Видеоколлекция

Суперсемейка: отцы и дети шпионов

В мартовском номере мы рассказали, как создавался «Алеша Попович и Тугарин Змей» — лучший отечественный мультфильм 2004 г. Теперь настало время поговорить о «Суперсемейке», лучшем, судя по двум «Оскарам», американском мультике за тот же отчетный период (кстати, 24 марта он официально выходит в России на DVD). Фильмы совершенно разные — тем больше поводов для их сравнения, как это ни парадоксально. «Алеша» рождался вопреки всему — при малом бюджете, в страшной спешке. А чему обязана успехом «Суперсемейка»? Только ли размеренному труду высокооплачиваемых специалистов?
   
   Попытаемся отследить, как, по выражению Константина Бронзита, режиссера и соавтора сценария «Алеши Поповича», мультфильм делается в нормальных условиях, у взрослых людей в Голливуде. Но чтобы разговор стал предметным — несколько слов о сюжете «Суперсемейки».

Отпетые супермены

Герой — да не просто, а так, чтоб все слово большими буквами — неизменно люб почтеннейшей публике. На защиту позовешь — не откажет, а при случае позволит и пошутить над собой, дать нам, простым смертным, возможность потешить самолюбие, а то и над всем жизненным укладом посмеяться. Узнали Алешу Поповича? Такова и суперсемейка.
   Многие годы ее будущий глава Мистер Невероятный верой и правдой служил в ФБР делу спасения мира. То поезд-беглец остановит, то в горящий небоскреб войдет. О поговорке «не делай добра — не будет зла» он и не слыхивал. А жаль. Недавние жертвы… подали на него в суд за моральный ущерб! Ушлые адвокаты повернули закон так, что «суперный отдел» пришлось ликвидировать. И очутился пуленепробиваемый мужик в отставке без пенсии. Переучился на банковского клерка, завел фамилию — то есть имя (Боб Парр) и семью: взял в жены Эластику, тоже отставную супердаму, нажил троих детей. Остепенился, облысел, исправно отращивает пивное брюшко, но душа-то подвига просит! (Сами понимаете, ломать — не строить.) К тому же детишки пошли в папу с мамой: дочка Вайолет может стать насквозь прозрачной или окутаться защитным полем, сынишка Дэш пешком самолет обгоняет. Словом, истосковались ребята по настоящему делу. А на супермена в голливудском фильме, как известно, и злодей бежит. Мир вновь решил покончить с собой, да так, чтобы помешать этому могла только суперсемейка. Ну, а остальное, как говаривал один из героев «Бриллиантовой руки» — дело техники. Анимационной.

Сходство и различие

Параллели в творческой жизни режиссеров «Алеши» (Константин Бронзит) и «Суперсемейки» (Брэд Бёрд) напрашиваются невольно. У обоих это, если можно так выразиться, второй полнометражный дебют. Раньше они работали, главным образом, в малой форме (Бронзит — в авторской мультипликации, Бёрд — над сериалом «Симпсоны»), однако за плечами у них и по одному крупному проекту. Бронзит был художественным руководителем группы, создававшей «Карлика Носа», Бёрд режиссировал «Железного гиганта». Далее начинаются различия.
   Если решение снимать «Алешу» возникло на студии «Мельница» в одночасье, то с идеей «Суперсемейки» Бёрд носился десяток лет, а то и больше. Руководству компании 20th Century Fox она казалась сумасбродной — зачем рисковать, когда «Симпсоны» еженедельно приносят многомиллионную прибыль? Однако XX век миновал, устарело не только название киностудии, но и ее политика. Успех «Шрека» посрамил консерваторов из Fox, но Бёрда к тому времени они уже потеряли — он заинтересовал своим сценарием студию Pixar, зачинательницу трехмерной компьютерной анимации, создавшую такие суперхиты, как «Приключения Флика», «Корпорация монстров» и «В поисках Немо».

Новые горизонты

Pixar существует всего десять лет, но уже успела завоевать репутацию первопроходца. Ее первый же полнометражный фильм («История игрушек», 1995) был настоящим прорывом в компьютерной анимации, и каждый следующий проект неизменно становился новаторским. В «Приключениях Флика» ожил фон, появились персонажи, способные сжиматься и растягиваться, «Корпорация монстров» доказала, что мех и волосы, ранее считавшиеся неподвластными оцифровке, можно передавать реалистично; «В поисках Немо» действие было перенесено под воду, и вновь изобразительный ряд оказался безукоризненным.

Кожа да кости

Тем не менее оставался один заповедный край, куда не решались вторгнуться художники студии. Центральными персонажами в их фильмах никогда не становились люди (Бу в «Корпорации монстров» — не в счет, к тому же она технически реализована значительно слабее рогатых-мохнатых чудищ). Повторять найденное в «Шреке» они считали ниже своего достоинства, их устраивала лишь полная победа над конкурентами. Для этого нужно было совершить невыполнимое: «Реалистично анимировать человека практически невозможно, поскольку всю жизнь мы видим вокруг именно людей и если в них хоть что-нибудь окажется не так, мы это подметим тут же», — справедливо считает режиссер. Сценарий «Суперсемейки» позволял найти компромиссное решение. Поскольку героями выведены не просто люди, а супермены, полного сходства с реальностью добиваться не приходилось. Бёрд поставил перед художниками задачу создать персонажей из комикса, но способных на правдоподобную мимику и движения.
   Впрочем, и ради этого аниматорам приходилось работать на пределе возможностей. По словам технического директора Рика Сэйра, «для создания картины нужно было преодолеть все мыслимые и немыслимые трудности. Легче всего, конечно, было бы опустить руки, но мы уже привыкли жить под девизом: «Раз это невозможно, значит, получится». Вдохновение черпали прямо из сценария. Мы полюбили его всей душой и не могли идти на компромиссы, чтобы облегчить себе жизнь».
   Чтобы персонажи ожили в полном смысле слова, всем так называемым цифровым скульпторам (тем, кто разрабатывает компьютерные модели героев) выдали по учебнику анатомии. Кроме того, были засняты на видео распространенные движения людей — ходьба, бег и пр. Работа началась с изучения того, как устроен человеческий скелет и как крепятся к костям мышцы.
   Первым анимировали мистера Невероятного. «Поскольку он — самый мускулистый, моделировать его было труднее всего, — рассказывает Сэйр. — Мы разработали совершенно новую «липучую» технологию, позволяющую показать, как под кожей перекатываются мышцы». Из программистов аниматоры превратились в настоящих художников, точнее сказать, в актеров-кукловодов, управляющих движениями и мимикой героев при помощи компьютерной мышки. Оживлять только скелет персонажа, как это обычно делалось раньше, создатели «Суперсемейки» посчитали недостаточным — они учитывали поведение мышц, жирового слоя между ними и кожей и самой кожи. Особенно трудным считается анимировать плечевой сустав, но специалисты Pixar преуспели и здесь.
   Когда полная компьютерная модель Боба была завершена, ею пользовались как шаблоном для анимации других персонажей — с учетом их особенностей, конечно. Например, у героинь нет столь же выраженной мускулатуры, как у Боба, однако дельтовидная мышца работает у них так же. Сложнее всего было оживить супругу Боба, Элен Парр (прозвище Эластика), способную вытягиваться, гнуться и сворачиваться петлями как змея. Для этого была написана уникальная компьютерная программа.

Грим и парики

Ни для кого не секрет: анимированный персонаж воспринимается настолько «всамделишным», насколько реалистично выглядят его кожа и волосы. Недаром говорят — величие жизни познается в мелочах. В данном случае эти «мелочи» сводились к достоверной игре света и тени на лицах, а также к тому, как ведут себя их прически.
   С самого начала Бёрд настаивал на том, чтобы кожа героев была идеальной — никаких прыщиков или веснушек. На то они и «суперы»! Так что текстура кожи была упрощена сознательно. Однако при этом лица не должны были выглядеть пластмассовыми. В общем, простота оказалась обманчивой.
   Для анимации кожи разработали компьютерную технологию, названную «внутреннее рассеяние». В ее основе лежит тот факт, что мы видим кожу в свете, отраженном не только от ее поверхности, но и от внутренних слоев. «Сравните белую краску и молоко, — говорит Рик Сэйр, — и вы поймете, что мы имели в виду. Краска отражает весь свет от поверхности, молоко пропускает часть света, которое частично рассеивается в толще, а частично отражается. Примерно такие же свойства у кожи, поэтому наш подход оказался необычайно действенным. Персонажи буквально ожили».
   Совершенно иной подход к прическам. Они реалистичны потому, что разнообразны. Эластика носит короткую модельную стрижку, у Вайолет волосы длинные, ниспадающие на плечи. Марк Хэнни, глава отдела анимации волос и одежды, рассказывает: «Прическа всегда была для аниматоров камнем преткновения. Работать с миллионами волосков, обладающих сразу несколькими параметрами (блеск, упругость и пр.) и взаимодействующих по сложным законам — шутка ли? Стоит герою повернуть голову или ветру подуть, и волосы лягут по-новому. Самой капризной оказалась прическа Вайолет. Работа над фильмом перевалила за середину, а мы все не могли решить проблемы связанные с ее шевелюрой. Не раз мы порывались подстричь Вайолет «под машинку», но понимали: ее манера носить волосы является неотъемлемой частью ее личности. Дело кончилось тем, что для разных сцен были созданы разные прически — всего пять, поведение каждой описывалась особой математической моделью в зависимости от скорости движения, направления ветра и изменения гравитации, когда Вайолет включает защитное поле».
   Высокие требования рождают и выдающиеся результаты — прическа Вайолет стала едва ли не главным техническим достижением картины.

По одежке провожают

Наконец внешность и поведение героев были доведена до совершенства. Оставалось одеть их. Дело за малым, скажете вы. Ничего подобного! Гардероб для «Суперсемейки» стал самым дорогим во всей, пока еще краткой, истории компьютерной анимации. Дело в том, что костюм тоже должен вести себя на герое реалистично — не висеть мешком и не обтягивать, как резина. Придумали технологию «глазирования», особенно ценную для облегающих костюмов. Она анализирует особенности движения или позу персонажа и создает алгоритм поведения одежды для каждого кадра. Помог солидный опыт анимации одежды у подчиненных Марка Хэнни — вспомните, как сидела майка на девочке Бу, героине «Корпорации монстров». И все же… «На съемках «Суперсемейки» я понял, что легче анимировать взрыв целой планеты, чем достоверно показать, как один мультгерой хватает другого за рубашку».
   Огромное внимание было уделено и специальным эффектам. В картине более 2200 сцен, из них треть насыщена спецэффектами. Конечно, в картине будут и выстрелы, и взрывы, и пожары, но самым «трюковым» эпизодом создатели считают вполне реалистичную сцену ссоры за обеденным столом. Начавшись с обычной трапезы, она переросла в полный хаос — этакий анимированный вариант «репетиции» из классического советского фильма «Веселые ребята». Нужно было постоянно менять ракурсы, но так, чтобы зритель не забыл, где сидят герои, а сами создатели не забыли, кто из персонажей в кого и чем запустил.

Подводим итоги

Рассказывая о киностудии «Мельница», продюсер Александр Боярский сказал, что над созданием «Алеши Поповича» трудилось около 150 человек. В титрах «Суперсемейки» упомянуто ни много ни мало 622 (шестьсот двадцать два) человека. «Алеша» делался полтора года, «Суперсемейка» — как минимум, в два раза дольше. Отсюда закономерное: по сравнению с «Каликом Носом», предыдущей работой «Мельницы» в техническом исполнении «Алеша» — явный шаг назад, «Суперсемейка» по сравнению даже с «Поисками Немо» — настоящий прорыв. И все же общее есть. Оба фильма с одинаковым успехом утверждают семейные ценности, подтрунивают над российским богатырем и его американской разновидностью — суперменом. Ведь не силой единой живо человечество. И слава богу!

Родная речь
   Голос для мультипликационного персонажа важен не меньше, чем внешность, потому к подбору актеров создатели подошли очень тщательно. Боба Парра озвучил Крэйг Т. Нелсон, известный по фильму «Полтергейст», Эластику — Холли Хантер, получившая «Оскар» за роль в картине «Пианино», друга семьи, мистера Заморозко — Сэмюэл Л. Джексон («Звездные войны, Эпизоды I-III»), главного злодея — Джейсон Ли («Почти знаменит»). А самая интересная героиня второго плана, Эдна Моуд, аналог «Эм» из фильмов о Джеймсе Бонде, говорит голосом режиссера.

Иллюстрации любезно предоставлены концерном «Видеосервис»