Музыка

METAXU

(CD, No Type, 2003, 55:47) Stereo&Video Июнь 2004
METAXU}
Жанр: электроника
Оценка диска: 

Второй альбом итальянского электро-авангард-дуэта Metaxu посвящен самым прискорбным и страшным эпизодам века ушедшего и, что еще тревожнее, наиактуальнейшей теме века нынешнего, а именно — войне. Двенадцать музыкальных пьес (от элегий до настоящего кошмара) служат звуковыми иллюстрациями к сараевскому выстрелу Гаврилы Принципа, натовским бомбардировкам Югославии, гражданской войне в Испании, войнам в Корее и Вьетнаме, полету «Энола Гей» над Хиросимой, разгрому Перл-Харбора, восстанию в варшавском гетто, блокаде Ленинграда, столкновению на Фолклендах, атаке на нью-йоркский Твин-тауэр 9–11, резне в Дэйр-Яссине. В музыке в равной степени отсутствуют как неуместный милитаристский пафос, так и еще более неуместное пацифистское морализаторство и сентиментализм. Такой подход, очевидно, понравится далеко не всем, но ведь невозможно, согласитесь, обвинить Гойю, Верещагина, д’Аннунцио или Вагнера в апологетике и воспевании ужасов войны. Имена бессмертных классиков мы здесь приводим неспроста: произведения Metaxu практически не оперируют схематичными поп-музыкальными приемами (предполагающими столь же схематичное и прямолинейное содержание), малопригодными для полноценного раскрытия столь опасной темы. Здесь мы имеем дело с особой, довольно свежей разновидностью серьезной электроники под названием orchestral glitch music, явно подкрепляющей тенденцию движения непопсовой профессиональной электроники к академической музыке. Один из авторов — Maurizio Martusciello — уже достаточно преуспевающий композитор, издававшийся на лейблах Line/12k, Metamkine, ReR, Plate Lunch; его напарник — Filippo Paolini — более известен как некоммерческий DIY-производитель. Дуэт в отличие от стилистически сходного французского тандема Aldea/Chiossone, чей альбом недавно получил свою оценку на этих страницах, использует исключительно электронный инструментарий (сэмплеры, компьютерный софт, вертушки, тэйпы, CD-проигрыватели), но умеет показать музыку филармонического уровня и качества.

Виталий СТЕРН