SHOSTAKOVICH
Gergiev/Kirov Orchestra/Rotterdam Philharmonic Orchestra
(SACD, Philips, 2003, 78:50)
Stereo&Video Июнь 2004
С июля по сентябрь 1941 года в осажденном Ленинграде Шостакович написал первые три части своей седьмой — «Ленинградской» — симфонии. Очень скоро произведение стало музыкальным манифестом города, шире — страны, борющейся за выживание. «Художник обязан занимать принципиальную и активную позицию в исторической конфронтации прогресса и мракобесия, культуры и варварства, света и тьмы. Нашей борьбе против фашизма, грядущей победе над врагом, родному Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию» — эти программные слова Шостаковича напечатаны 29 марта 1942 года в газете «Правда». Первое исполнение симфонии 5 марта 1942 г. в Куйбышеве и состоявшуюся тремя неделями позже московскую премьеру принимали радиоточки всего Советского Союза. В июне 1942 г. в Лондоне сэр Генри Вуд с оркестром BBC осуществил радиотрансляцию зарубежной премьеры симфонии, а в июле в Нью-Йорке А. Тосканини с оркестром NBC представил этот опус американской публике. Но наиболее волнующим событием было исполнение симфонии в осажденном неприятелем Ленинграде в августе этого же года оркестром под управлением Карла Элиасберга. Эти факты в сочетании с духом истинного гуманизма, высочайшими эстетическими достоинствами ставят 7-ую Шостаковича в ряд уникальных творений в истории музыкальной культуры. Некоторые свидетельства заставляют взглянуть на нее и под иным углом. Автор говорил о том, что стимулом к созданию симфонии были не только события военной поры, но и жизнь страны в довоенный период. Вот письменное свидетельство Шостаковича о знаменитом эпизоде нашествия из первой части: «Тема нашествия — это не нацистская атака. Я думал о других врагах людей при ее создании». Эзопов язык этих документов, намекающий на множественность ликов тирании, неприятие Шостаковичем любых проявлений тоталитаризма и диктатуры можно сопоставить со страстной эмоциональностью, философской глубиной и многозначностью самой музыки. Данная запись осуществлена совместными творческими усилиями коллективов оркестра Мариинского театра и Роттердамского филармонического оркестра и дирижером Валерием Гергиевым. Оркестры демонстрируют отличную сыгранность, будто уже долгое время репетируют и выступают совместно. Прочтение симфонии основано на принципах аутентизма — предельно бережно переданы текстологический, концептуальный и духовный аспекты музыки. Интепретаторский вклад в исполнение дирижера ясно различим: В. Гергиев стремится не только сохранить, но даже расширить эмоциональный диапазон сочинения, заметно повышая накал драматичных, экспрессивных, «горячих» эпизодов и искусно сдерживая эмоциональный градус относительно спокойных, медитационных фрагментов симфонии. Технически запись сделана превосходно. Диск объединяет три фонограммы — варианты CD, SACD и SACD Surround.
Артем АВАТИНЯН