Музыка

MARIANNE FAITHFULL

(CD, Naive, 2004, 41:01) Stereo&Video Сентябрь 2005
MARIANNE FAITHFULL}
Жанр: поп+рок
Оценка диска: 

Поп- и рок-музыка всегда были уделом молодых — да просто потому, что энергия и острота чувств тут всегда значили больше, чем мастерство исполнения или знание канонов жанра. Когда-то и Марианн Фейтфулл была настоящей поп-принцессой, белокурой красавицей с ангельским голосом. По большому счету, она так и не стала ни композитором, ни музыкантом, ни даже певицей, но оставалась именно поп-звездой. Людей всегда больше интересовали ее фотографии и сплетни о романе с Джаггером или проблемах с наркотиками, нежели ее творчество; она была картинкой, символом «свингующего Лондона». В 2004 г. Марианн Фейтфулл исполнилось 58 лет, и это первое, о чем вспоминаешь при прослушивании нового альбома. Пластинка была записана с отнюдь не маленькой помощью ее «юных» друзей-альтернативщиков: Пи Джей Харви (5 песен), Ника Кейва (3 песни), лидера Blur Деймона Алборна (1 песня) и известного в первую очередь по саундтреку к фильму «Магнолия» композитора Джона Брайона (1 песня). Они сочинили все номера (Пи Джей Харви и Алборн также и тексты) и исполнили их с музыкантами собственных групп. Вот бы еще они сами и спели, потому что к их интенсивному, драйвовому саунду Марианн Фейтфулл прилагает совершенно неадекватный вокал — безжизненный, старческий, скрипучий, костяной. Где уж там придать чужим песням какие-то личные интонации, ей не по силам их просто вытянуть. Особенно пострадала в этом отношении Пи Джей Харви: к ее яростной, угловатой гитарной атаке и сырому блюзу подойдут любые крайности и эксцессы, но только не эта бледная немощь. С Кейвом все не так критично, потому что по своему духу, настроению и аранжировкам (с использованием струнных, рояля, органа, вибрафона) его композиции менее рОковые и ближе к торч-песням и шансону. Совершенно не вдохновляют и написанные Фейтфулл слова; конечно, любви все возрасты покорны, но в 60 скрипеть о том, что «Любовь безумна, любовь слепа» — это уж явный перебор; пора бы и о душе подумать. Не всегда уместно звучат в ее устах и чужие тексты — позиция матери, выталкивающей ребенка в самостоятельную взрослую жизнь, подходит сочинившей песню Пи Джей Харви, но не бабушке Марианн. В «There is a Ghost» Фейтфул поет: «Помнишь ли ты, кто я?» Честное слово, ни помнить это, ни слушать этот альбом совершенно не обязательно.

Владимир НАСОНОВ