VARIOUS
(CD, Temporary Residence/Пурпурный легион, 2005, 40:24) Stereo&Video Сентябрь 2005«Все приходит и уходит». Подходящее название, особенно, применительно к таким старожилам, как Black Sabbath. Состав же участников сборного трибютного альбома — сплошь построкеры и лэптоп-электронщики — ни за что не позволил бы сделать предположение об его возможных героях. Тем здоровее интрига. А ведь Sabbath — и в самом деле чемпионы, двинувшие музыку путем, которым она до того момента ни разу не хаживала. Взращенные той же питательной средой, что незадолго до этого изрыгнула из своих недр Led Zeppelin, они вошли в историю как хэви-металл-группа №1 планеты: они первыми из рокеров открыто адаптировали к своим нуждам оккультную символику/тематику, дистанцировались от идеологии хиппизма и сделали отчаянную попытку свести к минимуму зависимость этой музыки от ее же блюзовых корней. Идея созвать для интерпретации классического наследия и записи песен величайшей металл-команды исполнителей нетрадиционных андеграундных жанров пришла в голову сотрудникам небольшого звукозаписывающего лейбла из города Балтимора Temporary Residence еще в 1997 году, но ее воплощение растянулось на восемь лет. За это время много воды утекло. В мире произошли вещи, о которых и подумать страшно: Black Sabbath воссоединились в первоначальном составе, а вокалист Оззи Озборн из пожирателя летучих мышей мутировал в звезду нескончаемой мыльной оперы — со всем своим выводком в придачу. Одна из групп сборника, Curtis Harvey Trio, вовсе приказала долго жить, и запись кавер-версии «Changes» в стиле «кантри» оказалась единственным документальным свидетельством ее существования. Участие японской экспериментальной нойз-рок-бригады Ruins (единственного исполнителя здесь, представляющего не Америку) даже не планировалось. Просто в один прекрасный день на стол менеджера из Temporary Residence легла DAT-кассета с припиской от руки: «Надеемся, что фанат Sabbath не разозлится на этот песня». Собственно говоря, в какой-то мере «Reversible Sabbath» — высшая эмоциональная точка всей необычной коллекции, так как на ней Ruins заняты тем, что исполняют по нескольку начальных тактов примерно восьми различных композиций Sabbath, а затем вживую выдают то же самое, только задом наперед, что придает звучащему ощущение полнейшего футуристического беспредела! Примечательно, что участники сборника не старались «снимать» саунд BS один в один. Вдвойне примечательно, что большинство понимало, где проходит грань между пародией и кавер-версией, и не стремилось сделать свои варианты совершенно неузнаваемыми в сравнении с оригиналами. Прискорбное исключение — дуэт Matmos («F/X»), от рук которых Sabbath претерпели самым серьезным образом: с трудом уловимое, беспорядочное и, по большому счету, бестолковое электронное чириканье едва ли тянет на то, чтобы называться кавером BS. В исполнении другого матерого электронщика, Four Tet, «Iron Man» поменял ориентацию, и некогда громоподобный гимн с железным голосом Оззи превратился в мятную MOR-жвачку, ингредиенты которой — акустические гитары, мягкие нейлоновые струны, хромающий хип-хоповый бит. Мелодийная линия, правда, была оставлена неизмененной. Все остальное слушать можно и нужно. Это касается, в первую очередь, команд, которые постарались сохранить верность духу, если не букве, древних композиций. В своей инструментальной версии квинтет Grails делает упор на мощи и убойной силе монолита, коим является «Black Sabbath», и отсутствие вокала им не помеха, тогда как техасцам Paul Newman как нельзя лучше удается подобрать ключи к таинственному шедевру «Faries Wear Boots». Ребята из Anomoanon, возглавляемые Недом Олдэмом, братом знаменитого апологета аппалачского кантри-рока Уилла Олдэма (Palace Brothers, Palace, Bonnie ‘Prince’ Billy), задумчиво перебирают струны под нечто, погружающее в состояние оцепенения и немого восторга, пока оно, это самое, не приобретает знакомые очертания «Planet Caravan». Слушанье, интригующее каждого, знакомого с ранними BS. Где-то даже проливающее свет на неизведанные возможности и комбинации сотрудничества разных жанров и стилей. Сожаления достоин лишь тот факт, что некоторые артисты лейбла Temporary Residence, явно напрашивающиеся в сборник, — в первую очередь, Tarentel и Explosions in the Sky, — так и не нашли возможности проявить себя в качестве интерпретаторов бирмингемской четверки.
Николай КИРЮХИН