BOULEZ 2005
(4xCD, Deutsche Grammophon, 2004, 61:28+76:25+60:09+69:06) Stereo&Video Сентябрь 2005В 2005 году исполняется 80 лет французскому композитору, виднейшему представителю музыкального авангарда, выдающемуся дирижеру и пианисту Пьеру Булезу, который, по словам лондонской Guardian, «остается одной самых влиятельных и противоречивых фигур в современном музыкальном мире». К юбилею музыканта Deutsche Grammophon приурочила выпуск комплекта из четырех CD, в которых знаменитый маэстро выступает в композиторской и дирижерской ипостасях. Начиная с 1970 года Булез сделал для лейбла множество записей ключевых сочинений авторов XX в. и собрал внушительную коллекцию наград — 26 премий «Грэмми»! Испытав на себе влияние принципов нововенской школы (Антон фон Веберн), Булез-композитор пришел к созданию собственного метода «тонального», или «интегрального» сериализма. В его сочинениях отсутствуют мелодия и тема в классическом их понимании, главенствует пуантилистическая манера письма. Это ярко экспрессивная, красочная музыка, в которой огромное значение принадлежит колориту, тембровой выразительности (Булез учился в Парижской консерватории у Мессиана). Финский пианист Паавали Ямпаннен записал ранние фортепианные сонаты, сочиненные композитором в период 1946–1957 гг.; сам автор высоко оценил эту работу. Другой CD представляет, пожалуй, самое знаменитое сочинение Булеза — «Молоток без мастера» (Le Marteau sans maitre, для контральто, альтовой флейты, гитары, вибрафона и ударных; 1957). Этот и более поздние опусы — Derive 1&2 (1980), превосходно исполнил Ensemble Intercontemporain. На следующих двух дисках серии зафиксировано искусство Булеза-дирижера. К великому австрийскому композитору Густаву Малеру маэстро всегда испытывал большую любовь, выпустил немало альбомов с его сочинениями; сделанная в 2004 году запись 3-й симфонии снискала Булезу его последнюю премию «Грэмми». Малеровский диск комплекта включает песенные циклы для голоса и оркестра: «Песни об умерших детях», песни на слова Ф. Рюккерта и «Песни странствующего подмастерья». Сольные партии великолепно исполнили Анна София фон Оттер, Виолета Урмана и Томас Квастхоф. А вот как Булез отзывается еще об одной своей привязанности: «История музыки XX века была бы неполной без упоминания сочинений Белы Бартока». Комплект украшает запись трех фортепианных концертов Бартока. Превосходным солистам К. Циммерману, Лейфу Уве Андснесу и Элен Гримо аккомпанируют высококлассные оркестры — Чикагский симфонический, Берлинский филармонический и Лондонский симфонический. Дирижирование Булеза отличает виртуозное управление оркестром, тяготение к выявлению полифонии, колористического богатства музыки. Дирижер словно любуется оркестровыми красками, контрастными чередованиями фактур.
Артем АВАТИНЯН