Новости музыки и кино

Российский тур мировых звезд жанра Apocalyptic Folk

Российский тур мировых звезд жанра Apocalyptic Folk
В ноябре 2005 г. в рамках европейского турне «The Men Among The Ruins» пройдут концерты двух легендарных коллективов, относящихся к apocalyptic folk-сцене. Австрийский проект Allerseelen уже знаком постоянным посетителям ежегодного международного фестиваля индустриальной музыки Heilige Feuer, в котором он принимал участие в 2003 г. Группа Changes, предтечи стиля dark folk, приедет в Россию впервые. В туре примут участие и российские команды – концерт в Санкт-Петербурге откроют питерцы Ritual Front, московский концерт начнется с выступления Neutral.
   
   CHANGES
   Американский дуэт Changes образовался в 1969 г. С различными изменениями в составе и некоторыми перерывами его деятельность продолжалась до конца 70-х. После того, как группа распалась, оба ее лидера, Роберт Тэйлор и Николас Теслук, продолжали сочинять песни и писать стихи по отдельности, не планируя продолжать совместную музыкальную карьеру. В 1993 г. книга стихов Роберта под названием «Lyrics And Ballads» попалась Майклу Мойнихэну, лидеру культовой индустриальной группы Blood Axis и хозяину издательства и лейбла Storm. Заинтересованный содержанием книги, в надежде, что для этих текстов есть и музыка, он навел справки и разыскал автора. Так, на фирме Storm в ассоциации с немецким лейблом Cthulhu вышел первый компакт-диск Changes с записями 60-70-х под названием «Fire Of Life». Диск был тепло встречен прессой, у группы появились поклонники, и Changes решили продолжать. В 1995-м дуэт приехал в студию Absenta в Колорадо, где впервые за 18 лет Николас и Роберт вновь играли вместе. Материал этой трехдневной сессии вошел в альбом «Legends» (1998), однако помимо него была записана дюжина акустических баллад, составивших изданный в прошлом году диск «Orphan In The Storm».
   Музыка Changes представляет собой достаточно традиционный фолк начала 70-х. Отличает группу от множества других проектов того времени, прежде всего, настроение и направленность текстов. Ницшеанство, традиционализм, апокалиптические настроения, эзотерика и психеделия – все это в той или иной мере было присуще ансамблям той поры, однако только у Changes все это соединялось в таких же пропорциях и было выражено с такой же яркостью, как у лидеров дарк-фолка, музыки, сформировавшейся много позже. Сейчас Changes по праву заняли свое место как предтечи стиля, получив запоздалое, но заслуженное признание его поклонников. Простые, но трогательные, порою грустные и даже мрачные, иногда светлые и проникнутые надеждой мелодии дуэта не оставляют равнодушными сердца слушателей, а тексты, образные и точные, заставляют задуматься о том, что происходит вокруг.
   
   ALLERSEELEN
   Австрийский проект Allerseelen определяет свое творчество как Apocalyptic Krautpop + Industrial Folklore. Несомненно, нестандартное определение, но музыка Allerseelen чужда стилевых привязок и выходит за рамки устоявшихся представлений о том или ином жанре, заставляя вводить новые понятия и создавать новый язык для ее описания.
   История проекта начинается в конце 80-х, когда поэт, мистик и издатель эзотерического журнала Aorta Герхард Петак, использовавший в то время псевдоним Kadmon, опубликовал первые свои музыкальные произведения. Созданного за несколько лет материала хватило на 8 альбомов, изданных Кадмоном самостоятельно на кассетах в 1989-1990 гг. Музыка раннего периода была по сути дела продолжением и дополнением исследований, проводимых Герхардом на страницах своего журнала. Среди тем, рассматривавшихся «Аортой», можно обнаружить как эзотерическую конспирологию (Монсегюр и катары, общество «Аненербе», Фридрих II) и европейскую традицию (митраизм, итальянский культ змей, арагонский праздник Каланда, мистические аспекты католицизма), так и некоторые современные явления и персоналии, представляющие интерес для конспиролога и традиционалиста (Кеннет Энгер, Чарльз Мэнсон, Майкл Мойнихэн и Blood Axis, Burzum). В процессе работы над материалами для журнала Герхард постоянно чувствовал, что раскрывать исчерпывающе столь сложные и многомерные темы посредством одного лишь словесного выражения просто невозможно, и только музыка могла помочь выразить тонкие нематериальные нюансы, ускользающие с кончика пера.
   Результат был превосходен – дыхание магической и ритуальной вселенной явственно ощущается в этих работах, слушающихся и сейчас, 15 лет спустя, свежо и актуально. Формально впитав в себя влияния как ритуального индастриала типа раннего Current 93, Zero Kama или Zoviet France, так и традиционной ритуальной музыки, прежде всего тибетской, звуковые структуры Кадмона были уникальны и ни на что не похожи, перенося слушателя в девственные леса древней Европы, погружая в атмосферу забытых ритуалов, пробуждая подавленные современной цивилизацией архетипы. В музыке того времени, основанной на простых, но в то же время странных ритмах, помимо сэмплеров и синтезаторов использовались флейты из человеческих костей, разнообразная перкуссия, множество различных редких натуральных инструментов, что усиливало ритуальное воздействие и создавало удивительную ауру, будто сотканную из теней прошлого.
   В 1994 г. Allerseelen выпускает первый CD «Cruor», в который вошли лучшие треки с ранних кассетных альбомов, а в следующем году выходит второй компакт-диск «Gotos=Kalanda», основанный на работах немецкого мистика Карла-Марии Вилигута, знатока рун и древнегерманской традиции. Двенадцать треков посвящены двенадцати месяцам готского календаря, составлявшим годичный цикл у древних европейских народов. Музыкально альбом стоит особняком, уникальный сплав шершавых абразивных маршевых ритмов с элементами ритуального индастриала оказывал на слушателя своеобразный трансовый эффект, при этом парадоксальным образом вызывая ощущение бодрости и устремленности вперед. В это же время у проекта выходят совместные миньоны с культовым американским проектом Blood Axis.
   В 1997 году издается третий альбом «Sturmlieder», в 1999 – четвертый, «Stirb und Werde», а в 2000 – пятый, «Neuschwabenland», посвященной таинственным пространствам, открытым в конце 30-х немецкой экспедицией в Антарктиде. Музыка постепенно становится мягче, мелодичнее. Апогея эта тенденция достигает на шестом альбоме «Venezia», вышедшем в 2001 году. Как нетрудно догадаться по названию, альбом посвящен Венеции – мистическому и таинственному городу, вызывавшему вдохновение у великого множества талантливых артистов на протяжении всей своей истории. Пожалуй, это самый красивый и загадочный альбом Allerseelen, тонко передающий атмосферу зыбкого ирреального существования удивительного города-сказки, сна наяву, миража в туманной зимней лагуне. На «Venezia» впервые появляются элементы фольклора, в альбоме немало неоклассических и джазовых паттернов, при этом саунд становится заметно более электронным, индустриальные шумы пропадают, уступая место гипнотическим сэмплерным ритмам, призрачным голосам и обволакивающему психеделическому бэкграунду, напоминающему скорее о трип-хопе, нежели о музыке Allerseelen середины 90-х.
   2002 год приносит очередной поворот в творчестве. Вышедший в этом году альбом «Abenteuerliches Herz» проникнут испанскими и португальскими фольклорными мотивами, насыщен сэмплами из неожиданных источников, в первую очередь, гитарными риффами из краут-роковых и прогрессив-фолковых пластинок начала 70-х, электронные ритмы практически исчезают. Этим альбомом Герхард открывает новую страницу в творчестве Allerseelen – теперь этот удивительный проект надо характеризовать как апокалиптический краут-поп с примесью индустриального фольклора.
   В 2003 г. на лейбле Герхарда Ahnstern стартовало масштабное издание творческого наследия Allerseelen на виниле. В очаровательный деревянный бокс коллекционеры со временем любовно уложат десять двойных виниловых альбомов, два из которых содержат избранные вещи с кассет раннего периода, а остальные – треки со всех восьми номерных альбомов проекта. Каждое из переизданий будет включать неизданные и редкие композиции, принадлежащие периоду записи соответствующего компакт-диска. Подобное масштабное начинание стало возможным благодаря сотрудничеству с австрийским лейблом Steinklang. Переиздание началось с альбома «Flamme», состоявшего в основном из обработок ранее изданных вещей, где в качестве приглашенного вокалиста присутствовал Josef K из Von Thronstahl.
   В конце 2003 г. Allerseelen впервые приезжает в Россию, чтобы принять участие в ежегодном международном фестивале Heilige Feuer. Выступление проекта стало истинным венцом фестиваля. Голос Герхарда, бас-гитара и тимпаны, наложенные на электронный подклад, создавали странное ощущение слияния тевтонского холода со средиземноморским теплом, сочетания строгости и непринужденности, балансирования между ритуалом и фиестой.
   На декабрь 2005 г. запланирован выход нового, девятого по счету номерного альбома под названием «Edelweiss». В альбом войдут песни, представляющие сегодняшнее лицо Allerseelen, «более мягкое и близкое к гипнотическому краут-року и психоактивному краут-фолку, нежели ранние индустриальные и постиндустриальные работы группы». Некоторые из этих песен будут исполнены вживую во время нынешнего европейского тура Allerseelen, не станут исключением и российские концерты проекта.
   
   Санкт-Петербургский концерт является частью международного фестиваля "Нойз против Гламура-2", подробности по адресу http://www.electro-industria.narod.ru/press9.html
   
   19 ноября, суббота, Санкт-Петербург
   RED Club
   ул. Полтавская, д.7
   тел. (812) 277-13-66
   Начало в 19.00
   Цена билета 350 руб
   
   20 ноября, воскресенье, Москва
   Tabula Rasa
   Комсомольский просп., 28 (в здании МДМ)
   тел.: (095) 248 66 88
   Начало в 20.00
   Цена билета 450 руб.