого диска с успехом была принята на фестивале камерной и джазовой музыки, проходящем в финском городе Фосса и впоследствии обкатана на различных концертных площадках. Вместо Юрия Голубева, бывшего в то время очень плотно занятым у Башмета, на шестиструнном безладовом басу играл Алексей Лебедев, который в последнее время делит свои пристрастия между Горским и фьюжн-группой Trans Atlantic. Посвященную Фредерику Шопену и очень далекую от фанка и от джаз-рока пьесу «Nokturn» с этого альбома Горский многократно играл с Алексеем Козловым. До сих пор на концертах люди из зала выкрикивают это название, и Горский сотоварищи в очередной раз играет ее, хотя самому автору она уже изрядно поднадоела.

Хорошо-то как!

Следующий альбом «Когда хорошо» (2001) был сделан в стиле smooth-jazz или easy listening, который одинаково нравится и любителям джаза, и поклонникам поп-музыки.
   Вячеслав Горский: «Я увлекся компьютерными технологиями и решил записать альбом на «лупах», то есть без живых барабанов, как это сделали многие известные музыканты, такие как Стенли Кларк, Джордж Дюк, Боб Джеймс, Херби Хэнкок, Чак Лой или группа Earth, Wind & Fire. Я подумал, а чем я хуже других? Собрал коллекцию барабанных звуков, в которой джазовые рисунки сыграны великими барабанщиками, и сыграл все партии. Поначалу мне показалось, что получилась и вовсе какая-то прикладная музыка, но альбом очень хорошо пошел. Весь тираж был распродан за полгода, и это явилось лучшим доказательством того, что людям такая музыка нравится. Она, как и new classic, представленная мной еще на альбоме «Dream Castle» (1994), не требует специального вхождения, а существует для отдыха и для души: она не нагружает и создает хорошее настроение. Сначала я хотел сделать «Когда хорошо» как серию портретов моих любимых западных музыкантов, среди которых Бенсон и Пасториус, но потом понял, что всякие там «дедикейты» — просто какой-то пафос, и решил уйти от этого, сочинив что-то более легкое и доступное. Хотя позднее, в трех отобранных для концертного исполнения композициях, музыка стала более утяжеленной: были раздвинуты формы, добавлены живые барабаны и более яркие соло».

Любовь к черно-белым

В оценках родившегося в недрах New Castle Studio и записанного в Гамбурге диска «Lovepiano» (2001) автор этой статьи явно расходится с создателем одиннадцати лирических композиций и критиками из журнала «Jazz Forum». Но не по причине того, что мы не совпали в понятиях, что такое хорошо и что такое плохо, а потому что я все-таки больше люблю музыку «в электричестве» и с ярко выраженной внешней экспрессией, а любая, даже сделанная на высочайшем уровне «акустика», для меня смерти подобна, так как очень быстро отъедает внутреннюю энергию и, как следствие, не вызывает дальнейшего желания разряжать собственные «батарейки».
   Вячеслав Горский: «Записать этот альбом было моей давней мечтой. Я считаю, что каждый пианист в свое время должен выпустить сольный рояльный диск. Это моя авторская музыка из энного количества довольно приятных красивых мелодий. Там нет никакой агрессии, совсем немного джазовых импровизаций. Кстати, это дало мне возможность играть сольные концерты на рояле во многих городах, в которых я раньше никогда не был. Публика, которая ходит на концерты, всегда и везде разная. Поэтому в первом отделении я, как правило, играл программу из «Lovepiano» и только во втором уже мог позволить себе «убивать» ее длительными пассажами и собственными «философскими» воззрениями». Справедливости ради должен заметить, что, конечно же, кое-что на пластинке мне все-таки понравилось, в частности, «Весенний ноктюрн» и «Очарование Вены». Но впечатление от них подрывает следующая сразу же за ними ну очень бурная «Ночь в Севилье», подозрительно перекликающаяся с игранной бесчисленное количество раз в дуэте с Сергеем Манукяном композицией «Испанское настроение». А какое оно, можно послушать на пластинке группы «Квадро» под названием «Las Vegas» (Boheme Music, 1998).

Экзотика

2003, как и 1999 год, снова ознаменовался дублем. Сначала появился «Шопен в Африке» — собрание авторских прочтений десяти тем Моцарта, Листа, Шопена, Шуберта, Грига, Бородина, Глинки, Листова и Альбинони. То есть, да простят мне поклонники великих композиторов, та самая классика, от которой на сердце рубец, а кишки наружу. Правда, интерпретации Горского и опять-таки «электричество» заставили взглянуть на эти произведения по-новому. «Фортепианный концерт» Грига напомнил небезызвестную группу Supermax, а «Симфония №40» Моцарта — это весьма спорная попытка отыскать в хрестоматийных гармониях североафриканские корни. Лучше всех получились завершающие альбом «Ноктюрн» Бородина и «Романс» К. Листова, которые в конце прослушивания можно смело ставить на repeat. В записи «Шопена в Африке» принимали участие два английских музыканта — Джерими Уайт (конго, калимба, табла, флейты) и Крис «Fat» Хоуп (контрабас, безладовый бас). Ну, а название альбома — чистой воды стеб, потому что классика, она и в Африке классика.
   Вячеслав Горский: «Сразу же за «Шопеном в Африке», где я, восхищаясь своими любимыми композиторами, осмелился по-новому взглянуть на их произведения, последовал диск «Exotic Life», на котором объединены уже ставшие популярными и еще ни разу не игравшиеся пьесы, написанные мной в разное время. Там есть все: реггей, фанк, фьюжн, псевдоафриканские вещицы («Занзибар мама», в которой руководитель вокального коллектива Man Sound Володя Михновецкий с первого раза в студии спел восемь голосов), музыка эпохи Возрождения — «Камилла», аранжированная моим сыном Игорем (лауреатом премии «Триумф-2004» — прим. В.П), горячее латино. А композиция «Ветер странствий» — вообще сплошная электроника. То есть в «Exotic Life» представлен весь спектр моего творчества плюс целая плеяда замечательных музыкантов, среди которых: Аркадий Шилклопер — флюгельгорн, Олег Киреев — саксофон, Владимир Лазерсон — шотландская волынка, Сергей Манукян — вокал и ударные, Юрий Расновский — гитара, Дмитрий Терентьев — флейта и Семен Толчинский — виолончель».

Полная путаница

Если не видеть обложки диска «Баллада дождя» («Синтез дистрибушн», 2004) и не знать, что стоит в CD-плейере, то звучащую из него музыку поначалу можно запросто принять за очередной «Greatest Hits» сладкого саксофониста Kenny G с приглашенными гостями типа Тони Брекстон. По мере того как саксофон Святослава Текучева замолкает, и начинают превалировать клавиши, аналогии с Кенни уходят и появляются вновь, когда в «Осеннем блюзе» яркими красками и полутонами разливается вокал Жаклин Мигаль. Здесь ясно понимаешь, что вместе с природой отдыхает и сама Тони Брекстон. И если, опять-таки, не знать что к чему, то все запросто можно перепутать, скажем, с какой-нибудь из композиций с диска «The Main Ingredient» бабушки Shirley Horn.
   В «Белом рояле» и в последующих композициях, написанных в стиле pop jazz, все становится на свои места. Конечно же, это он — неисправимый романтик Вячеслав Горский. «Связь времен» отсылает нас к уже упомянутому «Soul 2 Soul» (Boheme Music, 1999), ремастированному и переизданному под новым названием «Romantic Dance», и все заканчивается «Шепотом любви». «Не напишешь любовь и печаль расставанья — не измеришь тоску и желание жить». В последнее время Слава начал писать стихи...

Легенда о рыцаре

С появлением «Knight’s Legend» и памятуя о цитатке выше, Горского вполне уместно сравнить с благородным рыцарем. Правда, рыцарь колдует не на лютне, а на черно-белых клавишах, поет дифирамбы не девушкам в топах, а жене Лидии, вырастившей двоих сыновей, и вообще, как принято у умудренных жизнью, движется уже не от простого к сложному, а наоборот. Вячеслав Горский: «Однажды меня спросили, как в дальнейшем будет развиваться музыка. И когда я ответил, что она движется в сторону до-мажора, то у интервьюировавшей меня корреспондентки с радио был просто шок».
   «Knight’s Legend» перечеркивает прогноз музыканта и являет собой весьма разнообразную работу, в которой нашлось место не только для музыки, навеянной творчеством кумиров Горского — клавишников эпохальных 70-х — Рика Уэйкмана, Кита Эмерсона, Джона Лорда и, в особенности, музыкой Гэри Брукера, но и для ностальгического рок-вокала Мехрдада Бади, первого вокалиста «Арсенала», ныне проживающего в городе вечных туманов и дождей.
   Вячеслав Горский: «В 1968 г. мне в руки попала «сорокопятка» арт-рок-группы Procol Harum, где были записаны «Hamburg» и «The Whiter Shade of Pale». Всю ночь я крутил эту пластинку, переставляя ее с одной стороны на другую. Эта музыка буквально перевернула мое мировоззрение. Мог ли я тогда, будучи восьмиклассником музыкальной школы, вообще подумать, что много позже, в 2000 году буду исполнять «Бледнее бледного» с ее автором Гэри Брукером. Во время его приезда в Москву, в клубе «Форте», где праздновали 55-летие музыканта, я сыграл парафраз на тему произведений Procol Harum, после чего Гэри сказал: «Слушай, Слава, я вот тут вспомнил некоторые свои песни, которые я уже давно не играл и не пел. А про «Гамбург» я вообще забыл, что он есть. Оказывается, я писал неплохую музыку».
   Понятное дело, что версия «The Whiter Shade of Pale» просто обязана быть на этой пластинке, но прячется она под названием «Выбор пути» с пояснением в скобочках... (И.С. Бах). Чтобы разобраться что к чему, конечно же, надо послушать.