JOHN McLAUGHLIN
(CD, Verve, 2003, 44:25) Stereo&Video Июнь 2004Новейшая пластинка ветерана джаз-роковой гитары Джона Маклоклина (или, согласно более привычной, но менее верной транскрипции, устоявшейся в русской традиции с 1970-х — Маклафлина) — прежде всего совсем не джаз-роковая запись. Она продолжает вторую основную для Маклоклина линию — акустическую, связанную прежде всего с фламенко. Первые три трека (собственно, «Воры и поэты») — это массивная трехчастная сюита для акустической гитары (Джон) и симфонического оркестра (Германский камерный филармонический оркестр под управлением Ренато Риволты), работа насыщенная, но в целом не то чтобы банальная — но предсказуемая. Гораздо интереснее (хотя куда менее ярко) звучат треки с четвертого по седьмой. Это четыре джазовых стандарта (включая такие, казалось бы, невосстановимо избитые, как «My Foolish Heart» и «Stella By Starlight» Виктора Янга), сыгранные Маклоклином на акустической гитаре не в джазовой манере, а в чистом flamenco nuevo (то есть с джазовыми альтерациями и гармоническими надстройками, но при изложении материала в соответствующем строе — фригийском ладу — и технике фламенко), причем в сопровождении ансамбля из четырех акустических гитар (здесь — Aighetta Quartet) и бас-гитары (здесь — Гельмут «Хелл» Шартмюллер), то есть в том же варианте, что звучит на альбоме Маклоклина 1994 г. «Time Remembered», посвященном музыке одного из кумиров Джона — покойного пианиста Билла Эванса. Надо сказать, этой части альбома, сравнительно с «Time Remembered», пошло на пользу то, что каждый новый трек посвящен памяти не одного и того же пианиста, а разных: Билла Эванса, Хэрби Хэнкока, Чика Кориа и Гонсало Рубалькабы, что помогает избежать однообразия в настроении и выразительных средствах. Да и весь альбом в целом, учитывая, что он состоит из двух весьма разноплановых частей, объединенных только строем фламенко и звуком акустической гитары, вполне разнообразен и насыщен, хотя и не открывает ни одной Америки.
Кирилл МОШКОВ