Музыка

ZGA

(CD, Странные Звуки Рекордс, 2004, 74:50) Stereo&Video Сентябрь 2005
ZGA}
Жанр: электроника
Оценка диска: 

Название альбома не имеет отношения к актуальным политическим коллизиям — питерская группа «Зга» изначально обреталась в советско-прибалтийском городе Риге, и все представленные на альбоме треки относятся именно к их раннему, «рижскому» периоду. Если кто не знает, возглавляемая бессменным лидером Николаем Судником и многократно менявшая состав участников «Зга» стала легендой еще в те незапамятные 80-е как минимум по четырем обстоятельствам: 1) они играли чистой воды индустриальный авангард, культивируя некий доисторический «празвук», и применением всяческих металлических объектов и звучащих устройств в качестве инструментов повергали в шок неподготовленных слушателей, не имевших представления о существовании Einstuerzende Neubauten или Z’ev; 2) без всякой поддержки со стороны рижского горкома комсомола они активно гастролировали по европам, что в те годы было делом неслыханным; 3) в конце 80-х альбом «Зги» издавался небезызвестным Крисом Катлером на спецлейбле «Point East» и 4) впечатляющая коллекция пластинок Судника, собиравшего аутентичный джазовый и филармонический авангард дремучих лет и какую-то несусветную экзотику, вроде записей тектонических шумов, произведенных спятившими на жаре австралийскими фермерами. Три четверти материала «Riga» — с того самого, «катлеровского» альбома, остальные выбраны из архивов, но ничуть не хуже: классический индастриал-авангард с сильным влиянием фри-джаза и краут-рока, напомнит как вышеупомянутых Neubauten, Strafe fuer Rebellion и ранних Fini Tribe, так и ряд артистов с Recommended и RecRec (их имен за давностью лет ваш рецензент так сразу и не припомнит), местами — даже The Birthday Party и прочих пост-бифхартовских постпанкеров. Сравнения эти, кстати, вовсе не реверанс в сторону «Зги», не комплимент, а простая констатация факта.

Виталий СТЕРН