Музыка

MAHLER
Wiener Philharmoniker Gilbert Kaplan Latonia Moore/Nadja Michael/Wiener Singverein

(2хCD, Deutsche Grammophon, 2003, 23:17+62:31) Stereo&Video Июнь 2004
MAHLERWiener Philharmoniker Gilbert Kaplan Latonia Moore/Nadja Michael/Wiener Singverein}
Жанр: классика

Случаются в жизни удивительные вещи. Гилберт Каплан, учредитель и издатель одного из влиятельных финансовых журналов, на протяжении многих лет испытывает влечение, в сущности, полярно противоположное миру цифр и денег, — горячую любовь к исполнению музыки Густава Малера. И вот осуществленная им — формально дирижером-любителем — и Венским филармоническим оркестром в 2003 году запись Второй симфонии выдающегося австрийского композитора оказывается в верхней части списка бестселлеров. «Немногим дирижерам удавалось подойти так близко к реализации замысла композитора», «одна из великих интерпретаций Малера» — это только два фрагмента из множества откликов на запись в мировой прессе. Исполнение действительно великолепное. Мелкие погрешности оркестрового ансамбля никак не сказываются на общем очень сильном впечатлении. Как объяснить этот феноменальный успех, ведь дискография симфоний Малера огромна, и соперники у Каплана весьма именитые? Думается, основная причина — в соединении лучших качеств так называемых профессиональных и любительских принципов и подходов к исполняемому материалу. В прочтении симфонии Капланом — сплав академической строгости, точности с непосредственностью, спонтанностью музыкального выражения (понятие «любительский» ведь произошло от замечательного корня — «любить»). Дирижер передает временную (метроритмическую) структуру музыки в романтической манере свободного, естественного жеста. Такой подход в чем-то перекликается с исполнительским стилем самого Малера — об этом позволяет судить уникальная историческая запись фортепианной транскрипции «Funeral march» (похоронного марша) из 5-й симфонии композитора, в которой в качестве автора переложения и исполнителя выступает сам Малер; фонограмма сделана в 1905 году на аппарате «Вельте-Миньон» (Welte-Mignon Digital, 5 44014 2). Каплан совместно со специалистами по малеровскому творчеству провел огромную работу по подготовке новой редакции партитуры. Было изучено 14 различных источников, в текст внесено множество исправлений, уточнений; с особым тщанием изучены рукописи и оригинальная корректура самого Малера. Музыка прекрасна. Удивительно естественно в симфоническом океане материализуются музыкальные островки вокала (привлечен материал цикла песен для голоса и оркестра «Волшебный рог мальчика» и поэзия Ф. Клопштока). Идея симфонии — «жизнь, смерть, бессмертие». В этом издании фигурирует первоначальное программное название опуса — «Resurrection» («Воскресение»); известно, что позже Малер, разочарованный ложным истолкованием собственных намерений, снял все подзаголовки своих симфоний. «То, о чем говорит музыка, — это человек чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий», — так сам композитор отзывался о своем творчестве, и эти слова можно отнести ко 2-й симфонии. Технический уровень записи очень высокий. Издание непременно займет достойное место в фонотеках меломанов и почитателей творчества Густава Малера.

Артем АВАТИНЯН