Персона

Cолнечный зайчик туркменского джаз-рока

Поначалу ансамбль существовал при Гостелерадио Туркменской ССР и по большому счету являл собой вокальную группу в духе народных певцов — бахши с инструментальной поддержкой второго плана. Затем состав музыкантов стал меняться: в «Гунеш» пришли молодые. Самым первым из них был Ришад Шафи, тогда еще с окончанием фамилии на «ев», «проходивший» в нем свою армейскую службу. Со временем неординарный барабанщик вместе с руководителем Олегом Королевым подобрал единомышленников, и инструменталисты «Солнечного» заиграли накрепко переплетенный с восточной традицией... джаз-рок. Постоянно реформировавшийся «Гунеш» стал одним из первых, кому удалось органично соединить сходные между собой принципы мелодической мугамной и джазовой импровизаций. Появились красивые неожиданные аранжировки, а полиритмические композиции с нечетным размером получили свое дальнейшее тематическое развитие.

Мукам-1

Поначалу ансамбль являл собой вокальную группу в народном духе с инструментальной поддержкой

В 1977-м симбиоз этники и джаз-рока оценили на московском телевизионном конкурсе «С песней по жизни», где коллектив был удостоен звания лауреата. А однажды то, что делали молодые музыканты «Гунеша», увидел и услышал клавишник «ВИА-75» Роман Рцхиладзе, предложивший группе поучаствовать на ставшем впоследствии эпохальном фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси (1980). Благодаря этому человеку «Солнечный», которого музыкальное начальство категорически отказывалось выпускать из республики конкретно на это мероприятие, отправился в столицу Грузии. Именно после «Весенних ритмов», где группа произвела настоящий фурор, «Гунеш» получил общесоюзное признание. По решению оргкомитета Ришад Шафи был признан лучшим барабанщиком, а Станислав Морозов лучшим саксофонистом. В общем зачете туркменским музыкантам досталось поделенное с московским «Автографом» Александра Ситковецкого второе место и предоставилась возможность в том же году выпустить в свет на гиганте звукозаписи «Мелодия» свой первый лонгплей «ВИА «Гунеш» с традиционными эстрадными песнями в джаз-роковой аранжировке. Вторая, более соответствующая стилю группы пластинка «Вижу землю» появится все на той же «Мелодии» лишь четыре года спустя.

Ширван

Помимо Олега Королева, в разные годы «Гунешем» руководили Мурад Садыков, Шамамед Бяшимов, Вагиф Ризаев и Ришад Шафи. Компакт-диск «Ришад Шафи представляет «Гунеш» («Богема Мьюзик») объединил в себе композиции как раз с двух вышеупомянутых «винилов». В 1999 г. изощренные формы туркменского дестана, звуки тюйдука, нагары, гиджака, двуструнного дутара, где на нижней струне бесконечно повторяется басовая нота органного пункта, а на верхней узорчатые орнаменты в ладах мукамов («эркеклик муками»), стремительные соло в «Ритмах Кавказа», проникновенный голос Хаджиризы Эзизова в «Будерды» и многое другое наконец-то было запечатлено в современном цифровом формате.
   После тбилисских «Весенних ритмов» «Гунеш» становился лауреатом Всесоюзного конкурса поп-музыки и песни в Ереване (1981), международного «Азия Даусы» (Алма-Ата, 1988), принимал участие в джазовых фестивалях в Донецке (1987), Ашгабате (1989) и Оренбурге (1997), выступал в качестве почетного гостя на болгарском «Золотом Орфее» и польской «Зеленой Гуре», активно гастролировал за рубежом. Солнечные зайчики туркменского джаз-рока «запрыгали» по Восточной Европе, Китаю, Монголии, Лаосу, Вьетнаму, Афганистану, Турции, Сенегалу, Мозамбику, Гвинее-Бисау и по Островам Зеленого Мыса. Композиция «Вьетнамские фрески» на компакт-диске «Ришад Шафи представляет «Гунеш» как раз «следствие» того гастрольного периода и дань уважения людям, которые присвоили музыкантам высокое звание почетных жителей своей страны.

Мукам-2

Музыканты «Гунеша» постоянно менялись. За все время существования через коллектив прошло около 65 человек. Наиболее характерный состав «Гунеша» — это: Ришад Шафи (барабаны), Станислав Морозов (тенор-саксофон), Вагиф Ризаев (альт- и сопрано-саксофон), Александр Стасюкевич (труба), Юсиф Алиев (тромбон), клавишники Олег Королев, Степан Степаньянц, Роберт и Вилли Альбрехт, Шамамед Бяшимов, Михаил Лагунцов (гитара), Ильяс Реджепов (гитара, вокал), Владимир Белоусов (бас-гитара), Гасан Мамедов (скрипка) и Хаджириза Эзизов (вокал). Сотрудничавшие с «Гунешем» Курбан Курбанов, Сабир Ризаев и Хакберды Алламурадов вместе с Гасаном Мамедовым образовали группу «Ашхабад». Они стали первыми из экс-советских музыкантов выпустивших свою пластинку на знаменитом лейбле Питера Гэбриэла Real World и наравне с «Гунешем» прославили Туркмению не только далеко за ее пределами, но практически по всему миру. Шамамед Бяшимов организовал группу «Дестам», а Ильяс Паша «Нистам», трагически ушедший из жизни барабанщик Дмитрий Манукян блистательную группу «Фирюза». Пятеро экс-гунешевцев живут в Германии и играют в различных музыкальных формированиях. Ришад Шафи: «Гунеш» не просто ансамбль. Это целая культура. Поэтому кто бы ни уходил из него, древо и корни все равно живы».

45 градусов в тени

Уже упавший к 1990 г. «железный занавес» своими неразобранными грудами все еще препятствовал взаимопроникновению культур Востока и Запада, и ведомая Бэнни Андерссоном телевизионная «Лестница Якоба» по прежнему расценивалась как некое информационное откровение. В одной из передач самым большим откровением оказалась группа «Гунеш» со «шлягерной» композицией «45 градусов в тени». Она-то и дала название самому знаменитому альбому группы, который заслуживает особого внимания.
   «45 градусов в тени» — это именно то, за что любят и ценят коллектив поклонники со стажем. Все музыкальные акценты сосредоточены на высыпанных в альбом барабанных соло Ришада Шафи. Из большого количества духовых остался лишь саксофон Станислава Морозова, партии остальной «меди» сыграны на клавишных. Заново переиграны «Вьетнамские фрески», а также знакомая по фильму «Решающий шаг» туркменская «Кечпелег» («Горькая судьба»), связанная с именем талантливого композитора Нуры Халмамедова. Она стала полностью инструментальной и в новой аранжировке больше напоминает собой колыбельную. «Ритмы древней земли» продолжают серию удачных попыток «докопаться» до истоков. Это — большая форма барабанного соло с композицией написанной в самый древний музыкальный размер 5/8. Корни размера прочно «сидят» в индийской земле. Но в Индии, Туркмении и вообще в Азии 5/8 играется исключительно в перкуссионном варианте. Сыграть его на современной барабанной установке гораздо сложнее. В «Ритмах» Шафи также использует обычную стеклянную трехлитровую банку на которой играет надетыми на пальцы наперстками. В следующем далее «Волшебном халате» на клавишных играет ныне проживающая в Канаде супруга Ришада Ирина. Ее же вокал в заглавной композиции и самое активное участие в «Ляне» — молдавской народной теме — импульсивном ответе гунешевцев на знакомство с музыкантами-гагаузами.
   Были страны, куда удавалось попасть только при помощи телемостов и телеконкурсов. Во время одного из них, проводимых Юрием Николаевым и живой легендой Томасом Долби, «Гунеш» попал в США. Как иллюстрация того, что услышали поклонники биг-маков и диетической «Пепси-колы», записанная на «45 градусов в тени» композиция «Моим друзьям». Но еще раньше была композиция «В путь», сыгранная прямо в «Боинге». Уместившиеся в проходе салона самолета 40 барабанов и «атакующий» их Шафи — таков сюжет еще одного из клипов того времени.

Мукам-3

В жизни каждого музыканта бывают периоды, когда о нем начинают говорить как бы в прошедшем времени. Поэтому появление Ришада Шафи на «Zildjian Day in Moscow» (1997) вместе со специально прилетевшими из Германии и Туркмении музыкантами «Солнечного» Станиславом Морозовым, гитаристом Михаилом Чарыевым, перкуссионистом Хакберды Нагара Изарб Алламурадовым, (играл с такими столпами, как Питер Габриель и Билли Кобэм — прим. В.П.), «народниками» Чарыяром Джумаевым, Магометом Карсановым, Аширом Суюновым и бас-гитаристом Сергеем Парамоновым, занявшим в тот памятный вечер место за звукорежиссерским пультом, произвело настоящий фурор. Еще большим сюрпризом оказался выход Ришада Шафи на сцену Красной Площади в постановке Андрона Кончаловского «Наша древняя столица», посвященной 850-летию Москвы и участие легендарного барабанщика в составе симфонического оркестра... п/у Валерия Гергиева на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.

Мукам-4

В самом начале третьего тысячелетия Ришад Шафи неожиданно для всех выпустил пластинку «Песни без слов», на которой «скрестил» восточных исполнителей со звездами российской поп-музыки, явив миру неожиданные тандемы типа Андроника Месропяна с Кристиной Орбакайте или Камаля Баллана с Сергеем Пенкиным. К выходу готовятся еще два альбома этой серии.
   Идея взаимопроникновения культур вылилась в совместный проект Ришада Шафи с индийским перкуссионистом Кешабом Канти Чоундри. В рамках «Соревнования двух ударных систем», где воедино слились звуки таких инструментов, как зарб, дойра, гоша-нагара, нагара-каста, табла, пакавай и кхол, музыкантам удалось соединить чисто индийскую культуру с культурой других восточных народов. Сродни этому проекту — «Сотворение мира». Музыканты из разных стран в студии накладывают свою игру на заранее записанную тему. Ришад Шафи: «В Москве практически каждый день выступают музыканты из разных стран. Я знакомлюсь с ними, рассказываю про проект и приглашаю поучаствовать в нем. Я хотел закончить, когда было ровно 22 трека, но мне сказали, что тем самым я обижаю другие национальности. Чтобы никто не остался обделенным, надо включить исполнителей из всех стран мира, которых сейчас уже около двухсот. На каждого у меня выделено по две минуты, а в итоге должно получиться девять пластинок».
   Время от времени Шафи экспериментирует со звуком и электроникой, приводя спящих и видящих остров Ибицу тинейджеров в священный трепет, а знатоков в легкое, граничащее с раздражением, недоумение. На самом деле — это «обкатка» еще незавершенного барабанного шоу, в котором музыкант собирается показать эволюцию человека через барабаны, начиная с игры на камнях и ракушках. Далее гомо сапиенс продолжит свое развитие через все национальные восточные барабаны, вместе с прозрачным пластиком ударных перейдет в ностальгическую эру диско, затем погрузится в гунешевский блок из джаз-роковых композиций и подойдет к сегодняшнему дню самых высоких технологий, до которых, постоянно обращаясь к собственным корням, с честью добрался и «Солнечный».