IN GOWAN RING
«Банально, но это так – эстетическое чувство наполняет вашу жизнь смыслом. В последнее время мне все больше и больше кажется, что способность эстетически воспринимать мир есть необходимое условие для существования человека как рядом с себе подобными, так и в рамках остального мира – иными словами, необходимое условие для выживания человека как биологического вида. Если придерживаться антропоцентрической точки зрения, то окажешься оторванным от абсолютной реальности, составляющей основу бытия. Музыка в этом смысле – превосходный инструмент, который позволяет восстановить атрофированную способность человеческого сознания осмысленно и ответственно реагировать на окружающий мир. Музыка, как и любая форма искусства – это сила (пускай порой и неосознанная), позволяющая нам достичь состояния осознанности, открывающая перед нашим взором благородную красоту высшей реальности». (B’Eirth, интервью вебзину Seidr, 2002)
Один из самых глубоких и волнующих проектов современной нео-фолк-сцены, стоящий особняком на фоне общих ее тенденций, далекий от идеологии, политики и формальных противопоставлений, абсолютно интровертный, но близкий многим, американский коллектив In Gowan Ring образовался в 1992 году после распада американской группы Mary Throwing Stones, где B’Eirth был одним из основных участников. Тот коллектив, сформировавшийся в конце 80-х, играл экспериментальный apocalyptic folk с примесью психеделического нойза и по звучанию напоминал нечто среднее между Current 93, Crass и Virgin Prunes. Выпустив три альбома на небольших американских лейблах, в 1991 группа официально прекратила свое существование. В это время B’Eirth решает создать свой собственный проект, близкий по форме и содержанию к творчеству менестрелей средневековой Франции.
Название нового проекта (дословно «В кольце маргариток») несет в себе некий ключ к пониманию его сути, очерчивая основные темы исследований артиста – «Маргаритка (gowan) - это полевой цветок. В том месте, где растущие цветы образуют круг, часто происходит что-то необычное. В переносном смысле, когда кто-то одержим некими таинственными, энергетически последовательными событиями, он может считать себя находящимся внутри этого круга". (B’Eirth, интервью вебзину gothic.ru, 2000)
Первые выступления In Gowan Ring проходят в 1992-93 годах в сиэттлских клубах и арт-галереях, в состав группы входят в том числе бывшие коллеги B’Eirth по Mary Throwing Stones. Звучание проекта в то время можно охарактеризовать как чарующий дарк-фолк, находящийся под сильным влиянием старинной музыки и европейского фольклора. Артист исследует музыкальное и поэтическое творчество средневековых трубадуров и труверов, комбинируя их с разнородными приемами, характерными для его предыдущих коллективов и добиваясь красивого и оригинального звучания.
В 1994-ом году In Gowan Ring подписывает контракт с легендарным World Serpent Distribution, лидирующим на тот момент лейблом по дарк- и апокалиптик-фолку, бывшему в то время домом для Death In June, Current 93 и Sol Invictus. Выходит дебютный CD «Love Charms», самый ритуальный, загадочный и необычный в дискографии группы. Атмосфера, которую артистам удалось создать на этом альбоме, поражает своей естественностью и в то же время сказочностью. Слушатель пребывает целиком во власти ощущения, что он находится в уединенной лесной избушке, где происходит сначала подготовка к некому колдовскому обряду, а затем и само волшебное действо. Однако, настроение альбома весьма далеко от чернухи или, тем более, сатанизма – совершающийся обряд скорее домашний и уютный, возвращающий человека в его состояние единения с природой и освобождающий от позднейших цивилизационных наслоений. При этом In Gowan Ring удалось избежать также описательной этнографичности – будучи внутренне светлым и позитивным, ритуал все же вполне психеделичен, и неизбежный морок обволакивает слушателя без всяких скидок на присущую современному человеку отстраненность и привычку считать, что все понарошку.
Альбом был позитивно встречен критикой и слушателями, и на волне возрастающего интереса публики к нео-фолку, характерного для второй половины 90-ых, In Gowan Ring быстро становится известным и уважаемым проектом. В 1997-ом году выходит второй альбом группы под названием «The Twin Trees», издателем вновь выступает WSD. Оставаясь стилистически в русле дебютного диска, эта работа демонстрирует заметный прогресс в аранжировках и уверенности исполнения, хотя и несколько проигрывает ему в целостности атмосферы и волшебном очаровании.
Столь заметный перерыв между альбомами характерен для B’Eirth – обычно на создание диска уходит два-три года. Подавляющее большинство всех партий он придумывает сам, тщательно подбирая артистов для последующей записи и кропотливо работая над альбомом, достигая задуманного с совершенной точностью. Вдохновение для сочинения своих композиций B’Eirth черпает из впечатлений от многочисленных путешествий и разнообразных мест, посещенных и прочувствованных им. Так, дебютный альбом во многом инспирирован мистической атмосферой Праги, а третий диск «The Glinting Spade» (1999) создан под впечатлением от проведенного в полном одиночестве жаркого лета в пустынях южной Юты. In Gowan Ring помногу и подолгу гастролирует, как в США, так и в Европе – практически все время, пока существует проект, B’Eirth живет жизнью бродячего трубадура, нигде не задерживаясь подолгу и кочуя с места на место, сочиняя и исполняя свои песни, а также европейский традиционный фольклор перед самой разной аудиторией, включая концерты для детей. «… недавно играли для одной городской начальной школы. Играть для детей очень весело и довольно сюрреалистично.» (B’Eirth, интервью вебзину gothic.ru, 2000)
В начале нового тысячелетия музыка In Gowan Ring претерпевает некоторые изменения, материал становится менее психеделичным и ритуальным, больше внимания уделяется песенной структуре композиции, ее основной теме и словам. Вышедший в 2002 году четвертый альбом проекта «Hazel Steps Though A Weathered Home», в создании которого принимают участие Майкл Мойнихэн и Аннабель Ли из Blood Axis, является первым проявлением новой тенденции в творчестве B’Eirth. Кристальные минималистичные аранжировки и исключительной красоты мелодии, проникнутые меланхолией и прозрачной осенней грустью, близки к совершенству как никогда.
Сотрудничество с Майклом и Аннабель не ограничивается этим альбомом. Помимо многочисленных живых выступлений In Gowan Ring, в которых они играли в составе его группы, B’Eirth неоднократно сам участвует в концертах Blood Axis. Среди прочих коллабораций можно также отметить его работы с Waldteufel, Alio Die, Backworld, Matt Howden (Sieben) и Ian Read (Fire&Ice), как живые, так и студийные – являясь мультиинструменталистом и владея почти двадцатью инструментами, многие из которых он сделал сам, B’Eirth часто получает приглашения от коллег по дарк-фолковой сцене исполнить специальную партию в их проектах. Кроме того, артист часто играет роли в любительских и полупрофессиональных театральных постановках, в числе его ролей Чеширский Кот в Алисе «Льюиса Кэрролла» и Оливер Твист в одноименном произведении Диккенса.
В конце 2005 года B’Eirth записывает первый альбом своего нового проекта «Birch Book», явившегося для многих поклонников его творчества большим сюрпризом. Хотя привычная для In Gowan Ring готика и психеделия по прежнему присутствует, группа привнесла в свой саунд ряд очевидно «построковых» элементов, впрочем, из числа самых сдержанных и мягких в этом стиле. К приемам, типичным для британского фолка, добавились и чисто американские инструментальные средства, характерные для североамериканской почвенной музыки. Однако, несмотря на изменения в звучании, рефлексия, столь присущая творчеству B’Eirth, никуда не исчезла, разве что к меланхолии добавилось немного оптимизма, а печаль стала светлее и мудрее.
В записи альбома не использовалось совершенно никаких электронных инструментов, что в наше время довольно нетипично даже для фолка, но результат получился отнюдь не старомодный, а скорее вневременный. Впрочем, электричество на альбоме все же присутствует, заметнее всего гитарные партии, исполненные на Телекастере Сэтом Имсом. В работе над диском вновь приняла участие Аннабель Ли из Blood Axis, записав партии альта в ряде композиций. Критики отмечали: «Весьма очевидно, что лучшие песни B’Eirth заслуживают простейшей аранжировки, которая позволила бы им по-настоящему просиять. Совершенное качество композиции станет возможным оценить действительно по достоинству, когда оно не будет сокрыто слоями инструментальных партий. Новый альбом станет для многих неожиданностью, он не слишком экспериментальный, шумовой или психеделический, он помещает мистический фолк старых артистов типа Донована в современный контекст, одновременно определяя новый индивидуальный путь развития для своего создателя. Это смелый шаг и прекрасный альбом – целостный, красивый и зачастую весьма волнующий» (из рецензии на альбом «Beirth’s Birch Book», Марк Койл, «The Unbroken Circle», 2005).
Несколько вещей из этого диска будут исполнены и в Москве, однако большая часть представленной программы всё же будет включать композиции основного проекта B’Eirth – In Gowan Ring. Исполненные в новой, более камерной и минималистичной интерпретации, близкой к звучанию Birch Book, они предстанут обновленными даже перед теми поклонниками группы, кто давно знает их наизусть, ничуть не потеряв при этом ни в выразительности, ни в красоте, ни в очаровании, столь присущим им с самого начала.
4 июня, воскресенье
Москва
центр Дом
Большой Овчинниковский пер. 24, стр. 4
тел. (495) 953-72-36
http://www.dom.com.ru/
начало в 20.00
вход 500 руб.
(для студентов - 400 руб.)