JOAN BAEZ
(CD, Vanguard/Пурпурный легион, 2005, 75:34) Stereo&Video Сентябрь 2005В начале 60-х Джоан Баэз была уже довольно известной исполнительницей фолка и всячески поддерживала начинающего Боба Дилана: она представляла его публике на своих концертах, пела с ним дуэтом, исполняла его песни. Четвертый альбом Баэз «In Concert, Part 2» (1963) наряду со ставшей гимном борцов за гражданские права «We Shall Overcome» впервые содержал также две дилановские вещи. После чего Джоан взяла Боба с собой в турне, и между ними сложились близкие, хотя и сложные взаимоотношения (о которых довольно много написано). Десятый альбом Баэз «Any Day Now», впервые вышедший в виде двойного LP в 1968 г. и состоящий исключительно из сочиненного Диланом материала, явился как бы итогом этих отношений любви-ненависти. Из вошедших в него номеров 10 довольно широко известны, они — с выходивших на Columbia пластинок Дилана: 4 — с «The Times They Are A-Changing» (1964), 4 — с «John Wesley Harding» (1967), 1 — с «Blonde On Blonde» (1966) и 1 — с «Bringing It All Back Home» (1965). Оставшиеся 8 песен в официальные альбомы певца не входили; в CD дополнительно включены концертные записи еще 2 номеров Дилана в исполнении Баэз. Музыкальные критики не раз отмечали, что выбор и расположение песен в «Any Day Now» не случайны, пластинка имеет свою концепцию и сюжет, а ее содержанием являются отношения Баэз и Дилана. Альбом начинается с не столь давнего прошлого («Love Minus Zero»: «Моя любовь… знает слишком много, чтобы спорить или судить»), потом возвращается в предысторию («North Country Blues»), сбивчиво рассказывает историю развития чувства вплоть до момента избавления от него («I Shall Be Released») и долгого прощания («Restless Farewell»). В музыкальном плане альбом значительно отличается от записей певицы начала 60-х. Раньше она пела лишь под аккомпанемент своей гитары, а теперь с ней играют профессиональные сессионщики из Нэшвилла, которые обеспечили каждому треку индивидуальное звучание, используя богатый арсенал инструментов — мандолину, скрипку, гавайскую гитару, электрический ситар, орган и др. Но центральное место, конечно же, занимает голос Джоан: чистый, прозрачный, мощный. Правда, по сегодняшним меркам, все это звучит слишком прямолинейно и слишком правильно. Песням не хватает эмоциональности, какой-нибудь (пусть умышленной) странности или ошибки, которые вдохнули бы жизнь в этот потрясающий профессионализм.
Владимир НАСОНОВ