В 1998 году в Рейкьявике проходил сборный концерт артистов английского лейбла Fat Cat, где музыканты Sigur Ros и познакомились с ди-джеями, ведущими вечер, а через них — с руководством лейбла. Побывав на их выступлениях, менеджеры Fat Cat предложили исландскому трио контракт. Как результат, в 1999 году вышел дебют Sigur Ros на новом лейбле под названием Svefn-g-englar. Чтобы подготовить эту запись, музыканты ввели в состав клавишника и гитариста Хьяртана Свейнссона (Kjartan Sveinsson), а вместо Агуста Гунарссона пригласили в качестве ударника Урри Дюрасона (Orri Pall Dyrason). Альбом, пропитанный легкой меланхолией, как всегда пробудил в рецензентах желание докопаться до главных «учителей». Назывались имена Mogwai, Tangerine Dream, Bark Psychosis и My Bloody Valentine. Участники Sigur Ros в принципе не спорили, хотя и утверждали, что некоторых из них никогда даже не слышали.
Отважно заявляя, что они «полностью изменят будущее музыки», исландский квартет изобретает собственный стиль, строит собственный музыкальный мир, исполненный драматизма, романтичный и отталкивающий одновременно. В их вопиющей оригинальности отчасти «виновата» родина. Исландия, которая, как известно, никогда не была центром рок-н-ролльной культуры, околдовывает раз и навсегда. Музыканты Sigur Ros не представляют, как могли бы долго жить за ее пределами, не говоря уж о том, чтобы покинуть ее навсегда.
Sigur Ros с первых шагов всегда отличала экстравагантность, чтобы не сказать — дерзость. Вокалист Биргиссон, например, изобрел специальный язык («никто не понимает его, кроме меня»), на котором написаны все песни группы. Это невероятная смесь исландских слов и звуков собственного сочинения, так что буквально понять их тексты не могут даже соотечественники. Но это не мешает Sigur Ros завоевывать симпатии меломанов всего мира, равно как и критиков самых строгих музыкальных изданий. Своей электрогитарой Jonsi Birgisson тоже пользуется специфически, играя на ней с помощью смычка, как на виолончели. А те, кому посчастливилось побывать в свое время на их первых «live show», подтвердят, что ничего подобного больше нигде не видели: в зале никакого освещения, кроме многочисленных свечей, пол устлан индийскими коврами, а воздух наполнен благовониями.
Стилистика больших концертных программ была, конечно, другой, более привычной широкой публике. После издания альбома около года четверка провела в гастролях с Will Oldham, Low, Fuck и Emir Kusturica, выступая у них на разогреве.
К великому изумлению фанов группы уже через год Sigur Ros представили второй альбом «Agaetis Byrjiun» (1999). Собственно, в такой скорострельности не было ничего удивительного, потому что запись была практически готова уже в 1998-м. И оказалась не менее дерзкой и вызывающей. Sigur Ros звучат, как современная инкарнация Dead Can Dance или This Mortal Coil. «Svefn-G-Englar», один из синглов, вышедших в Великобритании, длится целых десять минут. Скажем так, нетипичное время звучания. Тем не менее, песня очень эффектно вписалась в недавний хит кинопроката «Vanilla Sky». Одна из мелодий на альбоме, «Bium Bium Bambalo» — версия древней исландской колыбельной, которая передавалась из поколения в поколение.
Музыкальная пресса Великобритании благосклонно отозвалась об этом диске, европейский слушатель почтил исландцев своим вниманием, и даже в США группа была объявлена культовой — когда выяснилось, что сам Брэд Пит фанатирует Sigur Ros.
Готовясь к европейскому турне 2000-го года, Radiohead выбрали именно исландцев в качестве разогревающей команды. После гастролей с Radiohead Sigur Ros провели самостоятельное мировое турне в поддержку своего второго альбома. В рамках тура они объехали полмира, начиная с Соединенных Штатов (где зажигали на фестивале Coachella) и Бразилии и заканчивая Европой, а потом и Японией.
Название диска, которое переводится как «Хорошее начало», оказалось символичным. В 2001-м году за этот альбом группа удостоилась премии Shortlist Prize, американского аналога Mercury Music Prize. Среди музыкальных экспертов, отдавших голоса за Sigur Ros, значились Beck, Trent Reznor, Macy Gray, Dave Grohl, продюсеры Ross Robinson, Mos Def и Dan The Automator.
В 2001 году они приняли участие еще в одном эзотерическом проекте — записи звуковой дорожки к фильму своего соотечественника режиссера Frorik Por Frioriksson. Окончательный вариант саундтрека, написанного исландским композитором Hilmar Оrn Hilmarsson, включал две композиции Sigur Ros. Плоды их совместного труда были опубликованы отдельным диском под названием «Angels Оf Universe» в 2001 году. Тогда же группа записала звуковую дорожку к документальному фильму о бездомных Рейкьявика. Эта работа отдельно никогда не издавалась, но с записью можно познакомиться на официальном сайте группы. Еще одна довольно авантюрная затея, в которую они с легкостью позволили себя втянуть, — музыкальное сопровождение для откровенной поэзии исландского автора Didda.
После этого кино- и поэтического экскурса музыканты принялись обрабатывать новый материал, который лег в основу их следующего релиза. Студийные сессии проходили с января по март 2002 года в Рейкьявике, а сведение записи — летом в Англии, в студии Питера Гэбриела Real World. Альбом, вышедший осенью 2002, стал достойным продолжением интригующего сериала Sigur Ros. Лонгплей, по не обнародованным соображениям, остался без названия, на его практически голой обложке красуются только две скобки, обнимающие пустоту, а все восемь треков названы одинаково: «Untitled», то есть «Без названия».
23 июня Sigur Ros выпустили новый альбом, который они и представят московской аудитории в клубе Б1Maximum (ул. Орджоникидзе, 11).
Состав:
Йон Тур Биргиссон (Jónsi - Jón Þór Birgisson, вокал, гитара)
Георг Хольм (Georg Hólm, бас-гитара)
Хьяртан Свейнссон (Kjarri - Kjartan Sveinsson, клавиши, гитара)
Урри Дюрасон (Orri - Orri Páll Dýrason, ударные)